О бесплатном. Три оправдания

Галина Райхерт
               
                «На галерее какой-то смятенный гражданин 
                обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную   
                банковским способом и с надписью на обложке:               
                «Одна тысяча рублей»
               
                М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»

               
                «Недаром, недаром, недаром
                Тебя я любила, солдат!»
               
                Р.Бёрнс, перевод Э.Багрицкого

    «Недаром», «не даром»… Вот и понимай, как хочешь.
   Даровое, дармовое, бесплатное, халява… Любая вещь в мире материальном, любой труд имеет свое измерение – вес, объем, длина-ширина-высота. Мера – затраты сил, времени, умения, знаний… Сегодня такое измерение существует и в мире виртуальном. Язык не обманывает, и мы говорим о «тяжелых файлах», «загрузке», «объеме памяти» любимых ноутбуков и всяких гаджетов.
   Вот теперь о предмете щекотливом: о деньгах, в которые можно перевести МЕРУ – и признаки вещи, и время, и усилия, и т.п. 
   С тех пор, как люди обрели  деньги, началась беспрестанная борьба с их властью. Чрезвычайно привлекательна была идея получить что-либо без денег, даром. На этой идее возникли, всколыхнулись и поднялись многие революции, прочие перевороты, мятежи и беспорядки.
   За последние лет пятьдесят идея доступного и бесплатного поддерживалась Советской, властью.  Поскольку к 80-м годам прошлого века были обещаны бесплатные квартиры, транспорт, лекарства, санатории, обеды в рабочих и студенческих столовых (см. первую картинку: Голубева Т., Геллерштейн Л., «Рассказы по истории СССР для 4 класса. Учебная книга», М. , «Просвещение» 1967 г.), два-три поколения  наших людей в этой мысли укрепились.
   Да ведь нельзя сказать, что вовсе ничего не предпринималось в этой сфере! Где-то было и бесплатное питание для отдельных категорий граждан, и молоко по стакану детям давали в школе, и путевки в дома отдыха… Одно время даже хлеб в большннстве столовых оказался бесплатным, и это не считая горчицы, соли и уксуса (!) на столах! Однако хлеб тогда полетел в мусорные ведра и баки в пугающих количествах, поскольку несознательное население не оценило ни бесплатного, ни дешевизны. Пришлось вносить поправки.
   Попробуйте теперь кому-нибудь доказать, что все это было НЕ  БЕСПЛАТНЫМ на самом деле. БЕСПЛАТНОГО и вообще не бывает. Если вы получили что-то просто так, даром, то с вами кто-то поделился своим.
   Вот и первое оправдание тяги к бесплатному.
Однако с какими пережитками социализма мы пришли к сегодняшнему дню? Взгляните, уважаемый читатель, на вторую картинку, буквально на первые два пункта, остальное пока не так важно.
   Умственный труд в нашей стране долго считался ненастоящим в противоположность труду физическому. Грустно сознавать, что такое отношение сохраняется отчасти и сегодня.
   После октябрьского переворота победивший пролетариат планомерно и последовательно унижал и уничтожал людей умственного труда. Их обобщенно отнесли к «интеллигенции», плохо представляя, что это такое, а основоположник припечатал крепким словом («гов.. нации»). В последующие годы, более мирные, интеллигенты уцелевшие и кое-как вновь возникшие попали в «прослойку» между рабочим классом и выжившим крестьянством… Победивший социализм был бюрократическим, громадное число «служащих» в основном оставались дармоедами, что не прибавило уважения к тем, кто ничего не делал своими руками, не создавал вещей и прочих благ.
   К слову, здесь подсчет калорий в еде оказался очень кстати! Таскать мешки и копать землю – вот труд. А книжечки перелистывать, бумажки перекладывать, или на словах объяснять чего – пустяки какие...  Это строго учитывалось при раздаче пайков и продовольственных карточек.
   «Они там на скрипке пофыцкают – тысячу рублей на тебе…» (Братья Вайнеры, «Визит к Минотавру»).
   Чему удивляться? Это – второе оправдание.
   Никто особо не задумывается, что люди умственного труда не только потратили время и силы на образование, но должны учиться всю жизнь, поддерживая и совершенствуя умение и знания. Это – труд незаметный, как и мера ответственности многих таких профессий.
   В провинции, преимущественно в сельской местности при совдепии еще сохранялось уважение к образованным людям: докторам и фельдшерам, учителям, юристам часто несли пироги, варенье, что-нибудь из сада-огорода в благодарность за помощь. Это не было похоже на взятки чиновникам, а отражало крепкую  народную память о голодных годах…
   В городах «вшивая интеллигенция» и «ты, в шляпе!» сторонилась пролетариата, особенно праздничного, а то ведь только очки брызнут…
   Заскорузлая пролетарская идеология сегодня заметна порой в тех, кто и мешки не ворочал, и у станка не стоял, и достатка хорошего, не последний х… – ну ладно, хрен! – без соли доедает.
   При этом сантехнику-электрику-маляру платят безропотно, порой невзирая на качество работы и руки, растущие просто ниоткуда.
   С одной стороны, халява неуместна, но наши люди к ней приучены. А с другой – еще интересней: заплатить можно и врачу, и юристу, а где гарантия, что не обманут? Что вникнут в состояние здоровья и в прочие проблемы, помогут, а не потеряют интерес, схапав деньги? А того хуже, вцепятся и будут тянуть гонорарии под разными предлогами…
   Примеры может привести каждый, кто хоть раз задумался об этом, даже если самому до сих пор везло. Анекдотов уже не счесть, начиная с «Любая болезнь за ваши деньги!» и до того, как адвокаты дружно делят деньги клиентов…
   Вот и третье оправдание тому, что платить ну очень не хочется. Тем более – платить много.
 
