Достоевский Фёдор Михайлович

Георгий Ермаков
День рождения Героя

Достоевский Фёдор Михайлович (30 октября [11 ноября] 1821 – 28 января [9 февраля] 1881), писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН.

[200 лет со дня рождения!]

Родился в Москве в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 г. Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления – натуральной школы. В. Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии «маленького человека». В следующей повести «Двойник» (1846) Белинский отметил «огромную силу творчества» Достоевского, глубину концепции, но критически отозвался о «фантастическом колорите» этого произведения. Позднее появились «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849). В них явственнее обнаружились те черты реализма Достоевского, которые выделяли его из среды писателей натуральной школы, – углублённый психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

С 1847 г. Достоевский посещал общество М. В. Петрашевского, с 1848 г. стал активным участником революционных кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова. Привлечённый по делу петрашевцев, он в 1849 г. был приговорён к смертной казни, которую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен.

В 1859 г. он получил разрешение на переезд в Петербург; опубликовал повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорблённые» (1861). Крупнейшим произведением, написанным вскоре после каторги и о каторге, явились «Записки из Мёртвого дома» (1861–1862). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением крепостническому строю. И. С. Тургенев сравнивал «Записки...» с Дантовым «Адом», а А. И. Герцен – со «Страшным судом» Микеланджело.

В атмосфере общественного подъёма 1859–1861 гг. и последующего разгрома революционного движения Достоевский активно участвовал в общественной жизни России. В эти годы он сблизился с литературным критиком А. А. Григорьевым, философом Н. Н. Страховым. В журналах «Время» и «Эпоха», которые Фёдор Михайлович издавал вместе с братом М. М. Достоевским, писатель пропагандировал теорию так называемого почвенничества. Резко критикуя порядки крепостнической России, разложение дворянства, рост новых капиталистических форм эксплуатации, он вместе с тем полагал, что особый путь исторического развития России поможет ей избежать революционных потрясений, приведших в Западной Европе к торжеству капитализма. Достоевский возлагал надежды на сближение интеллигенции, оторвавшейся от «почвы», с народом, на нравственное совершенствование. В свете этого своего идеала он гневно обличал западноевропейскую буржуазную цивилизацию («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863) и духовное «подполье» индивидуалиста («Записки из подполья», 1864). Полемизировал с идеологами революционной демократии (журнал «Современник») и особенно с радикалами-позитивистами (журнал «Русское слово») – о путях общественных преобразований, проблемах этики, отношении к народу, о сущности искусства.

В 1860–1870-е гг. Достоевский создал свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879–1880), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.

В 1873–1874 гг. редактировал журнал «Гражданин» (издавал совместно с князем В. П. Мещерским), где начал печатать «Дневник писателя», который отдельными выпусками продолжал издавать ежемесячно в 1876–1877 гг., один выпуск в 1880 г., один – в 1881 г. Наряду с размышлениями на злободневные темы общественной жизни, литературно-критическими откликами и воспоминаниями в них помещено несколько художественных произведений: «Мальчик у Христа на ёлке», «Кроткая», «Сон смешного человека» и др. В «Дневнике писателя» опубликована и речь об А. С. Пушкине, в которой Достоевский, изложив своё понимание национального значения поэта, раскрыл свои нравственно-философские идеалы.

В творчестве писателя отразились противоречия действительности и общественной мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Западной Европе. Достоевский писал о себе: «... Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, трагедия ущемлённой и униженной личности. Гениально владея искусством психологического анализа, писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой – зреет потребность протеста. Достоевский прозорливо увидел рост буржуазного индивидуализма, идеологии «наполеонизма». Так возникает галерея персонажей от «подпольного человека» в «Записках из подполья» до Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых».

Отстаивая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечёт за собой антигуманистические действия. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. Материалом для его художественных обобщений в области политики служили деятельность таких современников, как М. А. Бакунин и С. Г. Нечаев, у которых идеи социализма представали в извращённом мелкобуржуазном виде, а также опыт буржуазных революций, в которых беспощадно подавлялись требования трудового народа.

Мечта сохранить веру в человека, обрести идеал, основанный на победе доброго начала, влекла Достоевского к образу Христа, в котором, по мысли писателя, воплощены высшие нравственные критерии. В «Легенде о великом инквизиторе», являющейся философской кульминацией «Братьев Карамазовых», Достоевский выступает против теории «счастливого» общества, в котором уничтожается свобода человека, его духовные интересы.

Героям, владеющим силой аналитического всеразрушающего разума, Достоевский противопоставляет таких людей, которые обладают добротой сердца, наделены тонкой душевной интуицией. Таковы Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), Лев Мышкин («Идиот»), Алёша Карамазов («Братья Карамазовы»), готовые пострадать за всё человечество. О романе «Идиот» Достоевский писал: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь».

Полагая, что невозможно построение общества на основах науки и разума, Достоевский вместе с тем признавал «реальность и истинность требований коммунизма и социализма...». Исследуя «глубины души», он считал недостаточными социальные средства борьбы со злом и искал нравственную опору для человечества в идее бога. В «Дневнике писателя» (1877) Достоевский утверждал: «... зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ... ни в каком устройстве общества не избегнете зла...». В то же время он писал: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Достоевский создал особые формы реалистического творчества, которые охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив». Он сочетал силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. Достоевский – создатель идеологического романа, в котором развитие сюжета определяется главным образом борьбой идей, столкновением мировоззрений, воплощённых в характерах персонажей-идеологов. В рамках детективного сюжета он ставил социально-философские проблемы. Динамичность композиции, драматическая напряжённость в развитии конфликтов, экспрессивность и сгущённость слога служили целям воплощения сложных нравственно-психологических и социально-философских проблем.

Романы Достоевского полифоничны. «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского», – пишет М. М. Бахтин, первым исследовавший полифонизм творчества Достоевского. Но при этом авторское отношение к миру раскрывается в произведениях писателя с большой силой и полнотой. Полифоничность художественного мышления Достоевского была отражением того «многоголосия» самой социальной действительности, которое он гениально обнаружил в середине 19 в. и которое достигло крайнего напряжения в 20 в. Этим и объясняется мощное воздействие Достоевского не только на художественную культуру, но и на философскую и эстетическую мысль 20 в.

Гуманистический антибуржуазный характер реализма Достоевского, в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального романа оказали огромное влияние на русскую и мировую литературу.


Источник: А. А. Белкин. Достоевский Фёдор Михайлович. Статья из Большой советской энциклопедии. Публикуется с сокращениями.

Иллюстрация: Перов Василий Григорьевич. Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Из открытых источников.