Журнал Мурзилка Галерея искусств. Жуль Бретон

Елена Арсенина
     опубликовано в ж/ле "Мурзилка" №2/22 г.  разделе Галерея искусств Мурзилки             

 Жюль Бретон. Автопортрет.1895 г.

Полное  имя   французского  художника, поэта  19 века -  Адольф Эме Луи .  Он был  довольно известной  личностью.  Успехи в живописи и литературе принесли мастеру  ещё прижизненную мировую славу.
Сюжеты  для своих полотен художник черпал из деревенской жизни.  Он находил  особую прелесть в повседневной размеренности быта простого человека,   его слиянии с природой.
Важное  место в творчестве  Бретона занимают женские образы.  Маленький Жюль рано остался без матери. Отец делал все возможное для развития способностей сына: оплачивал уроки у лучших мастеров, поддерживал во время обучения в Академии и Школе изящных искусств, сначала в Генте, затем в Антверпене и, наконец,  в Париже. Но детские переживания могли повлиять на личное и творческое формирование будущего художника. Возможно,  сохраненный  в памяти облик матери с каждым новым сюжетом воплощался в его картинах.
Полотна «Сборщики колосьев», «Пряха», «Чтение», «Цветы под снегом» написаны в разное время, но натуры   в них неуловимо схожи: мимикой, некоторыми чертами  лица, фигурой, возрастом.
Взгляд  молодых женщин  часто задумчив. Заботы, бесконечные домашние хлопоты  отнимали  у них немало  сил.  Поэтому вместо улыбки мы видим сдержанность  в проявлении чувств, сосредоточенность в работе.
 В картине  «Праздник у дедушки» мать привела детей в дом своих родителей. Она подготовилась к этой встрече: испекла праздничный пирог,  позаботилась о внешнем виде малышей, подарках для именинника.  Дети  ведут себя подобающе случаю:  воспитанно и вежливо, терпеливо ждут, когда смогут обнять деда.
На заднем плане мы видим приоткрытую дверь на кухню. Бабушке некогда  наслаждаться торжеством момента. Она занимается стряпней, готовит еду для семейного застолья.
В другой картине «Цветы под снегом»  девушка  поспешно срезает    подмерзшие  розы.  Она верит в то, что сможет отогреть и, пусть ненадолго, но вернуть к жизни погибающую красоту. Спасительница  сама подобна розе. Она прекрасна в своем искреннем порыве.
В картинах  Жюля  Бретона  проявляется  уважение и  любовь  к Женщине - дочери,  матери, хранительнице домашнего очага и вечной  труженице. 

Жюль Бретон. Автопортрет.1895 г.
Цветы под снегом 1890 г.
Чтение 1865 г.
 Пряха 1872 г. и
Сборщики колосьев 1891г.
 Праздник у дедушки 1864 г.