Осень и бытие

Николай Старорусский
Вечное – это не дальше-длящееся, а то, что ускользает в одно мгновение, чтобы когда-нибудь вернуться.
                (Мартин Хайдеггер)
Осень похожа на уже прочитанную, но успевшую позабыться книгу – каждая страница о том, о чем знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница – возвращение туда, где уже побывал.               
                (Нарине Абгарян)…


 
Эпиграфы словно приглашают свести воедино мысли о вечности и осени.  И, конечно, речь не о простом повторении.  Продолжим цитату Хайдеггера (из недавнего перевода сборника «О событии»):

То,  что может возвращаться не как то же самое, а как заново преображенное одно-единственное бытие…            

Удивительное, с первого взгляда несочетаемое «неизменность – изменение» известно авторам стихов;

Всё неизменно и всё изменилось
В утреннем холоде странной свободы.
Долгие годы мне многое снилось,
Вот я проснулся, - и где эти годы?

Вот я иду по осеннему полю –
Всё, как всегда, и другое, чем  прежде,-
Точно меня отпустили на волю
И отказали в последней надежде.
             (Георгий Иванов)

Можно полагать, что здесь  цикл повторяемости-изменения – не меньше года.  Но осенью все изменяется очень быстро… Каждый день  может вызвать новые ассоциации.
 
Вот и осень. Покинуты дачи
И останние розы в саду.
Жизнь затихла. Один, наудачу
По знакомым дорожкам бреду…

Те же улицы, лес и болото,
Что вчера; те же клёны в огне.
Отчего же мне чудится: что-то
Изменилось – вокруг иль во мне?

Тени прошлого вдруг окружили,
Оттеснив настоящее вдаль.
И былые событья ожили,
Вся их радость, надежды, печаль…
 (  https://stihi.ru/2021/09/30/6331  )

Именно осенью удается почувствовать истину слов о. Павла Флоренского:

Всё проходит, но всё остается. Это моё самое заветное ощущение – ничто не уходит совсем, ничто не пропадает, а где-то и как-то хранится.
Ценность пребывает, хотя мы и перестаем воспринимать ее… И прошлое, хотя бы и забытое, пребывает как-то и дает свои плоды. Вот поэтому, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности.


Примечательно, что в контексте данного эссе  понятие вечности не связано напрямую с бесконечностью и другими крайностями.

Когда мы говорим «теперь» или «сегодня», мы останавливаем для себя поток времени. Мы принимаем настоящее и не заботимся о том, что оно ушло в тот момент, когда мы вспомнили о нём.  Мы живём в нём, и оно обновляется для нас в каждом новом «настоящем».  Это возможно, потому что каждый момент времени достигает вечности.

Не все люди могут увидеть «вечное сейчас» во «временном сейчас», и никто не способен видеть это постоянно.  Но иногда «вечное сейчас» врывается в наше сознание и обнаруживает перед нами очевидность вечного – того измерения, которое вклинивается в поток времени.
      (Пауль Тиллих, протестантский теолог)

Фактически ему вторит Пиама Гайденко в своей книге «Время»:

Вечность – это не безгранично длящееся время, а вневременная полнота бытия, это вечное – истинное – теперь.
                (Пиама Гайденко)

Примером может служить состояние «вечного настоящего», в которое удается погрузиться части слушателей музыкального произведения. Уместно здесь еще вспомнить: «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».

Почему же именно осень чаще позволяет ощутить глубину бытия?  Мы пытались приблизиться к ответу в эссе

Осень и вечность  -  https://stihi.ru/2019/12/14/2464
Осень – мудрая весна -
https://stihi.ru/2019/10/30/4700

При этом придется выходить из уютного конечного мира настоящего текста в холодный бесконечный мир. Здесь мы только наметим направление:


Какая осень!  Прекрасна, как весна, но прекраснее: это мудрая весна. Весна – бездумная радость настоящего; а в этой осени торжество жизни и торжество смерти в единой радости бессомненного Воскресения.
                (Зинаида Гиппиус)