Музыка в жизни и творчестве И. С. Тургенева

Александр Бельский Город Орёл
                Автор реферата Галина Иванова
Реферат «Музыка в жизни и творчестве И. С. Тургенева»

Исследовательская работа

Литература и музыка - это два великих начала, две стихии искусства. Текст способен придать музыке новое звучание. Музыка является неотъемлемой частью человеческой жизни. Музыка и литература неотделимы, они не могут существовать друг без друга. Тема реферата актуальна тем, что необходимо развеять ошибочное мнение о самостоятельности видов искусств, представив их как единую творческую систему, развив эстетические вкусы и творческие способности.


Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Россошанская средняя общеобразовательная школа»

      
                Реферат

 

Тема: «Музыка в жизни и творчестве И. С. Тургенева»

 

               

 
                Россошь   

                2018 г.

 

 

 

 

 

 

                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. Роль музыки в литературе    ………………………..………………………..  3

Глава I.    Музыка в жизни И. С. Тургенева.…………………………………….. 4 – 5

Глава II. Музыка в творчестве И. С. Тургенева. …………………………… 6  - 11

Заключение…………………………….…………………………………………………………………  12

Приложение………………………..…………………………………………………………………....  13

Литература ………………………..…………………………………………………………………...... 14

Введение.  Роль музыки в литературе.

Сила воздействия произведений искусства на человека огромна и удивительна. Они заставляют нас волноваться, радоваться, любить и ненавидеть, делают нас благороднее и мудрее. Литература и музыка - это два великих начала, две стихии искусства. Много веков они непрерывно взаимодействуют, спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение часто рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками различных чувств.

    Музыка является неотъемлемой частью человеческой жизни. Это искусство, призванное пробуждать в душе самые тёплые и нежные чувства. Это искусство, призванное воссоздать картину мира из разнообразия звуков окружающей человека среды.

    Ни одно другое искусство не обладает таким зарядом эмоций, такой жизненной силой, и именно поэтому многие признают её огромную роль в судьбе всего человечества.

    Изучая творчество и биографию И. С. Тургенева, мы обычно говорим об антикрепостнических настроениях, влиянии их на судьбу писателя. Мне бы хотелось показать Тургенева с другой стороны – во взаимодействии музыки и литературы, проанализировать значение музыки в его жизни и творчестве.

    Музыкальность - стилеобразующее свойство творчества Тургенева, отражающее мировоззрение писателя, своеобразие которого обусловлено объективными причинами, связано с развитием культуры второй половины XIX века в целом. Музыка и литература неотделимы, они не могут существовать друг без друга.

   Тема реферата актуальна  тем, что необходимо развеять ошибочное мнение о самостоятельности видов искусств, представив их как единую творческую систему, развив эстетические вкусы и творческие способности.

Глава I.    Музыка в жизни И. С. Тургенева.

     Музыка с самого раннего детства была важна для И. С. Тургенева. Еще в 8 лет маленький Тургенев со своим приятелем Ваней Кубышкиным часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек, увидеть их весёлые хороводы. Лёжа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии.

    В детстве Иван Сергеевич не получил музыкального образования, о чем весьма сожалел, укоряя за это свою мать в письмах к ней. Не имея детского опыта общения с музыкой,  не владея ни одним музыкальным инструментом, не умея ни петь, ни записывать нотами мелодии, Иван Сергеевич  Тургенев любил музыку, был ей верен всегда и пронес эту любовь через всю свою жизнь. Музыкальный слух у Ивана Тургенева был изумительным.

     Разумеется, на формирование музыкальных вкусов и пристрастий писателя наибольшее влияние оказала долгая и нежная дружба с известной певицей Полиной Виардо. Виардо родилась в семье музыкантов. Ее отец - знаменитый испанский тенор Мануэль Гарсиа. Полина с детства училась музыке, была блестящей пианисткой. Уже в девятнадцать лет Полина Гарсиа блистала на оперной сцене, а в двадцать три - будучи замужем за богатым искусствоведом Луи Виардо, приехав с итальянской труппой на выступления в Россию, познакомилась с Тургеневым. Трудно переоценить то влияние, каким обладала на Ивана Сергеевича эта женщина и вся музыкальная атмосфера жизни четы Виардо, в которой постоянно находился Тургенев.

    Писатель уезжает вслед за Полиной из России во Францию. Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие.  Одним из активнейших участников литературных чтений был Иван Сергеевич Тургенев.

