Тайное несчастье Достоевского

Михаил Кедровский
       Об этом сегодня не пишут, многие об этом просто не знают. Но напомнить нам будет полезно, поскольку мы в своем «прогрессивном развитии» в некотором смысле возвращаемся к прежним временам.

       Федор Михайлович Достоевский по рождению не принадлежал к высшему сословию Российской империи, каковым являлось дворянство. Он родился 200 лет назад 11 ноября 1821 года в семье священника и купчихи. И только спустя семь лет отец литератора Михаил Андреевич получил титул потомственного дворянина, дослужившись до коллежского асессора и купив имение в Тульской губернии. Родословной у Ф.М. никакой не было, он придумал ее задним числом.

        По положению в тогдашней отечественной иерархии Достоевский оказался ниже любого крупного русского писателя. Даже полукровки Василий Андреевич Жуковский (мать турчанка из наложниц) и Александр Иванович Герцен (мать худородная немка) были оформлены своими отцами (богатыми помещиками) в сословных книгах как потомственные дворяне по рождению.

        Потомственные дворяне (личное дворянство не давало особых преимуществ) в Российской империи не платили налогов (!), не обязаны были служить где-либо и могли иметь в качестве собственности дворовых людей.

        Если объяснять совсем просто, родовитые Лев Толстой и Тургенев считали в душе Достоевского «быдлом» из-за темного происхождения, несмотря на его замечательный талант. А гордившиеся своим истинным дворянством Бунин и Набоков позднее отзывались о Ф.М. весьма нелестно.

       Великая французская революция пыталась уничтожить сословия, чему ясным и парадоксальным примером явился Наполеон, вырвавшийся «из грязи в князи». Он был кумиром и русских декабристов, и русских разночинцев, и русских народовольцев. Осиновый кол в гроб сословного неравенства, казалось, вобьет Октябрьский переворот, но не тут-то было. Всё постепенно возвращается на круги своя. Сегодня по всему «просвещенному миру» наблюдается тенденция узаконить олигархическо-чиновничью мафию любыми способами, предоставить ей какие-то несусветные, небывалые и незыблемые привилегии.

        Ничего из этого не выйдет. И порукой тому, в частности, служат произведения Достоевского, герои которого стремятся «выдавливать из себя по капле раба». Закавыченное выражение принадлежит Чехову. 

12.11.2021