Собачья радость

Марк Коган
   Нет, речь пойдет не о ливерной колбасе. Люди старшего поколения помнят, что «собачьей радостью» в СССР называлась очень дешевая ливерная колбаса, странный внешний вид которой послужил пищей для многих неаппетитных анекдотов. В целом предполагалось, что люди кушать этот продукт не будут, а купят для собачек, у которых и наступит гастрономический праздник. Хочу сознаться, что однажды в голодные годы перестройки я купил такую колбасу и скормил своим таксам. Съесть-то они ее съели, но радости потом не испытывали конкретно.
   Я хочу рассказать о другой собачьей радости, правда, радость эта является отличительной чертой именно нашей таксы Лизы (Лизуньи). Дело в том, что Лиза является ужасной трусихой. Я бы даже сказал, что у нее специфическая фобия. На удивление, наша такса не боится звуков фейерверков или грозы за окном, не пугают ее пылесос и фен, зато она панически боится выходить на улицу, и даже в окно смотрит с отвращением. Причем, будучи маленьким щенком, Лиза весьма охотно гуляла на улице, прыгала в подтаявшем снегу и была готова идти хоть на край света (за угол дома, например). Но однажды, когда мы с Лизой бодро выходили из подъезда, таксочка практически уткнулась в какую-то женщину, проходившую мимо нас по тротуару. Лиза отчаянно заверещала, кинулась домой, и с тех пор попытки выгулять собаку превратились в сущее мучение. Видимо, тут сказалось тяжелое детство Лизуньи, проведенное в тесной коробке у тетки-перекупщицы, и случайно встреченная дама показалась Лизе злой бывшей хозяйкой, специально караулившей ее за дверью.
   Несколько лет я пытался преодолеть собачьи страхи. Я сажал Лизу за пазуху и относил подальше от дома, в парк, где она охотно  играла с другими собаками. Но стоило нам двинуться в сторону дома, как у Лизы «сносило крышу». Она начинала бешено тянуть поводок, задыхаясь в ошейнике; Лизе явно казалось, что мы идем по кишащему чужими людьми опасному тротуару слишком медленно, и ей грозит нешуточная опасность. Постепенно мы пришли к устраивавшему всех соглашению: для отправления малой нужды два раза в день Лиза соглашается выйти из подъезда и пройти несколько шагов до канавки, предназначенной для стока дождевой воды с тротуара (зимой я беру лопату и выкапываю в этом месте траншею в снегу). При этом наша такса так спешит, что даже не задерживается обнюхать метки, оставленные другими собаками. Если в этот момент поблизости оказываются люди, то Лиза сразу решительно разворачивается и пытается лапками выбить металлическую дверь подъезда, чтобы покинуть опасную зону немедленно. Единственным исключением является дворник, который выдрессирован Лизой так, что при виде ее замирает на месте и старается не шевелиться и не дышать. Если же он по забывчивости здоровается с нами, то тут же переходит в число недружественных целей, и наша вылазка временно откладывается.
   Таким образом, Лиза оказалась лишена простых собачьих радостей в виде обнюхивания всяких незнакомых объектов. Эту проблему она компенсирует изучением нашей обуви, когда мы с женой возвращаемся домой. Собачка переворачивает ботинки или сапоги и тщательно обнюхивает подошву, наслаждаясь ароматом дальних дорог и неизведанных далей.
   На днях случилось Лизе заболеть. У нее приключилась типичная для пожилых домашних собак проблема в области основания хвоста. А точнее, в том месте, где «спина теряет свое благородное название». Моя попытка исцелить собаку самостоятельно по подсказкам из интернета закончилась ничем, поехать в клинику мы не могли из-за Лизкиной фобии, и пришлось мне вызвать ветеринарного врача на дом.
К визиту доктора я готовился основательно, предусмотрев каждую мелочь, иначе пришлось бы нам с ветеринаром лезть к Лизе под кровать и осматривать там рычащую пациентку в тусклом свете фонарика. В результате моих продуманных действий Лиза была заранее изловлена, а потом и размещена на стиральной машинке кормой к врачу. Неприятная процедура была проведена доктором быстро и решительно, несмотря на то, что пациентка громко возмущалась и изо всех сил старалась вырваться и тяпнуть нахала. Затем Лиза была поставлена на пол и со всех ног кинулась из ванной комнаты наутек. И тут она обнаружила в прихожей замечательные, новые, ни разу не исследованные чужие ботинки! За такой подарок Лиза тут же простила гостя, перевернула его обувку вверх подошвами и принялась тщательно изучать волнующие запахи. Ее не смутила даже происходящая над ней беседа с врачом на всякие медицинские темы.
   Хорошо бы всегда в жизни было так: как только с одной стороны одних радостей убыло, так сразу же с другой стороны новой радости прибыло!

Ноябрь 2021