    В 1865 году в Баден - Бадене, в доме Виардо, на музыкальных утренниках играли выдающиеся пианисты, среди которых были Брамс, Рубинштейн. Тургенев был автором либретто к опереттам, которые сочиняла Полина Виардо.

    В  1875 году в  Париже по-прежнему царила артистическая атмосфера. По четвергам здесь устраивались концерты с благотворительной целью, литературные чтения. В них участвовали русские и французские писатели, музыканты, художники. Тургенев читал свои произведения. Полина Виардо исполняла русские романсы. Когда она пела романс П. И. Чайковского «И больно, и сладко», Тургенев воодушевлялся.

    Кроме того, писателя поразили и покорили сочинения Моцарта и Бетховена. В его жизни бывали периоды, когда творчество какого-нибудь композитора заслоняло на время все осталь­ное. Но великим музыкантам – Моцарту и Бетховену – он неизменно сохранил верность и преданность. Позже список люби­мых компози­торов пополнил Франц Шуберт.

    Чуткий слух подсказал в дальнейшем уже писателю Тургеневу образы исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество. Писатель постоянно вслушивался в богатейшую стихию звуков окружающей жизни. Это стало для него творческой потребностью и профессиональной привычкой.

    Не мысля себе существование без музыки, Тургенев писал, что она необходима каждому. Музыка, по его мнению, являлась обязательным элементом образования и воспитания.

Глава II. Музыка в творчестве И. С. Тургенева.

 Дыханием музыки овеяно практически все творчество писателя – от его юношеской лирики до самых поздних элегических "Стихотворений в прозе".

Так как музыка была важна для Ивана Сергеевича, то вполне естественно, что в художественных произведениях отражены его эсте­тические вкусы и музыкальная культура эпохи, в которой жил он сам и герои его романов.

    Количество музыкальных моментов и эпизодов в произведениях И.С.Тургенева, их глубина и масштабы, подчеркнутое внимание автора к мельчайшим музыкальным деталям, подробные их описания - всё это свидетельствует о важности возложенных на эти музыкальные моменты задач.

    Я решила выявить роль музыки в творчестве писателя путем исследования музыкальности некоторых его произведений.

    Произведения Ивана Сергеевича полны картинами музыкальной жизни: его герои слушают музыку, говорят о музыке, музицируют сами. Есть такие произведения, в которых музыка становится действующим «персонажем», способным преображать действительность, как, например, в «Певцах», или влиять на человеческую судьбу, проявляя божественную или, напротив, демоническую власть над человеком, как в рассказе «Песнь торжествующей любви». Герои Тургенева проходят испытание искусством, и чаще всего — музыкой: любовь или нелюбовь к музыке, понимание ее или «глухота» персонажа - это всегда тест на совершенство его внутреннего мира. Музыкальная одаренность - признак глубокой, избранной натуры.
Музыка присутствует в произведениях Тургенева не только как содержательный, сюжетный элемент произведения. Его творения создаются по законам музыкального искусства.
      Один из аспектов сближения словесных и музыкальных текс­тов возможен на уровне композиции. Многие произведения ­ строятся по законам музыкальной композиции. Так, в романе «Дворянское гнездо» сначала следует увертюра – пейзажная зарисовка, описание интерьера, портретов героев, рассказ об их встрече. После этого на­чинается развитие темы, которое достигает максимальной экспрес­сии в сценах поединка Лаврецкого с Паншиным и в его лю­бовном объяснении с Лизой. Затем мажорное звучание ослабе­вает, уси­ливаются нотки тревоги, печали. Наступает драматическая развязка.

    Автор часто, особенно в эпизодах описания состояния души героев и природы, прибегает к выразительным средст­вам: повторениям, сло­вам-полутонам, эпитетам. Как и в музыке, Тургенев часто пользуется приемом нагнетания, усиления звука и угаса­ния.

    Кроме повторов, по аналогии с музыкальными рефренами, для создания музыкального рисунка речи Тургенев использует синонимические вариации слов, синтаксический параллелизм. Такие части текста задают настроение, служат эмоциональному усилению, нагнетанию чувств, передаче различных оттенков одного и того же психологи­ческого состояния героев. По законам музыкального контраста автор расставляет своих героев.

