Монолог Агафьи Тихоновны, или Закат Европы вручную

Анастасия Игнашева
ЭПИГРАФ:
За окошком дождь и град. Это Путин виноват!
Кошка бросила котят - Это Путин виноват,
Зайку бросила хозяйка - Кто виновен, угадай-ка!
Вот кончается доска У несчастного бычка,
Наша Таня громко плачет - Рядом Путин, не иначе!

Свет погас, упал забор, У авто заглох мотор,
Зуб здоровый удалили Иль залез в квартиру вор,
Не понравилось кино, Наступили вы в г…но
У любого катаклизма Объяснение одно…
Знает каждый демократ - Это Путин виноват!

ЭПИГРАФ №2:
Кошка бросила котят? Это Путин виноват.
От тебя ушла жена? Это Путина вина.
Говорят, в России ад? Это Путин виноват.
Куришь, пьёшь и не женат? Это Путин виноват.
В школе двойку получил? Это Путин подсучил.
Серый волк унёс зайчат? Это Путин виноват.
В Краснодаре выпал град? Это Путин виноват.
Нефть упала во сто крат? Это Путин виноват.
Вся семья опять пьяна? Это Путина вина.
Жемчуг что-то мелковат? Это Путин виноват.
Дрочишь, пьёшь и не женат? Это Путин виноват.
 
          Ну а кто ж ещё??!! Во всяком случае реакция на заголовок у многих, кому я пыталась эту вещь дать прочесть, была именно такая. Бедный-бедный Владимир Владимирович! И в чём только его не обвиняли! Проще сказать, в чём ТОЧНО не обвиняли. В беременности Псаки. Я же, со своей стороны, постараюсь лишний раз не упоминать всуе нашего президента. А ради справедливости отмечу, что оный закат предрёк ещё Шпенглер, живший аж на рубеже XIX-ХХ веков. И констатировал наш великий учёный Лев Николаевич Гумилёв, сын двух великих поэтов «серебряного века» - Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, живший в веке ХХ.
    Вот в чём наша страна всегда проигрывала — это в ведении информационных войн. Сплетни, "слив компромата" и "чёрный пиар" у нас всегда осуждались. Бабки на лавочке в народном восприятии - отнюдь не положительный образ. А ведь бабули эти на бытовом уровне - как раз и ведут те самые информационные войны - против неугодных жильцов и соседей. Более того - на государственном уровне мы с каким-то мазохистским удовольствием подхватываем все гадости, которые о нас говорят и принимаемся их повторять, "творчески развивать" и сами в них верим. А ведь у нас нет никаких оснований не уважать себя! Посудите сами: богатейшая история, огромные территории, которые занимает Россия, достались нам отнюдь не на халяву, а только славными делами наших предков, которых изо всех сил стараются представить тёмными, необразованными, ленивыми пьяницами, а наших правителей - сплошь тиранами и мракобесами, либо же бездарями. И самое обидное - мы в эти вредные мифы верим. Причём, повторяю, с каким-то мазохистским удовольствием. Но особенно все эти гадости и «чёрные мифы» о России полюбили большевики. Нужно же было как-то оправдывать узурпацию власти!
- И что же нам делать? - растерянно спрашиваем мы.
- Надо стать как мы! - отвечают нам наши противники-соседи-"партнёры". "Мы" — это коллективный Запад. Та самая цивилизация, которую Русь всегда била. Но била в открытом бою. Потому что к честному поединку Запад не способен от слова совсем. Зато в кое-чём другом ему нет равных. В умении подличать, лгать, предавать и плести интриги. Но мы, до недавнего времени, этого не понимали. И наивно верили в то, что если мы станем как "они", то сразу наступит "мир-дружба-жвачка". И станет нам счастье. И ведь пытались! Брили бороды, наряжались в иноземные наряды, пытались говорить на их языках…
   И тут сразу возникает вопрос. А на кого конкретно мы должны стать похожи? С кого пример брать? Ведь Европа — довольно большая и населяют её самые разные народы, которые очень сильно отличаются друг от друга. Разница между немцами и французами такая же большая, как и между итальянцами и шведами. На кого, по-вашему, должны быть похожи русские? На финнов, немцев, французов, итальянцев? Или, может, на греков с румынами? Тоже европейцы, между прочим! И даже православные!
 И тут выясняется, что имеется в виду этакий "средний европеец". Нечто такое среднеарифметическое: это если бы к немецкой основательности и аккуратности да прибавить бы французской галантности, а потом ещё английской чопорности и ещё итальянского темперамента, да сдобрить бы это испанской горделивостью и шведской стильностью... И добавить ещё польского чванства, финской тормознутости, всё перемешать и подавать под соусом толерантности и мультикультурализма. Нелепость этого утверждения сразу же становится очевидна всем, сколь-нибудь умеющим думать и сколь-нибудь знакомым с русской, да и общемировой историей. Всем, кто любит Россию. Всем, кроме тех, кто эту идейку нам старательно проталкивает и втюхивает. Хотя, согласитесь! Дивный винегрет! А может, проще всего быть русскими?
Ну это же скучно! - воскликнет один из таких адептов "европейскости".
 Моя приятельница, например, на полном серьёзе заявляет, что всё русское — кино, литература, музыка, вообще всё — ей скучно и неинтересно. Вот и старается как может: то "Звёздным войнам" поклонится, то на Марио Пьюзо помолится, то перед вестернами лбом постучит...
"А сало русское едят!"
Хотя - не только и не столько сало. Все эти "агафьи тихоновны" больше по фуа-гра и хамонам с пармезанами. Только всё это вышеперечисленное - не культура ни разу. А так - фастфуд. Если не сказать больше - Роллтон и доширак. То есть - жрачка. Как есть еда, а есть жрачка.
  И так мне стало интересно, что решила  я сама посмотреть и разобраться - а существует ли он на самом деле - этот "средний европеец", что это за зверь такой, где он водится и стоит ли нам становиться им? А может, лучше, всё-таки, действительно, быть русскими?  И за одно попытаемся понять - за что же нас не любят и в чём же это мы так перед коллективным Западом провинились? И почему они так любят обвинять нас во всех смертных грехах.

