Второе осеннее интервью

Ирина Ракша
 На фото. Мастерская Ю.Ракши 1981г. Ирина Ракша на фоне триптиха "Мое поле Куликово"

 
                ВТОРОЕ ОСЕННЕЕ ИНТЕРВЬЮ

1.  Вопрос:   Опишите свои эмоции, когда вы поняли, что ваше произведение (писательский труд) стало частью Международной Московской выставки - ярмарки 2021?
     Ответ:  Я уверена, мудрый вопрос заставляет и отвечать достойно. Это как в спорте - удар мяча - и удар в ответ. Рывок на рывок. Посыл - на посыл. Иначе ты в ауте. Так что за эти вопросы - особое вам спасибо. А любой мой ответ может "тянуть" на рассказ, на новеллу. Но постараюсь быть краткой.
  Эмоций особенных не было. Ярмарка- это продолжение жизни моего творчества. Ради встречи с читателем мы, писатели, и работаем. Побольше бы таких ярмарок.
 
2. Вопрос: Давайте вспомним ваше первое произведение - это… . Как оно нашло своих читателей?
 Ответ:    Это было в начале давних пятидесятых годов ХХ века. На Алтае, на целине. Куда я московская романтичная школьница рванулась "по зову души и сердца, и ...Комсомола, конечно" И первые мои печатные строчки появились в многотиражке "За урожай". Это были поэтичные тексты о работе в поле тракторных посевных бригад. Затем бригад уборочных, "урожайных". Тут же цифры, проценты. Кто передовик, кто отстаёт. Потом печатались мои очерки и стихи. Простенькие, не совершенные, хотя и искренние. (Речь о гонорарах тогда вообще никогда не шла). Уже вернувшись домой в Москву и став студенткой сперва Тимирязевки затем ВГИКа, я долго хранила странички этих газет. (Потом они потерялись куда-то). Зато цветной журнал "Советский Союз" №3 за март 1956 г. храню до сих пор. На его обложке  портрет румяной кудрявой учётчицы. Девушки в лихой ушанке и белом полушубочке, фото Я.Халипа. Называктся "Утро на целинных землях Алтая". Это и есть Ирина Ракша. Вот такое было у меня начало в прессе.

3.  Вопрос:   В литературном мире бытует мнение, что автор в образ героя вкладывает частицу себя, родных. У вас есть такие книги?
  Ответ:  В прошлом веке я писала прозу в классическом стиле. Где автор остается как бы за пределами текста.  На сцене (как в театре) только герои.  А вот в новом веке практикую новый более свободный стиль. Назвала его "Дневниковая проза". В ней автор может находится по обе стороны границы бытия. И внешней, и внутренней. Это очень расширяет как права, так и возможности автора. Я подробно объясняла это в своём "мастер-классе" последних книг - "Монолог без конца" и "Разговор о будущем".  И конечно, в каждой строке это ты сам. Это твой совокупный жизненный опыт. Об этом очень ёмко сказал художник Юрий Ракша: "Как в зеркало мы сморим в мир, и отражаемся в нём. И потому в каждой картине (и книге) ищите художника, его суть, его отражение. Он здесь". 

4.  Вопрос:  Ваши последние книги  - это … Анонсируйте их для новых читателей.
    Ответ:  Это новые книги издательства ИСП. "Избранное", "Звёздный бульвар", "Золотые опилки", Монолог без конца", "Разговор о будущем", "Прощай, молодость!" Они более мудрые, и написаны в ином более современном, что ли, стиле. Хотя тоже реалистическом и классическом. Я не пишу детективов и фэнтези, неомодерна. Для меня это мелко и чуждо. Считаю, что само реальное бытие наше и глубже, и шире разных выдумок и фантазий. Хотя это не исключает и работы воображения. И я из этого богатого моря-источника и черпаю свою прозу. Хотя вижу, что до конца её так и не вычерпаю. Жизни не хватит.