    Таким образом, музыкально звучащий текст помогает нам совершенно отчетливо «услышать» поэтическое слово.                Огромное значение для исследования литературного произве­дения имеют музыкальные реалии – видимая музыкальность. В романе «Дворянское гнездо» очень много музыкальных реалий, так как музыка звучит практически постоянно, упоминаются разные композиторы, употребля­ется музыкальная терминология, описаны впечатления, вызванные музыкой. Герои романа поют и играют на музыкальных инструментах. Через описание выступлений, в  разговорах о музыке и музыкальных пристрастиях героев автор раскрывает их характер. Самый волнующий музыкальный эпизод  в сцене, когда Лаврецкий, признавшись в любви Лизе и ощущая, как "чувство неожиданной, великой радости наполнило его душу", внезапно услышал ночную импровизацию старого музыканта Лемма.                Музыкальные впечатления московского периода запечатлены в двух прекрасных повестях Тургенева: «Первая любовь» и «Несчастная». Как признавался автор, оба сочинения автобиографичны. С музыкальной стороны «Первая любовь» интересна упоминанием песни «Не белы снеги»3 и романса «Я жду тебя, когда зефир игривый»4, которые напевает герой. Песня «Не белы снеги» была опубликована в сборнике русских народных песен Д. Кашина. Появившаяся в 1833 году в Москве I часть и последовавшие в 1834 году II и III части сборника, изданные в удобном для домашнего исполнения виде (голос с фортепиано), получили большую популярность.
    В романе "Отцы и дети" упоминается известная Соната-фантазия до минор Моцарта8.  Тот факт, что Аркадий и Катя оба любят Моцарта сообщает нам о возможности их взаимоотношений, об общности душевных порывов, несмотря на то, что в той точке сюжете на это нет никаких других намёков. Соната - фантазия Моцарта является своеобразным эмоциональным центром всего романа "Отцы и дети", и читателю, который когда-либо слышал эту музыку и помнит ее, может и подсказать судьбу главного героя, и помочь осмыслить философские конфликты в романе.
Известно, что первоначально это были два разных произведения. "Сонату" Моцарт сочинил в 1784, а "Фантазию" через год, но, придавая особенное значение родству эмоционального содержания этих произведений, опубликовал их вместе. Таким образом, композиционная структура этого "спаренного" произведения стала заключаться в контрасте между жизнерадостным и драматичным настроениями. Эта двойственность, передающая борьбу и невозможность сопротивляться собственным чувствам, энергичность и мрачное разочарование в жизни - хорошо отражает и предугадывает судьбу Базарова. Медленная часть Сонаты, как и ре-мажорный эпизод Фантазии наполнены трогательной печалью, которая наглядно выражает тяжесть и боль души от осознания неизбежной безвременной смерти. И неслучайно Аркадия Кирсанова, по словам Тургенева, "особенно поразила последняя часть сонаты, в которой посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…" Конечно, здесь описано впечатление, произведенное сонатой на самого Тургенева.

В повести И.С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды» важную роль в характеристике женских образов и в создании композиционного ряда произведения играет музыка. Так, с точки зрения композиции в повести «Ася» интересно следующее: впервые Н.Н. знакомится с Гагиным и Асей на коммерше — торжественном празднике для студентов, на который он пошел из любопытства: «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко». Именно музыка стала причиной встречи главных героев и связала их судьбы вместе. Значимую роль играет музыка и в повести «Вешние воды». Неким предвестником судьбы  становится попурри из оперы Мейербера «Роберт- Дьявол» 3, которую услышал Санин в парке перед встречей с Полозовой: «…он постоял перед беседкой, в которой помещался оркестр, послушал попурри из «Роберта- Дьявола «…» присел на лавочку — и задумался». Роберт — средневековый рыцарь, его жизнь с рождения была дарована дьяволу. Роль искусителя, дьявола в женской плоти играет Мария Полозова, роль Роберта принадлежит Санину. Полозова желает заполучить душу и тело Санина, и если Роберт из знаменитой оперы не подчиняется злой силе и искушению, то тургеневский герой оказывается полностью в ее власти. Музыкальный ряд становится своеобразным обрамлением всего произведения: с него начинается и им же заканчивается повесть. Так, эпиграфом к повести И. С. Тургенев избирает строки из старинного романса: «Веселые годы, Счастливые дни — Как вешние воды промчались они!» 3. Данный эпиграф в поэтической, музыкальной форме выражает основную идею произведения и содержит некий итог событий, которые будут происходить в дальнейшем.

