Безбилетный заяц

Владимир Коряковцев
Безбилетный заяц или последствия неоплаченного проезда.

В то время, а было это в самом начале двухтысячных, в нашем городе было очень проблематично попасть из нашего отдаленного района в центр. Почему же проблематично? Казалось, чего же проще, иди себе на остановку, жди автобуса, а как автобус придет садись да и поезжай. Но не так-то все просто. Это в теории все чисто и гладко, а в реальности одни сплошные овраги на каждом шагу.
Тогда я учился в медицинском колледже, и волей-неволей был обязан все шесть дней в неделю ездить на автобусе в город. Это чуть позже всем нам начали выдавать студенческие билеты для бесплатного проезда, но поначалу ездили мы на свои кровные. Но дело тут вовсе не в студенческих билетах.
Я не понимал, что здесь не так. Рано утром я шел на автобусную остановку примерно за час до начала занятий в колледже. Доехать до центра можно было за полчаса, так что у меня было в запасе немногим больше времени на крайний случай. Я был очень ответственный в этом плане и не хотел опаздывать. Дождаться своего автобуса - это была первая, но как оказалось, не самая сложная проблема. Гораздо сложнее было на этот автобус сесть. Тогда я совершенно не понимал, почему мой автобус вместо того, чтобы как водится притормозить у остановки и загрузить в себя пассажиров, попросту не останавливался и проходил мимо. Разве так должно быть? Но повнимательнее присмотревшись к автобусу, я замечал, что он буквально битком набит пассажирами. Причем те, кто стоял у дверей были совершенно прижаты к стеклу, словно приплюснутые головастики в банке со спиртовым раствором. Водитель под завязку нагрузив свой автобус, уже попросту не мог остановиться и загрузить в него еще кого-нибудь. И такие автобусы один за другим проносились мимо по направлению к центру.
Что же мне было делать? На чем ехать в город, если мое время в конце концов не резиновое и я мог уже не успеть на занятия?
А потом я заметил такую вещь, что водитель, не притормозив на остановке, вдруг начинал неожиданно замедлять ход, и останавливался уже метров через пятьдесят. И вот уже там он выгружал часть пассажиров, мгновенно закрывал двери и тут же отправлялся дальше.
И я тогда придумал такую штуку: как только автобус проносился мимо остановки, я уже был готов. Быстро бежал к тому месту, где он должен был остановиться. И если автобус действительно останавливался, что случалось далеко не всегда, мгновенно пользовался шансом и запрыгивал внутрь. Тот факт, что я был внутри салона, очень сильно меня радовал и прямо делал счастливым. И даже то, что меня тут же со всех сторон принимались зажимать и пихать, ничуть не расстраивал и не приводил в замешательство. Я наконец-то попал на свой рейс, а значит я уже точно вовремя попаду на занятия, а это было для меня самое главное. А затем начиналось само получасовое путешествие, наполненное самыми непередаваемыми ощущениями. Порой пассажиров набивалось в салон так много, что те, кто оказывался посредине прохода, попросту не моги дотянуться до поручней. Но это было и не особенно критично в данном их положении, поскольку их так плотно обступали и подпирали со всех сторон, что можно было ни за чего не держаться. Другое дело, когда вдруг автобус совершал неожиданные и стремительный поворот. Сразу скажу, что это было самое неприятное в поездке, не говоря уже про то, что в салоне порой нечем было дышать. И вот когда автобус входил в поворот, вся эта масса людей волей судьбы прижатых один к другому, как по инерции откатывалась в сторону поворота. И горе было тем, кто в этот момент оказывался у дверей и у окон. Их так крепко вмазывало в стекло, такие кругом были кряхтения и хрипы, что просто еще диву даешься - как можно было живым выйти из подобного приключения. Причем в самой крайней точке поворота нередко создавалось ощущение, что автобус не выдержит и перевернется. У машины ведь тоже бывает свой предел устойчивости.
Но я, чего греха таить, очень любил, когда рядом впритирку со мной вдруг оказывалась какая-нибудь молодая девушка или женщина. Подчас ее так крепко прижимало ко мне, что я начинал чувствовать ее всю с головы до ног. И главное, женщина при этом не упиралась, не роптала и не отшатывалась - куда же нам было деваться, если всех нас так крепко притискивало друг к другу? Невольно приходилось закрывать глаза на все эти прижимки. Но надо уметь во всем находит приятные стороны. Тем более, что ехать никогда не бывало скучно. Водитель обычно всегда включал радио и можно было слушать песни одну за другой, так называемые хиты, которых так много звучало в то время.