    Я ни в коем разе не претендую на истину в последней инстанции.  Я просто решила написать книжку. А ещё точнее – просто записать свои мысли по поводу всего. Свой взгляд на мир и на место нас всех в нём. Я не ставила перед собой задачу заниматься серьёзным изучением проблемы упадка европейской цивилизации. Это делал много кто и до меня, кроме меня и, думаю, сделают ещё и после меня. Хотя, вообще-то, изначально мы с подругами задумывали снимать фильм. Точнее – веб-сериал для Ютуба. И мы просто захотели взглянуть на всё сами, поездить по Европе, причём уйти от привычных туристических маршрутов. И снимать решили по принципу «всё что вижу, то пою». В жанре "путевых заметок". Хотя без сценария всё равно не обойтись. И я начала писать сценарий, попутно собирая материал, главным образом, по истории. Но с тех пор прошло довольно много времени, обстоятельства изменились, а тут ещё и коронавирус подоспел и так вышло, что проект пришлось "заморозить". Так и получилось, что сценарий плавно вылился в книгу. 
         Маршрут нарисовался к весне 2016 года. Начать мы решили со Скандинавии. Она ближе и попасть из Петербурга в неё проще. Мы специально выбирали "нетуристические" места, потому что истоптанные туристские маршруты не дают полного впечатления.
       И путешествие наше мы начнём от невской воды, из Петербурга. Ибо Петербург есть альфа и омега. Собственно, история государства Российского и начиналась именно отсюда — с северных земель, а вовсе не из Киева.