    Кроме композиционного замысла произведения музыка отражает характер главных героинь повестей «Ася» и «Вешние воды». Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она сопровождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине.
     Во времена Тургенева произошла своеобразная музыкальная революция, связанная с тем, что в Россию пришло фортепиано. В среде высших сословий начали зарождаться музыкальные салоны. Универсальность и сравнительная доступность фортепиано позволили ему быстро распространиться по домам знати. Салонная культура быстро заполнила "музыкальные пустоты".
Если прежде для «собственной» музыки требовалось содержать капеллу, которая даже в «крепостном» варианте обходилась весьма недёшево, то теперь можно было обойтись роялем и приглашёнными музыкантами. Кроме того, играть на фортепиано самому владельцу инструмента стало не только не зазорно, а, наоборот, модно и престижно. Повсеместно дворяне нанимали заграничных учителей музыки для себя и своих детей. Заграничные учителя музыки привезли с собой и стиль молодого романтизма. Мода на музыкальные салоны пришла от «иностранных министров» – послов, которые возили с собой небольшие группы музыкантов и приглашавшие на свои домашние концерты избранный круг любителей музыки.
     Таким образом, во времена Тургенева музыкой занимались очень многие, но в большинстве случаев эти занятия не поднимались выше среднего уровня. Обращает на себя внимание серьезное исполнение произведений Моцарта, Бетховена, Шуберта. Музыку этих композиторов действительно чаще всего можно было услышать там, где хорошо играли, по-настоящему любили её.    Моцартовские и бетховенские произведения, по собственному утверждению Тургенева, больше всего трогали его. Неудивительно, что ими маркирует писатель серьезные чувства и намерения, глубину переживаний и искренность. А вот такому герою, как Паншин бетховенская соната не удалась. Действительно, вальсы и польки нередко упоминаются Тургеневым в снисходительно-отрицательном тоне. Например, по музыкальному моменту с Варварой Петровной в "Дворянском гнезде" мы понимаем истинные ее желания, видим лицемерие и лживость ее поведения: она «...внезапно заиграла шумный штраусовский вальс, начинавшийся такой сильной и быстрой трелью, что Гедеоновский даже вздрогнул…“. Эта «разудалая» манера исполнения вальса, его неуместность в описываемых обстоятельствах - это нечаянно вырвавшиеся эмоции Варвары Петровны, ощущение безнаказанности, радостное предчувствие, что "всё будет как прежде" и она, покорив своим обаянием местное общество, будет и впредь жить в свое удовольствие, невзирая на унижение мужа. И тем, что Варвара Павловна пытается "замаскировать" этот прорвавшийся вальс трогательной арией из оперы "Лучия ди Ламмермур"1  Доницетти - Тургенев не оставляет нам надежд на то, что Варвара Павловна "исправится" и начнет вести праведный образ жизни.
     В то же время нельзя сказать, что Тургенев пренебрежительно относился к танцевальным жанрам.
     О вальсах Тургенев оставил нам немало поэтичных страниц. В повести "Ася" в описание пейзажа и настроения героя естественным образом вплетена звучащая музыка. В этих словах  содержится определенный, прямо не заложенный автором, но воспринимаемый читателем какой-то нотный материал, мелодия, мотив. Здесь упомянут Ланнер. Видимо, музыка автора популярных вальсов была по душе Тургеневу. Звуки вальса напрямую связаны с порывами души героя, сообщают нам о его эмоциональном настрое. Звуки вальса настраивают переживания молодых героев - господина Н.Н. и Аси, соединяя их в единый романтический аккорд. И под звуки вальса, исполняемого Гагиным, Н.Н и Ася танцуют. Это их самая счастливая встреча, в ладу и согласии. На другой день все будет не так, на этот раз вальс уже не зазвучит. Н.Н видит: «что-то происходит в Асе», видит ее «побледневшие черты, замедленные движения». Неловко сказанное Асей слово вызывает смех Н.Н. «Зачем вы смеетесь?» — говорит Ася. И прибавляет: «Помните, вы вчера говорили о крыльях?.. Крылья у меня выросли — да лететь некуда». В ее устах это звучит как признание в любви. Герой же не понимает еще смысла сказанного Асей: «Помилуйте... перед вами все пути открыты...» Реакция Аси передана в ремарке повествователя: «Ася посмотрела мне прямо в глаза». Взаимопонимания, единения душ на этот раз не возникло, и потому вальс не зазвучал. В повести «Ланнеровский вальс»2   имеет фоновую окраску. Сначала он вместе со старинными студенческими песнями звучит на улицах немецкого города, в котором происходит действие. Он предвещает жизненные изменения в судьбе героя, новые чувства; именно в этот момент Н.Н знакомится с Гагиным и Асей. На фоне ланнеровского вальса и городских песен главный герой слышит вдруг родную речь. В образе Аси и ее старшего брата воплощено то немногое, родное, по которому так истосковался герой. "Что я здесь делаю, заем таскаюсь в чужой стороне, между чужими?" - недоумевает Н.Н. в конце повести, оставшись один на один со своим опоздавшим решением. И не случайно Ася поёт именно русский романс - широко распространенный романс А.Гурилева на слова С.Ниркомского "Матушка, голубушка…"7 .  Иван Сергеевич воспринимал этот романс, как русскую народную песню. Мелодия и текст этого романса, вложенные в уста Аси, конечно же, символизируют собой образ России.                Перелистывая страницы тургеневских книг, нельзя не заметить какое значительное место в жизни писателя занимала музыка, какую важную роль играла она в его творчестве. …Есть люди, обладающие даром видеть: они все замечают, и ни одна, даже самая тонкая подробность не укрывается от их взгляда. Есть люди с таким же острым слухом. По образному выражению поэта, они способны слышать, «как прорастает трава». Таким же был и слух Тургенева. Этот чуткий слух подсказал писателю образы исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, подлинно музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество, поблекли бы в нём картины природы, потускнели волнующие музыкальные эпизоды. Писатель постоянно вслушивался в богатейшую стихию звуков окружающей жизни. Это стало для него творческой потребностью и профессиональной привычкой. В художественной прозе Тургенева немало эпизодов, которые нужно не только прочитать и понять, но прежде всего услышать и прочувствовать. Вот почему многие тургеневские образы раскрываются полностью только тем читателям, которые постараются вслушаться  в повествование «музыкальным ухом» и смогут «оживить» поэтические сравнения, наполнив их личным чувственным содержанием.        Можно с уверенностью сказать, что для Ивана Сергеевича музыка была не только источником вдохновения, но и занимала в его жизни место, равное с литературой. Музыка зачастую характеризует его героев, их личностную позицию, раскрывает скрытые стороны их характеров. Потребность к музыке и любовь к ней, наличие музыкальной одаренности и способности глубоко чувствовать ее - важнейшее качество близких автору персонажей. Нередко через музыкальные моменты произведения Тургенев выражает и собственную авторскую позицию. Он наделяет героев своими музыкальными вкусами и даже своей музыкальной биографией. Музыка, звучащая в его произведениях - это не только фон, но и духовная атмосфера, которая не просто выполняет декоративную функцию, а органически входит в изображаемую писателем жизнь, часто образуя контрапункт с душевным состоянием героев.

