Антипрививочники. Параллели истории

Саша Егоров
     История учит тех кто хочет учиться.

     В 1771 году в Москве произошёл чумной бунт. История его такова:
     Мор прокрался в русскую армию в Молдавии во время русско-турецкой войны в 1770 году. Турки были разбиты и бежали оставив на поле брани убитых и амуницию. Но гулявшая среди турок болезнь перекинулась на русские войска через вещи убитых и через пленных.

     Врачи поставили диагноз – чума. Но командующий корпусом генерал Штофельн не хотел и слышать о таком и заставил написать докторов диагноз «горячая лихорадка с пятнами». Болезнь перекинулась на госпиталь, гарнизон и затем на город Яссы который практически весь вымер.

    Далее инфекция перешла в Киев и затем в ноябре 1770 года в  Москву. В главном госпитале Москвы стали умирать доктора и служители госпиталя. Был поставлен диагноз «моровая язва» так тогда называли чуму. Вокруг госпиталя поставили карантин прервав все связи его с городом.

    К несчастью главный врач Москвы заявил: это не чума, а «злая, гнилая и прилипчивая лихорадка», случившаяся из-за тесноты, грязного содержания и плохого воздуха в помещениях. Власть расслабилась, карантин сняли, эпидемию выпустили на волю.

    Вскоре в городе стали массово умирать люди.
По указанию императрицы Екатерины II были приняты более строгие меры: Москву изолировали, а выезжающих помещали на карантин (к сожалению, соблюдалось это далеко не всегда); продовольствие подвозилось к пунктам вне Москвы, продавцам и покупателям запретили дотрагиваться друг до друга, а деньги предписывалось передавать не в руки, а класть в плошку с уксусом. Заболевших помещали в карантинные бараки,  вещи сжигали, дом оцеплялся полицией. В карантин заключались  целые слободки.

    Народ боялся карантина больше чумы.  Властям не сообщали о заболевших, умерших выбрасывали по ночам на улицу подальше от своего дома где они лежали по нескольку дней.
    Для сбора умерших создали специальную команду с масками на лице, одетую в просмолённые капюшоны, плащи, рукавицы. Они длинными крюками цепляли мертвецов и тащили их в отведённые для захоронения места.

    В августе в Москве в день умирало более 800 человек. Москву охватила паника, градоначальники покидали город получая информацию о положении в городе из третьих уст.
     Московский Владыка Амвросий не одобрял во время эпидемии крестные ходы и вообще массовые скопления людей, предложил исповедовать больного на дому без малейшего прикосновения к вещам или предметам возле больного, почивших хоронить в тот же день не завозя в церковь, новорожденных выносить из опасной комнаты, не целовать иконы и др.
      
     Тёмный, суеверный народ не понимал зачем карантин, сжигание вещей, отказ от привычных церковных служб.  В народе росло брожение подогреваемое бутузёрами и хранителями «истинной веры».
     16 сентября 1771г. начался чумной бунт. Обезумевшие люди громили карантины, избивали врачей, служивых, выпускали на улицу больных, напали на Кремль, нашли и убили архиепископа Амвросия.
     Лишь через день при помощи пушек удалось подавить мятеж.

     Внимательный читатель заметит параллели между тем и сегодняшним временем.
     Вот они:
       - Эпидемия пришла из-за границы;
       - Волевые решения начальства и преступные ошибки в диагнозе привели к снятию карантина и распространению инфекции;
       - Карантин соблюдался плохо, у руководства не было воли заставить выдерживать его и соблюдать все требования карантина;
       - Плохо велась разъяснительная работа о необходимости соблюдать меры пресекающие распространение инфекции;
       - Тёмная, с тараканами в голове, часть населения подняла свинячий визг подрывая борьбу с пандемией.

     Зададимся вопросом:  может ли произойти подобное сегодня?
     Может, если власть будет непоследовательной в борьбе с коронавирусом, если элита и туристы будут завозить заразу  из-за границы, если некоторые врачи будут вести безответственные речи, если некомпетентные блогеры и несведущие люди будут лить воду на мельницу распространения коронавируса.