5.  Вопрос:  Расскажите о тех проектах, которые как вы считаете сделали вас официально частью литературного мира. После которого вы можете смело назвать себя писателем.
    Ответ: Я всегда стеснялась этого высокого слова  ПИСАТЕЛЬ. Это все равно, что сказать о себе "  Я человек хороший". Называла себя и литератором, и журналистом. И только после третьей, официально вышедшей в издательстве книги, когда меня уже приняли в члены СП, позволила так себя называть... . Писатель не имеет права желать себе "славы геростратовой". От неё он может  погибнуть.
  А о первых проектах даже не думала. Просто садилась писать, когда не могла не писать. Когда чувства жгли душу, кипели, или напротив радовали, ласкали. И писала, но повторюсь - только когда разгорались чувства в душе. Никогда не насильно. Чувство первично. Мысль вторична, рациональна.  Она приходит ЗА чувством. И начинала писать искать единственно точное слово, композицию, поэтический ритм и прочее. Но конечно главное - это смысл. Что б всё было ясно, красиво и ПРОСТО. А главное - доходчиво, без заумей и выпендрёжа. Мастерство стало приходить, конечно, с годами. Поняла закон "Единства формы и содержания". А потом вдруг  встретила у итальянца у гения Леонардо да Винчи такой постулат, подтверждающий верность моего  пути: "Простота - это то, что труднее всего на свете. Это крайний предел опытности и последнее усилие гения".

6.  Вопрос: Ваша основная цель как писателя на таких проектах как ММКВЯ 2021, и других какая? Погрузить читателя в свой мир?
 Ответ:  Погрузить читателя в некий мир - этого мало. И заявление в ЖЭК это ведь тоже погружение. А надо создать мир свой и достойный, надо его родить, обустроить. Сделать - добрым, чистым и светлым.  Привлекательным для человека. Любого. Без грязи и пошлости. Без голых задниц, рэпа и выстрелов. Что бы душе захотелось стремиться вверх, а не вниз, ниже пояса...И к тому же, разговор с читателем должен быть доверительно-тихим, сокровенным. Нельзя "давить, кричать, декларировать".
          Великий британец Черчиль когда-то произнёс: "Если вам нечего сказать - кричите." Я давно не кричу. Во-первых, некому. Во-вторых, есть что сказать. И потому я пишу "шепотом". Реально, детально, подробно. И повторить готова словами своего товарища поэта Роберта Рождественского : "Благодарю тебя за всё.../ За шепот и за крик, за вечность и за миг. /За отгоревшую  зарю... /За всё, за всё тебя благодарю..." А в это "ты", и в это "тебя" входит так много всего. Явлений, открытий, встреч. А главное бесподобно-редких людей, людей-подарков. Ну просто толпа. И в ней в разные годы - разные лидеры.

7.  Вопрос: Вы создали большое ко-во произведений.
Сколько книг по вашему мнению должен писать автор, чтобы оставаться популярным?
  Ответ:   Раньше я думала - всё дело в качестве написанного. Как считают некоторые "Пусть одна книжка, но ценная." Оказывается - нет и нет. Даже в Библии несколько книг. И в Евангелие (в "Новом завете" четыре. Я уж не поминаю апокрифы).
 Как-то хороший старший прозаик Александр Борщаговский (помните его "Три тополя на Плющихе"?) в клубе ЦДЛ на ходу в гардеробе сказал мне, тогда молодому автору, подарившему ему свою первую книгу: "Пишешь ты хорошо, но запомни. Писатель - это не только качество, но и количество". Я это запомнила навсегда. Хотя тогда возразила - молча, внутренне: "А Библия? А Гомер? А Грибоедов?" И только с годами поняла, как он был прав. Хороших книг, как и машин на заводе, как и  детей в семье должно быть много. И к тому же - с  годами автор качественно меняется. Прозревает, мудреет. И Слово его, книги его мудреют. Так что надо успевать за временем. Спешить, успевать сказать всё до крошки, до донышка. (Когда есть, конечно, что сказать, и чему научить).