Еще была небольшая проблемка с оплатой проезда. Женщина-кондуктор, обычно такая вся из себя грозная и мощная, словно какой-нибудь атомный ледокол, упорно пробивающий себе путь среди арктических льдов, пыталась пройти через весь злополучный салон. Некоторым особенно грозным и мощным это удавалось, но не всегда. Иногда атомный ледокол застревал где-то на полпути и начинал довольно громко и даже перекрикивая песни из радио, сигнализировать о том, чтобы "пассажиры и не мешкали и быстро передавали за проезд". Кто-то конечно же добросовестно передавал, а кто-то и нет. И вот поскольку студенческого еще не было и надо было платить, то я платил не всегда. Иногда это просто не удавалось сделать, когда давка была особенно сильной и тут уже было не до билетов. И вот тогда мне пришлось познакомиться с теми, кто представляет собой доблестные отряды контролеров, ловцов безбилетных зайцев.
Они появлялись на остановке как всегда неожиданно и внезапно, как обычно случаются самые неприятные неприятности, типа геморроя в нехорошем месте. Через них просто так не мог пройти никто, они всех старательно проверяли. И сколько уже раз бывало так, что я вовсе не специально, а в силу обстоятельств, не платил за проезд и оказывался без билета. Но через контролеров надо же было как-то пройти. На тот случай у меня были в кармане припасенные прежде билеты. Они-то меня и выручали подчас. Но один раз не выручили. И когда контролер преградил мне дорогу, ухватив за рукав в тот самый момент, когда я уже было решил, что и в этот раз пронесло, я порылся в кармане и не нашел ни одного старого спасительного билетика. Да, по билету можно было увидеть, что он совсем с другого рейса, но для того, чтобы это проверить понадобилась бы секунда-другая, а этого времени было бы достаточно сами знаете для чего. Но запасного билетика не нашлось, как и секунды-другой, и я был крепко взят за рукав и препровожден в специальный автобус. Хорошо еще, что тот случай произошел после моих занятий в колледже, да и остановлен я был в своем районе у рынка, а не в центре города. В этом конечно же был несомненный плюс, кто бы сомневался. И вот я попал в автобус, уже наполненный такими же безбилетными зайчиками. Зайчики были самые разнообразные. И мужчины и женщины. В основном все среднего возраста. Многие из них вели себя не очень спокойно, шумели, что-то пытались доказывать. Со стороны же работников контроля было слышно лишь одно слово - штраф, платите штраф. Зациклились ребята на штрафах, вот и трещали все про свое. Но вот дошла очередь и до меня и контролер прицепился ко мне "со своим штрафом".
- Нечем мне платить, - говорю я.
- А далеко живешь?
- Да с полкилометра будет.
- Паспорт или какой-то еще документ имеется?
- Паспорта нет, вот только медицинская карта.
- Так, давай вот как сделаем. Оставляй нам свою медицинскую карту и иди за деньгами домой. Принесешь - карту тут же назад получишь.
Я сделал как было сказано, и в ту же минуту покинул автобус. А на улице сыро, холодно, дождь моросит, ветер в лицо дует. На душе противно и тяжело до слез. Так неприятно попался и можно сказать, в какую грязь вляпался!
Прибегаю домой весь в поту. Мать и отец были тогда на работе, дома у нас только один кот, Дымок. Красивый сиамский, породы Невская маскарадная. Стоило только мне войти, как Дымок тут же ко мне прыгнул. Не иначе кушать захотел, да и соскучился за весь день один-то дома сидеть.
- Дымок, Дымочек, некогда мне, - говорю я ему в слезах. - Не пришел я еще, мне еще бежать надо. Видишь, торопят, дергают. Надо спешить.
Беру сколько нужно денег и на полной скорости назад, к рынку. Едва тот автобус еще сумел отыскать. А ведь была неприятная мысль, что автобус уйдет, а вместе с ним моя медицинская карта. Еще повезло, что карту в тот день с собой взял, видимо в колледже в тот день прививки делали и надо было отметки ставить. А если б не взял, кто бы мне поверил, что я домой за деньгами сбегаю? Так и сидел бы в автобусе, и неизвестно чем бы все это закончилось. Но вот штрафной автобус нашелся, а был он уже пустой, одни контролеры только. Всех штрафников уже к тому времени они видимо распустили. Я самый последний был. Набегался, запыхался, а самое главное урок получил на будущее: не ездить больше без билета и не пытаться как-то еще обмануть контроль. Таких не обманешь. Это самые настоящие прожженные волки, ни больше ни меньше.