Как остановить плач ребёнка?

Аншей Дин
Бывает, что дети плачут. Причины разные и, чаще, непонятные для взрослых.
Возраст – от грудного до 5-7 лет. Бывает, что и старше. Но у тех хоть можно выяснить – в чём причина.  А у этих ……
Делюсь своим опытом
 
Опыт первый

Я старше своего брата на 9 лет. Когда он родился, то первое время изводил маму своим плачем, которая брала его наруки, ходила с ним по комнате кругами вокруг стула со спинкой и пыталась понять, чего ему надо, чтобы он замолчал. Устав ходить вокруг стула, она садилась   на него, доставала грудь и пыталась  ею закрыть этот орущий рот, которого не соблазняла ни её грудь, ни соска с водичкой  («давай ему больше воды – может быть у тебя молоко  жирное, желудок крепит»  - советовали более опытные.)
«А может у него щетинка под кожей?. Бывает такое. Ты скатай катышок из тёплого теста и покатай по спинке. Если щетинка есть - вылезет на тесто» - советовали другие. Мама добросовестно испытывала предлагаемые рецепты, кроме как позвать «знахарку», но братишка упорно орал. Были моменты, когда он замолкал на какое-то время или на время кормления или устав от собственного крика, засыпал.
Однажды, когда мама оставила его в кроватке, устав от кружения вокруг стула, я подошёл к нему и участливо спросил: «ну, что ты плачешь, маленький? Чего тебе дать?» Он не удостоил меня не только ответом, но и взглядом, продолжая орать и корчиться от какой -то боли или неудобства. Ох, как хотелось мне чем-то закрыть этот орущий ротик. Я наклонился к нему  и вдруг подул ему прямо в ротик. Он вздрогнул и закрыл рот. Глазки испугано смотрели на меня. Он молчал. Как только он скорчил гримасу и вновь открыл рот, я не колеблясь, снова дунул ему в рот. Ситуация повторилась. Он снова замолчал.  Из кухни прибежала встревоженная мама. «Почему он не плачет?», подозревая что - то неладное, она потрясла меня за плечи. «Ты сунул ему что-то в рот?»
«Нет, - отвечал я.- Он просто послушал меня, как старшего брата, с достоинством отвечал я, опасаясь, что в присутствии мамы он снова заорёт.  Но братишка не подвёл.  Больше в тот день Санечка не плакал, но не однажды, вспоминая о моём способе «Как остановить плач  ребёнка?», он мне, хоть и в шутку, говорил: «Ты – садист, ты меня в детстве чуть не угробил», на что я не спорил, оправдываясь тем, что «Наука без жертв не бывает».  Кстати , этот способ был неоднократно проверен и давал безотказные результаты.

 Опыт второй.

В трамвае. Девочка 2-3 года, Чего-то требует от матери настойчиво с пронзительным криком. Пассажиры не выдерживают. Ругают мать, которая не может успокоить ребёнка. «С таким ребёнком надо не в трамвае ездить, а в такси». Кто -то протягивает конфету. «Ах,  какая вкусная!  Хочешь? Пососи.»  Девочка демонстративно отворачивается и рёв переходит в надрывный крик. «Вот зараза!» -мысленно ругаюсь я и проталкиваюсь через толпу стоящих пассажиров к женщине с ребёнком. Приблизившись к ней, я безцеремонно своим указательным пальцем ткнул ей в плечо, отчего она вздрогнула и, перестав плакать, уставилась на меня. «Ты слышала?- таинственным голосом шепчу я ей. - Чёрная курица  позвала тебя идти за ней.
- Какая куица?
И я и все пассажиры трамвая, оглушённые наступившей тишиной, впервые услышали её голос. Она широко открытыми глазами с испугом смотрела на меня, ожидая ответа. Скупая, одинокая слеза медленно ползла по щеке.
- Чёрная курица в красных сапожках, - продолжал я тем же таинственным шёпотом, ощущая, как весь вагон замер, подслушивая наш диалог. «Долго ли он продержится?»
- Она ведь позвала и тебя и меня. Ты что не слышала?
Она слегка покачала головой
- Нет
- Вот. А она хотела показать нам замок, который за дверью в её курятнике, где живут и маленькие зверюшки и маленькие люди, и короли, и рыцари».
Я понимал, что обилие терминов, многие из которых ей непонятны, могут ослабить её внимание, а потому старался возбудить её интерес на понятных ей вещах.
- Вот ты – маленькая, а мама – большая. А там у неё, у чёрной курицы,  такие мамы меньше тебя.
Я впервые взглянул на маму и увидел весьма симпатичное, улыбающееся мне лицо.
- Спасибо Вам большое. Нам нужно на следующей остановке выходить. Мы обязательно постараемся найти черную курицу в красных  сапожках и побывать в её замке.
- Давай, Наточка, выходить. Скажи дяде спасибо. Мы в другой раз обязательно составим ему компанию к чёрной курице. Она осторожно спустила дочку с сидения. Я, насколько мог, отодвинулся пропуская их.
- Спасибо Вам. Вы меня выручили. У вас определённый талант общения с детьми, -прошептала она, направляясь к выходу, и пассажиры вжимались в себя, уступая им проход.  Я облегчённо вздохнул. «Слава Богу, что не опозорился. А может и правда есть такой талант? – подумал я, слушая восторженные комментарии пассажиров в свой адрес.

