Художник

Виталий Коломыц
 
АНИСИМОВ Лев


ХУДОЖНИК ЛЕОНИД МИЛОВАНОВ

Вечернее солнце уходящего осеннего дня золотит купола Ново-Иерусалимского монастыря. Быстрая вода Истры несёт облетающие листья ивы, берёзы, травный сухостой. Её прохладные даже летом струи теребят длинные зелёные пряди водорослей, похожие на волосы притаившейся русалки. Монастырь величественно охватывает своими стенами и бережливо хранит историю. Основанный в 1656 году Патриархом Никоном в 56 вёрстах к северо-западу от Москвы, сначала он назывался Воскресенским. Местность эта была знакома основателю с тех времён, когда он многократно проезжал по этому паломническому пути в Иверский монастырь. Живописные долины, лесистые холмы, быстрая Истра, похожая на Иордан. Место, предуготованное Богом для Российской Палестины...
На правом берегу реки художник в тёмной куртке и армейской панаме внимательно всматривается в архитектурный ансамбль монастыря, стоя рядом с мольбертом. Торопясь уловить впечатление от ускользающего вечернего света, делает энергичные мазки кистью. Рука смешивает краски на палитре, делает мазок, ещё один. Художник отходит, прищуривается на этюд, потом на купола, сравнивая. Краски уверенно ложатся в нужное место. Этюд оживает на глазах, передавая всю прелесть ранней осени, строгость и величие монастырских стен, беспокойную гладь реки. Самое важное передать впечатления от того, что видишь, что переживаешь.
Художника зовут Леонид Милованов. Он любит эти места. Природа, История, Имена...
В тихом маленьком городке, называвшемся в былые времена Воскресенск, застроенном деревянными домишками, с пустынными улицами, поросшими травой, в 1881-84 году проживал летом у брата Чехов. Антон Павлович работал в то время земским врачом в Звенигородской больнице. В деревне Бабкино, отдыхая с семьёй три лета подряд, Чехов создал такие чисто бабкинские рассказы, как «Дочь Альбиона», «Налим», «Скорая помощь». Чуть позже в окрестностях работал и жил художник И. И. Левитан, которого привлекла необыкновенно красивая природа здешних мест. Левитан переселился в Бабкино в1885 году и прожил там два года. В память об этих местах он подарил Чехову картину «Река Истра». Они были очень дружны.
А старинное село Бужарово? Ему уже пятьсот лет! В XV веке оно принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю, позднее, переменив нескольких владельцев, перешло к предкам А. С. Пушкина. Река Истра описывает здесь крутую петлю, уходя в сторону от высокого холма, который увенчан одноглавой с шатровой колокольней Преображенской церковью.
Ламишино, Рождествено, Палевшино, Павловская Слобода, Истра, Звенигород — все эти места влекут и вдохновляют!
Очистив кисти и палитру, собрав этюдник, художник укладывает нехитрый багаж в свой «внедорожник». Присев на поваленную иву, он глядит на течение реки, теребя в руках травинку...
Маленький мальчик, сидя на полу, усердно выводит на бумаге Волка и Зайца — героев любимого мультфильма. Вокруг разбросаны цветные карандаши, листы бумаги. Мальчика зовут Лёня, ему три года. Он морщит лоб, вспоминая что-то, потом, с облегчением вздохнув, продолжает рисовать. Рядом, положив голову на лапы, лежит немецкая овчарка. Мальчик поднимает рисунок и показывает собаке. Пёс одобрительно ворчит. Они дома вдвоём, но им не скучно. Это так увлекательно — рисовать! Его без опасения оставляют дома одного. Идёт 1970 год... Молодые родители: мама — математик, отец — известный журналист, — всячески поощряют увлечение сына. Отец, Леонид Васильевич, выросший на истринско-звенигородских землях, знакомит сына с прошлым этих мест...
Сын же учился в школе, занимался в изостудии, затем в Художественной школе Тимирязевского района, потом на художественно-графическом факультете педагогического института. Он не представлял себе жизни без рисования, без искусства.