Заключение.

     Примерно три четверти произведений Тургенева связано с му­зыкой. Его герои музицируют, поют, слушают музыку и высказывают свои суждения о ней. Музыка характеризует их, выражает авторскую позицию. Для писателя важно, какую музыку предпочитают герои, что они играют и поют и как это делают. Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки – важнейшее качество близких автору персонажей. Нередко он наделяет их своими музыкальными вкусами и даже своей музыкальной биографией. Иногда музыкальные произведения, включенные в жизнь героев, позволяют определить их личностную позицию и скрытые стороны характера.                Можно с уверенностью сказать, что для Ивана Сергеевича Тургенева музыка была не только источником вдохновения, но и занимала в его жизни место, равное с литературой. Произведения Тургенева – яркий пример взаимодействия двух искусств, их музыкальность в построе­нии, в композиции, а также в удивительной изящности слога. В ряде сочинений музыка – существен­ное средство для характе­ристики героев. Через музыку автор пытается показать скрытые стороны их души, использует ее, чтобы тонко передать художественный подтекст слов и понятий, что способна выразить только музыка.

 Приложение.

Музыкальные произведения, упоминающиеся в творчестве И. С. Тургенева:

1. Ария из оперы «Лучия ди Ламмермур», роман «Дворянское гнездо».

2. «Ланнеровский вальс», повесть «Ася».

3. Песня «Не белы снеги», повесть «Первая любовь».

4. Песня «Я жду тебя, когда зефир игривый», повесть «Первая любовь».

5. Попурри из оперы Мейербера «Роберт- Дьявол», повесть «Вешние воды».

6. Романс «Весёлые годы, счастливые дни», повесть «Вешние воды».

7. Романс «Матушка, голубушка», повесть «Ася».

8. «Соната-фантазия до минор Моцарта», роман «Отцы и дети».

 Литература.

1.Грузинский А.Е. «И.С.Тургенев (Личность и творчество)», М.,1972.

2.Корнилов С.И. «Современный словарь – справочник по литературе» М., 1999.

3.  Крюкова А. К. Тургенев и музыка. -Л., 1963.

4. Тургенев И.С. «Полное собрание сочинений» - М.: Просвещение, 1991.

5. Чалмаев В. А. Иван Тургенев. - М.: Современник, 1986.

(Материал из Интернет-сайта).