8.  Вопрос: ИСП для вас - это помощник в реализации ваших мечтаний или …?
   Ответ:   Во многом, конечно, ДА. С годами (а в ИСП я выпустила уже семь томов книг, и ими довольна.) я   ИСП полюбила. И надеюсь взаимно. Получала и медали, и орден Святой Анны.) Помню, как в советское время автора давила цензура. Сейчас этого нет. В ИСП каждый сам себе цензор. Но и ответственность за эту свободу тяжело лежит на тебе самой. Ты производишь СЛОВО. ("А Слово было у Бога. И Слово было Бог" (Вон высота какая! И выпускать брак ты сам не имеешь права.
  А мечтаю я, чтоб мои книги (рождённые в ИСП) печатались в типографии не кусками, а сразу все пять тысяч (и пять ещё, и ещё пять) и ложились бы на прилавки. И  доступно лежали бы во всех книжных ларьках. От московской Думы, от ярмарки у Кремля, до Магадана.(Как раньше бывало в СССР) От Книжного на Арбате, до сельского ларька, где они лежат на прилавке рядом с хлебом насущным и насущными сапогами, галошами, шинами. Ведь и сами они-ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ, духовный.  Уверена, они мгновенно бы разошлись в дома и библиотеки читателей.  У меня давно нет мыслей о гонораре. Главное, чтоб читали, читали, читали. ("Только рук не хватает обнять мне моё человечество!")  Вот это был бы наш общий праздник! 

   9.  Вопрос:  Какие из своих произведений вы можете посоветовать читателям, которые еще незнакомы с вашим творчеством?
   Ответ:  Я не романист. Написала лишь три романа. "Белый свет", "Охота на волков" и "Письма чужой жене". Я новеллист, рассказчик. "Бегун на короткие дистанции". Работаю в малой форме. Как ювелир. И думаю, это даже труднее, чем заводская сборка больших машин. Но кому моё творчество станет вдруг интересным, то можно сравнить ранний роман "Белый свет (В роман газете он печатался как "Весь белый свет" тираж 3 млн. 1982 г.) с новыми моими вещами, короткими. Вплоть до новеллы "Малуша" в один листок. Смотри в интернете мою страничку "Проза.ру Ирина Ракша". Сравнить очень легко, начало и конец. Узнать - откуда "ноги растут".
 
10.  Вопрос:  Что вы посоветуете начинающим авторам?
  Ответ: Писателю мало выучить алфавит, мало уметь писать буквы. Берясь за перо, он УЖЕ должен крепко стоять на двух ногах. И имя двум этим опорам: Воспитание, и Образование. И если обе они здоровы, крепки и достойны, (а не глиняные), то таков будет и его путь. Так он и пойдёт по дороге им выбранной. А там будет можно думать и о профессии. Даже и о писательской.
  С античных ещё дохристианских времён жива пословица: "Если можешь не писать -- не пиши". Эту мудрость я всегда твержу начинающим авторам. Молодым, а тем более, не молодым. Дар слова даётся свыше, как слух композитору. И работать с ним невероятно тяжко. Поэт-классик верно сказал: "Изводишь единого слова ради/ Тысячи тонн словесной руды." Можно, конечно, научиться стать тонким "ведом",  интеллектуалом, узнать премудрости стихотворчества, закончить ВУЗы, даже защитить диссертацию. но...не суметь  талантливо написать новеллу или же стих. И тут уж ничего не поделаешь. Только себя истерзаешь, измучаешь. И потеряешь бесценное время. А в тебе, может быть, скрыт чудный медик-дантист, учитель или историк, или же альпинист. Так что запомни простой мой завет: "Если можешь не писать - не пиши"

Вопросы задавал Э.Раевский.