Площадь

Максим Пестун
 Украинское слово «майдан» в последнее время знают не только в Украине, а и во всем мире. Оно стало нарицательным. Это не только одна из самых красивых площадей Киева, но и одна из самых многострадальных. Сколько разных имен она имела за свою историю. Была и Перевесищем, более известным, как «козье болото», и Крещатицкой, и Думской, и Советской, и Калинина, и Октябрьской революции, вплоть до сегодняшнего названия – Майдан Незалежности. Это побольше, чем у Маньки Облигации.
Каждый следующий правитель города старался оставить на ней свой след. Особенно это было принято в советскую эпоху. Именно в эти времена площадь и пострадала больше всего.
Здесь и «вешали» памятник Столыпину, и ставили памятник Карлу Марксу, и сооружали нелепый памятник Ленину, который пришлось переделывать и который одним из первых убрали с лица Киева.
В первоначальном варианте несоразмерные фигуры рабочего и колхозницы, стоящие за спиной вождя мирового пролетариата, казалось, замахиваются на его щуплую фигуру серпом и молотом. Думаю, что эта картина и отражала истинное положение вещей… Первым, кажется, все же убрали бюст Ленина за президиумом Верховного Совета работы моего деда.
Специально не останавливаюсь на «фонтанной истории». Об этом написано очень много. Мне кажется, что, если объединить фильмы «Зеленый фургон» и «Фонтан» в историю о перестройке фонтанов на площади, это было бы захватывающее зрелище. На мой взгляд, чугунный фонтан со скамейками по кругу, под защитой тенистой зелени деревьев, вокруг которого ходили троллейбусы, был там единственным островком покоя и уюта.
Я сейчас не описываю историю каждого навсегда утерянного здания на площади. Хотя все они этого заслуживают. Речь идет о ее трансформации за последние сто лет.
Из старого Киева здесь не осталось почти ничего, хотя именно в этом месте стояли красивейшие дома города. Это и здание городской Думы, и первый небоскреб Гинзбурга, и здание Дворянского собрания, которое пережило войну, но не пережило «реформаторов»…
Я уверен, что можно было бы восстановить и не так уж сильно пострадавшую Думу, и дом Гинзбурга, являвшийся украшением не только Киева, но и всей страны на время его постройки.
Можно было восстановить начало улицы Николаевской, сегодня – Городецкого, которую большинство киевлян помнят, как Карла Маркса. Там стояли здания, по своей архитектуре достойные украсить любую улицу мира.
Но нет, советская гигантомания и ложный пафос сделали свое пагубное дело. Площадь заставили домами «новой эпохи», возвели ужасное недоделанное здание гостиницы «Москва». Я слышал версию о том, что Сталин лично распорядился убрать «архитектурные излишества» из первоначального проекта…
Помню, как дедушка рассказывал мне, какой замечательный дом стоял на том или ином месте в уничтоженном большевиками центре Киева. Про роль НКВД он тактично умалчивал в то время. Я был совсем юным и, глядя на величественные дома сталинского ампира на Крещатике, удивлялся: что может быть красивее?.. Но понимание приходит со знаниями.
Уже много лет у меня есть несбыточная мечта: хотя бы на один день попасть в тот старый довоенный Киев и пройтись по его зеленым улицам, не обезображенным варварами ХХ века…
Почти по Блоку
Сквер, улицы, фонтан, аптека,
Извозчик, тишина кругом.
Все было здесь для человека
И создано его трудом.
Прошли года, уюта мало,
Бетоном заросла трава…
Чужою нынче площадь стала
Для тех, кому была мила.
Дома, как старые солдаты,
Что не погибли на полях,
Теперь сдаются в интернаты
Для слабоумных и бродяг.
Они ушедшую эпоху,
Где чтили красоту и честь,
Напоминали, «это плохо»…
Здесь «новой жизни» явит спесь!
М.П. 2017г.