       Шпенглер в своём "Закате Европы" говорил, что пытается предуказать ход истории и проследить судьбу культуры. Имелась в виду, конечно, западноевропейская культура. И именно Шпенглер и сподвиг нас на создание этого проекта.  А ещё - Лев Николаевич Гумилёв с его теорией пассионарности и этногенеза. Так что идея фильма и книги появилась под влиянием этих двух авторов.
Она пришла к нам в январе 2015, когда на улице трещали уже изрядно подзабытые за несколько лет настоящие русские морозы.  Я спешила записать её и мне приходилось прерываться, чтобы подуть на замёрзшие пальцы. В квартире было холодно. Так холодно, что на память приходили кадры из блокадного Ленинграда, где закутанные в сорок одёжек истощённые ленинградцы всё равно сидели в насквозь промёрзших залах Публички. Я собирала материал, перечитывала печатные и интернет-источники, в голове возникали ассоциации и проводились параллели. Людям свойственно сравнивать и проводить параллели, хотя занятие это, вообще-то неблагодарное, а временами и чреватое. Люди часто обольщаются внешним сходством, упуская внутреннее содержание. На что и обращал внимание Шпенглер в своём труде. Об этом же говорил и Гумилёв. Но в несколько ином ключе. Шпенглер говорил, что "средством постижения мёртвых форм служит математический закон. Средством постижения живых форм служит аналогия". И что "число исторических форм ограничено, что эпохи, ситуации, личности в своих типических чертах повторяются. Деятельность Наполеона почти всегда сравнивалась с деятельностью Цезаря и Александра". Македонского, разумеется. Гумилёв тоже говорил о сравнении. Но сравнивать можно по-разному. Если сравнивать первоклассника, студента и профессора, то это будет глупо и бессмысленно. А вот если сравнить профессора, когда он был первоклассником, со студентом, когда он тоже был первоклассником и нынешнего первоклассника - то такое сравнение будет иметь смысл. Так что я в своей книге тоже займусь сравнениями.
                Александр Филиппович, как известно, плохо кончил, когда попытался завоевать Индию. Собственно — Македонскому впервые и пришла в голову идея глобализации и мультикультурализма. И попытка создания Мировой Державы в границах тогдашней Ойкумены. Точнее - идеи приходили в головы разным личностям и до него, но попытка Филиппыча была наиболее впечатляющей.
       Нынешняя Европа сейчас подобна Риму периода упадка. Тогда, в первые века по Р.Х., "вечный город" тоже был оплотом мультикультурализма - Храмы и статуи кельтских, германских, зороастрийских богов стояли рядом с храмами и статуями Юпитера, Марса, Венеры и Весты. И всё было прямо как сейчас - толерантность, однополые браки, а окраины огромной - почти в половину Ойкумены - империи осаждали толпы "варваров", которым хотелось вкусить римских ништяков в виде хлеба и зрелищ. И они непрерывной чередой тянулись туда в надежде, что и им тоже обломится. Кому везло, кому не очень и эти последние проводили дни в очереди за бесплатным хлебом (аналог нынешнего социального пособия), или осаждали дома богатых патрициев, державших открытый стол.
       Вот и теперь нынешние варвары ринулись в Европу. Ну точно, как в своё время в Рим. Тогдашних варваров гнали отнюдь не точечные бомбардировки Российских ВКС и Калибры, запущенные Каспийской флотилией, вкупе с щедро финансируемыми заокеанскими воротилами ИГИЛом и прочими подобными образованиями, а смена климата, спровоцировавшая "Великое Переселение". Тот же Гумилёв все катаклизмы и потрясения объяснял ритмами передвижения атлантических циклонов. В начале нашей эры они как раз сменили свой путь, и Великая Степь начала усыхать. Корма для скота стало меньше и из недр Азии потянулись гунны, авары-обры, которые, в свою очередь потеснили с насиженных мест загадочных представителей Трипольской культуры с территории нынешней Украины (протоукров что ли??? ГЫ! Они уже тогда скакать начали "Украина цеевропа?!), те, в свою очередь, надавили на германцев, границы Рима затрещали... То, что в наши времена опять происходят климатические изменения, не утверждает только ленивый. Вот и Грета Тунберг туда же. Но тут, кажется, другое. Девочка просто нашла свой способ отлынивать от учёбы.
      Только в наше время усыхать начинает Ближневосточно-Средиземноморский регион. Сахара расширяется, голод в Африке явление обычное, как в Питере дождь. Бегут уже лет сорок. Бежали не только от развязанных "цивилизованными" европейцами войн. Бежали, главным образом, от голода, организованного теми же "цивилизованными" господами. Эй, кто там что говорит про "голодомор"? Коллективизация в СССР - безусловно трагический эпизод, но голод на Украине, в Поволжье, Северном Казахстане и Сибири свирепствовал год, максимум два. Голодомор в Африке продолжается уже лет сорок как минимум. Тоже русские виноваты? Так что с предпосылками миграции более-менее понятно. А Европа в 60-х годах ХХ века как раз остро нуждалась в рабочих руках именно в секторе неквалифицированного труда. Иными словами - «цивилизованные европейцы» вдруг сочли ниже своего достоинства работать уборщиками, грузчиками, чернорабочими, посудомойками и прочей обслугой. Мол, не царское это дело. А тут как раз подоспело крушение колониальной системы — этого аналога древней Римской Империи. Потрёпанная в двух мировых войнах Европа только растерянно смотрела на этот «эффект домино», когда страны Африки, Юго-Восточной Азии вдруг одна за другой стали объявлять о своей независимости. И вот тут можно со всей уверенностью сказать, что «виноваты» были русские. Точнее — СССР, победивший во Второй Мировой войне. Колониальная система была основана на идеологии расизма, крайним порождением которой был нацизм, сокрушённый нашей страной. Заняться в колониях было особо нечем — метрополии специально не развивали там никакой промышленности, предпочитая брать сырьём и ресурсами. Так что податься вдруг ставшим независимыми жителям той же Африки было особо некуда, кроме как в услужение вчерашним хозяевам.
   Так стал вырисовываться замысел книги. Её идея — новое нашествие варваров на старушку-Европу.
Анекдот в тему:
«Если судить по дискуссиям в интернете, то Европу захватили беженцы, а Россию — лабутены!»