Опыт третий.

Детский парк. Рядом с заброшенной баскетбольной площадкой прижился стол для настольного тенниса, облюбованный двумя пенсионерами. Пенсионеры играют в настольный теннис и ходят за отлетевшим шариком. Куда полетит шарик, зависит от силы и направления удара или ветра, подгоняющего шарик иногда с такой скоростью, что он пересекает баскетбольную площадку и задерживается только вертикальной стенкой, выполненной из бордюрного камня.
  У молодой мамы капризничает ребёнок 4-5 лет. Они сидят метрах в десяти от стола и в их сторону часто отлетает шарик, неудачно отбитый или не попавший на стол.
Ребёнок чего-то требует. Мать его требования не принимает. Ребёнок плачет. Конфликт тянется минут 15-20. Проходя мимо них в очередной раз, один из пенсионеров, обращается к мамаше и говорит.
- Какой у Вас хороший мальчик! Вот нам бы такого помощника за шариком бегать.
А то дедушка старенький, бегать уже не может, шарик его обгоняет».
Малыш с любопытством исподлобья взглянул на деда. Лениво дотянул своё нытьё.
-Вот только не будет ли он тяжёл для него? Попробуй одной рукой. Справишься?»
Дед протягивает  ему теннисный шарик. Малыш осторожно берёт шарик и вдруг возбуждённо восклицает: я могу тыщу таких поднять»
- Да, ну! - недоверчиво тянет дед. - Одной рукой?
- Да, - уверенно заявляет малыш, как то позабыв о плаче.
- А левой или правой?
Парень поочерёдно смотрит на одну руку, на другую и уверенно заявляет:
- Любой.
-А давай договоримся: ты мне будешь отдавать левой рукой, а тому деду правой. Не перепутаешь?
-Неа.
-Ну, давай попробуем.
И мы пошли к столу, где нас поджидал напарник, с плохо скрываемым нетерпением.

Опыт четвёртый.

Детская комната. Устойчивый беспорядок на столе, в детском шкафу, на полу и на раскладном диване. Два брата 5 и 9 лет. Старший эксплуатирует младшего. Малый возмущается. Придя с работы, начинаются разборки и обвинения. Порядок наводит мама. Этим возмущается папа. Папа предлагает игру «Президент выходного дня». За каждое сделанное «доброе дело» - жетон. У кого перед выходным за неделю окажется больше жетонов, тот –Президент выходного дня. Как отдыхать всей семье, командует он
За право быть Президентом борются и родители и дети, но, если что - то сделать готов кто-либо из сыновей, они имеют предпочтение, но качество выполненного задания проверяют родители. Такого рвения трудно было ожидать. Через полчасса детская комната преобразилась. С письменного стола исчезли бумажки, какие-то игрушки и запчасти к ним. В детском шкафу одежда оказалась на вешалках или сложенная по мере возможности в отдельных стопках, которые поправляла мама, честно зарабатывая свой жетон. Папа из цветной бумаги нарезал жетоны, зарабатывая на этой работе свой жетон. Началась погоня за жетонами, Саша, как старший, перехватил у мамы инициативу мыть после ужина посуду. Мише было доверено вытирать ложки, вилки и ножи.
К концу недели первым «Президентом выходного дня» оказался Саша, предложивший всей семьёй завтра отправиться на лыжах в Синьчинский бор, благо погода располагала к этому.
Как прошла эта прогулка я описал в стихотворении

Лыжная прогулка
 
Лыжня проходит по озерной глади,
Покрытой чистой белизны ковром 
И исчезает меж лохматых елей, 
На берегу стоящих,  за бугром.
 
Сияет солнце в синеве небесной,
И снег от бликов солнечных слепит. 
Маршрут для всей семьи давно известный
Морозец легонький бодрит.
 
И лыжи нынче смазаны удачно.
С  размашистым накатом шаг.
 И нет физиономий средь идущих мрачных.
И нет среди идущих забияк.
 
Что норовят скорей вперед прорваться,
Лыжню сминая, обгоняя всех.
Чтоб только во главе идущих оказаться.
"Ну, пусть идут, раз нет других утех"
 
А вот лыжня взобралася на берег,
Нырнула в ели и меж них пошла.
Здесь можно шаг конечно и умерить
Петляет меж стволов набитая лыжня.
 
А на ветвях елей не шапки снега – крыши
И нет резона рушить красоту,
И потому мы двигаемся тише,
Преодолевая высоту.
 
Вот и цель пути – высотка эта
Круто вниз зовущая лыжня.
- Кто сегодня первый? – жду ответа.
- Нету первых? Значит, первый – я.
 
- Ты, отец, давай. А мы все за тобою,-
Меня и сыновей подбадривает мать.
"Что ж, коли в семье ты числишься главою, 
Надо эту марку не ронять".
 
Встал на лыжню, очки поправил,
Вперед нагнулся и.. пошел.
Встречный ветер в нос и в грудь ударил,
Чуть не опрокинул. Пронесло.
 
Глаз слезится. Скорость нарастает.
Все еще захватывает дух.
Лыжа левая на кочку налетает…
И я зарываюсь в снежный пух.