День вакцинации

Анатолий Белаш
    Памятник Екатерине11 в Луге

История – это не учительница,
а надзирательница. Она ничему
не учит,   а сурово наказывает
за невыученные уроки.
         В. Ключевский
         Через несколько дней, 21 ноября, мы отметим знаменательный день – День оспопрививания, установленный Сенатом России в связи с выздоровлением императрицы Екатерины 11 после прививки от оспы. В приветствии Сената Екатерине говорилось:
        «Обрадовав изумленную Россию совершенным выздоровлением, сим великодушным примером возбудить и ободрить соизволила, чем и решила до сих пор бытовавшие сомнения ея подданных»

          Поступок Императрицы был незаурядным и смелым. В то время прививку делали, внося субстрат из язвочки больного оспой здоровому. 2 -3 %  прививаемых умирало. Среди больных оспой  смертность достигала 30%. Лицо выздоровевшего было обезображено оспинами, он мог ослепнуть и оглохнуть. Оспа то разгоралась, то затухала в Европе, убивая ежегодно по полмиллиона человек. Узнав о смерти Людовика ХУ от оспы, Екатерина 11 писала:
 « Какое варварство! Наука уже позволяет лечить эту болезнь».

              После успешных экспериментов Эдварда Дженнера с прививками коровьей оспы в Англии,  этот более безопасный способ прививок стал широко применяться в России. В 1808 году было привито 300 тыс. младенцев, половина за казенный счет. Благодаря примеру Екатерины11 прививочная кампания в России развивалась без особого противодействия образованных слоев населения. Одно время прививаться было даже модно.

              В крестьянской среде прививки были встречены с недоверием как противодействие воле Божьей. Считалось, что они вредят здоровью и нравственности. Известны случаи, когда матери выскабливали прививку из тела ребенка.

                В начале 19 го века в России погибал от оспы каждый седьмой ребенок. Поэтому власти действовали решительно - убеждением и принуждением. Призывали прививаться  в распространявшихся лубках –
                «Послушайте отцы и матери-глупухи,
                А  пуще всех карги, упрямые старухи.
                Возьмитеся за ум, не бойтеся коров,
                Кто оспу их привьет, тот жив, цел и здоров».

             Приходским священникам законом предписывалось «преклонять прихожан своих к принятию спасительных средств, стращая гневом Божьим».

             В Англии противодействие прививкам от оспы было широко распространено. Противники были и среди врачей, парламентариев, предпринимателей.  Братья Гиббсы организовали «Лигу борьбы с обязательным оспопрививанием». Выпускались тысячи листовок, врачей изображали в виде вампиров, правительство сравнивали с диким африканским племенем. На митингах отрубали голову чучелу Э. Дженнера.

               Были противники вакцинации и среди ученых. Естествоиспытатель, путешественник А.Р.Уоллес  издал в 1889 году работу, в которой доказывал, основываясь на статистических данных, что прививка от оспы и других болезней бесполезна, и выступал против обязательных прививок. Между тем, уже тогда было известно, что в Северной Европе, где прививка была обязательной, смертность снизилась в сотни раз.

             В Америке оспа бушевала в 18 веке, в годы борьбы за независимость. Одним из активнейших борцов с эпидемией был Бенджамин Франклин, потерявший от оспы сына. Он писал:
«До сих пор горько сожалею, что не привил его. Я упоминаю об этом для родителей, которые не хотят прививать детей, полагая,  что не простят себе, если ребенок умрет от прививки. Мой пример показывает, что сожаление может быть одинаковым в любом случае, и выбрать следует то, что безопаснее.»

             В России декрет об обязательной вакцинации был принят в 1919 году. Через 17 лет оспа в Советском Союзе была искоренена.  В Европе и США это произошло уже в 50 годы. В мае 1980г Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о победе над оспой, которая только в ХХ веке во всем мире погубила 300 млн. человек.
 
              Между тем, противники вакцинации и сейчас поднимают на щит пресловутую работу Уоллеса, не понимая, что она работает против них, свидетельствуя лишь о том, что и ученые могут ошибаться.

                Нас история ничему не научила, и уже начинает наказывать. «Свободолюбивый» народ протестует против обязательных прививок. Во властных структурах нет единства по этому вопросу. Появилось странное «Прививаться обязательно, но без принуждения». Агитация в средствах массовой информации ведется бездарно. На телевидении мы видим лишь бесчисленные краткие призывы медийных лиц прививаться от ковида и бесконечные уколы, которые и у меня, не чурающегося прививок, вызывают оторопь. В результате, создав вакцину первыми, отстаем по уровню вакцинации от многих стран.

               Предвосхищая ехидный вопрос антипрививочника о том, прививался ли я сам, обещаю вскоре написать об этом.            

                С наступающим историческим Днем оспопрививания!

              Хорошо бы 21 ноября  объявить  «Днем вакцинации» на государственном уровне.