    С концепцией книги и фильма тоже всё стало более-менее ясно. Шпенглер мыслил всеобщую историю человечества как историю культур и их влияния друг на друга. Гумилёв как историю этносов и их взаимодействий друг с другом. А кроме того — Гумилёв считал Шпенглера одним из своих учителей. Так что книга — это весьма вольные рассуждения на тему трудов Шпенглера и Льва Гумилёва.

      Шпенглер выделял в человеческой истории девять основных культур:
1. Вавилонско-Шумерская
2. Крито-Минойская
3. Египетская
4. Эллинская
5. Римская
6. Доколумбовой Америки, или ацтекская
7. Византийская
8. Европейская
9. Русская. Её Шпенглер считал молодой и только формирующейся. А также он чётко различал культуру и цивилизацию. Ну, о разнице между культурой и цивилизацией мы поговорим в следующих главах.

       Культура, согласно утверждению Шпенглера, рождается, развивается, живёт и умирает. Срок жизни любой из культур Шпенглер определял примерно в 1000-1500 лет.
И такой же срок - примерно 1200-1500 лет - отвёл каждому этносу и Лев Николаевич Гумилёв. Культура - это порождение этноса. А этнос? А вот на это ответ будет в следующих главах.

          Мы были робко и безответно влюблены в этот мир последние триста лет, со времён Петра Великого. И наивно надеялись, что он ответит нам тем же. А в ответ получали то поляков с Лжедмитриями в количестве двух штук, то Наполеона, то Гитлера. Нет, взаимности нам ждать явно не стоило. И наконец мы это поняли.
      Не хочу скатываться в банальности, но история учит только тому, что ничему не учит. Те же итальянцы гордятся своими предками римлянами, биографию Муция Сцеволы дети в школе учат, но совершенно не желают помнить, чем закончилась история Рима... 
     А что же сама Европа? Почему она не желает противостоять новому нашествию варваров?  Или уже не может? Некому возглавить и повести за собой тех, кто, быть может, и готов сопротивляться. Налицо — явный дефицит героев. А ведь когда-то в них недостатка не было. И викинги, и Жанна д'Арк, и Роланд... да несть им числа когда-то было. Да вот делись все куда-то.
Где вы, герои?
Куда ушли?
Куда всё подевалось?
Куда уплыли викинги?
      
 И тут в моём воображении нарисовалась такая картинка:
 Лунная безжизненная поверхность, над ней чёрное космическое небо. Над линией горизонта завис диск Земли, обращённый к Луне и, соответственно к зрителю, той частью, где Европа. Висит так секунды 2-3, потом начинает клониться к закату. Дойдя до линии горизонта и соприкоснувшись с ней краем вдруг словно бы застревает и несколько секунд висит так, подрагивая и пытаясь закатиться за горизонт. Откуда-то из-за правого края кадра появляется чёрный человечек, нарисованный весьма условно и схематично, как обычно рисуют на знаке пешеходного перехода, который начинает подталкивать диск Земли, помогая ему зайти за горизонт. Через несколько секунд диск закатывается и на его месте на фоне ночного неба появляются титры: «ЗАКАТ ЕВРОПЫ ВРУЧНУЮ».