Туман

Борис Алексеев -Послушайте
Василий отработал ночную смену на заводе плодоовощной тары. Честно говоря, глагол «отработал» нам сообщает не столько о характере произведённых усилий, сколько о прошедшем и бесцельно потраченном рабочем времени. В связи с недопоставкой в цех калиброванной дощечки почти всю смену Василий просидел в курилке, забивая с товарищами козла. Но, согласитесь, он тут ни при чём, не виноваты и его товарищи! Эта калиброванная, блин, дощечка поступила со склада только под утро и в не распакованном виде была изъята на склад по причине окончания смены.

Впрочем, рассказ не об этом.

«Ну, брат, а теперь слушай меня сюда! – ухмылялся Василий, разливая добытый на заводе спиртик для протиры двух плодоовощных ЧПУ, – вышел я из проходной с утреца, тихо, туман к ногам, как котейка малой, ластится, округ ни души. Дай, – думаю, – не пожду автобуса, а пойду пешкодрапом, опосля сидячки оно завсегда полезно!».

Сказано – сделано. Пошёл Василий из степного городка Сальск – гляньте, есть такой в Ростовской области – прямиком к себе в Логвиновку. Идёт, а туман-то всё прибывает. Ползёт по степи морок непроглядный, будто в церквухе поселковой белая топь по стене разбегается. Идёт Василий и думает:
«Туман есть что? – Туман есть отличительная особенность теперешней россейской жизни. Вот что такое туман. А мы все в энтой туманной близорукости осклабились и посходили с ума. Вчера, к примеру, перед сменой залез в интернет, читаю: – остановился, достал телефон, читает – «В Свердловской области женщина вышла в маске(!) во двор своего частного(!) дома покормить собаку. Ее заметила соседка, сфотографировала и написала донос в полицию. На женщину завели административное дело по статье 6.3...». – убирает телефон в карман – Ни хрена себе! Это чё, тридцать седьмой досель не кончился?..

Дальше пошёл Василий. Идёт, думает, а разобраться не может: донос соседки, что это – злой умысел, или умопомрачение? Хмурится Василий:  «Нас, как щенков, заставляют бояться! Ваксеры, антиваксеры – сущий зверинец!»

Помнится, в десятом классе записался Вася в психологический кружок, записался смеха ради, хотелось ему девчонок клеить на раз. Фрейд, Фрейд!.. Ничего он в его толкотне не понял, но зацепило его совсем другое: страх разрушает и ожесточает личность, а из разрушенной личности, как сорняк, прорастает зло. И теперь, вспомнив эту фразу, он мучительно соображал: «А чё дальше, дальше-то чё?» И сам же себе отвечал: «Чё-чё, выходит, к войне дело идёт…».

Что тут скажешь, прав Василий. Подобные причинно-следственные связи мы уже проходили. У Стругацких в романе «Трудно быть богом» есть фраза: «На смену всякому серому движению приходит чёрное движение». Стругацкие сложные люди, и не всё, что они пишут, мягко говоря, полезно читать, но в оценке социальной роли агрессивной посредственности они безусловно правы.

...Шёл Василий, как ёжик в тумане, а я глядел на него и думал: «Может, туман - это облако и нет никакого затуманенного сознания? Просто облако! А дальше, чуть повыше райские кущи. Хватит страдать и ёжиться перед толстопузыми баулами благ, вот он раёк, наша скорая помощь!..
 
Заглядевшись на Василия, я даже почувствовал, как Господь положил мне на плечо Свою тёплую руку. Однако радость моя была недолгой. Туман рассеялся, и то, что я принял за прикосновение Бога, оказалось всего лишь порцией горячих солнечных корпускул. Ну и что?! Радость моя осталась при мне! Ведь я её испытал, а не придумал!». И вообще: «Туман – обман, и нет никакого тумана!» – закричал я, направляясь к Василию.

– Ой, Федот, глянь, чё-эт он орёт? Може, случилось чё? – хохотнул один из двух, идущих навстречу мужиков и потешно погрозил Василию пальцем.
– Ато! – ответил другой, перекладывая косу с плеча на плечо.
Два косаря возвращались с утреннего покоса. Их вид, предельно усталый и в то же время необычайно светлый, несмотря на солнечный перегар, навели меня на замечательную мысль:

«В тумане можно (несмотря ни на что!) Быть и приносить пользу, а не только злобствовать, ёрничать и бояться!». Как только я так подумал, а ведь я подумал о будущем, Василий обнял меня и открыто по-русски улыбнулся.