Диплом Леонид Милованов защитил на серии портретов. Творческим наставником его был Народный художник СССР, лауреат премии России им. И. Е. Репина, профессор живописи Игошев Владимир Александрович. Известный художник — певец Севера, чьё творчество продолжалось и в окопах Великой Отечественной войны, и на бескрайних просторах нашей Родины. Это, пожалуй, один из немногих художников, произведения которых собраны в персональных галереях и пользуются поистине народной славой.
Детское увлечение стало для маленького московского мальчишки делом его жизни. Он стал художником.
«Худ-граф» дал Леониду универсальное образование.
Художник-педагог, по его словам, имеет более широкое поле деятельности, чем узкоспециализированный художник. Владение методологией позволяет работать в разных жанрах живописи и рисунка, видеть и оценивать различную технику, уходя от творческого однообразия. После окончания института Милованову предложили преподавать на кафедре рисунка. Шесть лет преподавания и шесть лет творческого становления. Трудно было совмещать преподавание с творчеством: катастрофически не хватало времени для живописи. Он заметил, что в институте профессиональные преподаватели с большим стажем всё реже берут в руки кисть, а если и берут, часто из этого ничего не получается. Стало очевидным — нужно определяться.
Леонид выбрал творчество. Нужно было доказать в первую очередь себе, что академическая живопись не умерла и продолжает замечательные традиции русского искусства и культуры, что она востребована.
Когда его спрашивают о том, у кого из великих мастеров прошлого он учился, обычно Леонид называет плеяду великих русских художников конца XIX — начала XX века: Серов, Репин, Суриков, Коровин, Нестеров, братья Васнецовы... А из художников советского периода непременно назовёт Аркадия Пластова. С ним его объединяет родство духа, интерес к жизни простых людей, которые и составляют костяк народа, его суть.
В конце 80-х годов родители Лёни Милованова купили под Вышним Волочком дом в деревне на берегу реки Цна, которая впадает в Вышневолоцкое водохранилище, созданное ещё при Петре I. Отец, Леонид Васильевич, хорошо знал эти места, пригодные и для рыбалки, и для охоты. Тогда впервые коренной москвич, проживший 20 лет в городе, попал в совершенно неизвестный ему, но такой уютный мир деревни. И этот мир будущему художнику понравился простотой общения, немудрёным бытом, богатой природой. Помогая отцу обустраивать дом, Лёня проводил в деревне порой по полгода. В то время он и не знал, что в 40 км от их деревни находится академическая дача Художественного фонда, любимое место творческих командировок русских художников.
И только в 1994 ему удалось поработать в этом известном каждому художнику месте на пленэре под руководством действительных членов Академии художеств России академиков живописи Ю. П. и М. Ю. Кугачей. Результатом стало большое количество рисунков, этюдов. Многое из написанного воплотилось потом в пейзажи, портреты, жанровые картины.
С 1995 года работы художника Милованова участвовали в серии выставок в Москве и за рубежом. Выставки были организованы объединением художников-реалистов «Москворечье»: Испания, Словакия, Германия, Великобритания, Австрия... Русская живопись пользуется колоссальным успехом. На Западе ценят реалистическое искусство. Ажиотаж вокруг так называемой «современной живописи» не что иное, как извлечение сиюминутной прибыли из произведений, которые даже с натяжкой не назовёшь искусством.
В интервью одной из ТВ компаний Леонид Милованов рассказывал: «Для меня лично эти выставки прошли очень успешно. Ценители живописи, коллекционеры и галереи охотно приобретали мои работы. Особенно им нравилась наша российская экзотика: зимние пейзажи, жанровые картины о крестьянском быте, портреты. Там в цене реализм, и русское искусство в частности. У нас в России пока ещё есть люди, талантливые педагоги, которые могут научить реалистической живописи. А у них в Европе традиции утрачиваются. Я несколько раз был в Венеции, познакомился с итальянскими художниками и был разочарован: уровень мастерства современных итальянских живописцев значительно уступает таланту их гениальных предшественников. Поэтому иногда на западных выставках доходило до смешного: когда я беседовал с посетителями, некоторые не верили, что мои работы — это работы их современника».
В 1995 году состоялась первая персональная выставка художника Милованова в Москве в музее Современной истории России. В этом же году его работы выставлялись в Испании в «The Galleria de Arte de la Pinokoteca, Barselona». В этой галерее экс-президент Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч приобрёл для своей частной коллекции одну из работ — «Мужик с косой».
Конец лета. Сероватый день клонится к вечеру. Окраина деревни. Луг за околицей. На переднем плане усталый мужик возвращается домой, неся за спиной в лыковом коробе траву для скотины. Правая рука сжимает косу, твёрдо и уверенно. Невзрачная, простая одежонка: свитер под горло, сверху телогрейка, на голове кепка. Мужику лет пятьдесят с небольшим. Лицо изборождено морщинами: жизнь в деревне никогда не была простой. В зубах — «Беломор». Его как будто окликнули, и он остановился на минутку. Взгляд прямой и суровый, выражает сильный характер этого человека и суть народа, от которого он плоть от плоти. Такие люди — основа России. Олимпийские победы рождаются и зреют благодаря такому характеру. Это, очевидно, и понравилось Самаранчу, он двадцать пять лет проработал послом Испании в России.
Леонид Милованов считает безусловным: живое человеческое общение между моделью и художником — то, без чего не получится хорошего портрета. А если не хватает времени, то помогает зрительная память, предварительные наброски. В деревне никто вот так сразу позировать не будет. К человеку, который интересен художнику, нужно найти подход, он должен к тебе привыкнуть. Для этого, может быть, кому-то нужно стекло вставить или, скажем, воды принести, сена накосить, дров наколоть. И когда поживёшь с людьми бок о бок, они к тебе присмотрятся и станут доверчивее. Тогда и портрет идёт споро и будет удачным. Художнику нравится писать пожилых людей. Старики за работой — «Бондарь», старухи на хозяйстве — «У печки. Пряха», «Зимой в деревне», — наиболее характерные. В них видна нелёгкая прожитая жизнь с её радостями и горестями. Общение с ними интересно и полезно. Жизненный опыт не купишь, его можно только пережить. Иногда для портрета достаточно трёх-четырёх сеансов. А бывает мало и года.
Начиная с 1996 года четыре раза подряд лондонская «Mall Gallery» выставляла работы Милованова. Он рассказывает, что многие работы раскупались уже в процессе оформления экспозиции. Один из организаторов с английской стороны через десять минут после начала оформления выставки подошёл и сказал: «Сэр, одна ваша работа уже куплена». Минут через пять он же подходит к художнику и снова невозмутимо говорит: «Сэр, ещё одно ваше произведение продано, — и добавляет с чисто английским юмором: — Если так будет продолжаться, то нам нечего станет вешать!»
Активное участие молодого талантливого художника в международных и российских художественных выставках и салонах, среди которых можно назвать: «Поэтический реализм» в Великобритании, Московский художественный салон «ЦДХ-2000», «Золотая кисть», персональные выставки в Московском Кремле, в Московской Городской Думе, в Государственной Думе РФ, — принесло в конечном итоге заслуженную мировую известность. Произведения Леонида Милованова находятся в коллекции живописи Московского Кремля, в коллекциях музеев и художественных фондов различных организаций и банков, в частных коллекциях видных ценителей живописи России, Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании, США. В новогодние праздники и наступившие после них январские каникулы 2007 года с успехом прошла выставка живописи Милованова в Центральном Доме Художника на Крымской набережной.
Сейчас художник Леонид Милованов на творческом подъёме. Утром работа в мастерской, вторая половина дня — работа на этюдах.
Всё то, что волнует душу, хочет передать в своей живописи проживающий в нашем богатом талантами Зеленограде художник Леонид Милованов: любовь к жизни, любовь к красоте, любовь к родному краю, любовь к Родине!
Россия всегда богата талантами! И в этом её сила!