   ***
   Проглядывает из глубин сознания неловкое и затертое – как плевок на полу! – и саднит как царапина чувство неправильности и ущербности. Все что-то коробит и гнетет…
   И не то чтобы халявы, но… порой так хотелось какого-то человеческого (вот, нашлось слово!) отношения! Казалось бы, добросердечие (а не безликий казенный «гуманизм») должно быть в людях – но почему-то прячется.
   Адвокат и врач – профессии родственные, их общая заповедь: «Не навреди!». И во многом схожи их этические нормы и правила. В частности (и это важно), ДЕНЬГИ не должны играть РЕШАЮЩЕЙ роли в их особой деятельности.
   Человек может нуждаться в помощи врача или юриста экстренно, неотложно, но не всегда располагает средствами для оплаты услуг.
   Так что же, отказывать в помощи?
   Пришлось услышать и запомнить, как врач (называющий себя «доктор»), накладывал пациентке швы без обезболивания. Просто у дочери больной женщины не нашлось на это денег. Автор спросил тогда у врача, не жалко ли было? Ответ был незамысловатый: «Не-а!».
   Адвокат (юрист) нередко запрашивает за свои услуги несусветную цену, не учитывая, что оплата должна быть соразмерна затраченному труду и времени.
Можно поинтересоваться, почему дорого. Объяснение обычно одно: «Мы учились».А сколько самозванцев и откровенных жуликов!
   Там и тогда, где и когда человек человеку – кошелек и банковский счет, так и происходит. Прозападная модель человеческих отношений исключает бескорыстие, хотя предусматривает благотворительность. Однако не стоит забегать вперед.
   В России всегда существовали другие традиции. Принцип их: «Должен помочь – помоги. Можешь помочь – помоги». Не все измеряется деньгами и сводится к деньгам. Есть еще и чувство долга, налагаемого именно образованием и профессией.
   Врач А.П.Чехов лечил сотни больных безвозмездно. Во время эпидемии холеры он работал земским врачом, один на двадцать пять деревень. Открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, не только принимал там множество больных, но и снабжая их лекарствами. В Ялте, уже сам тяжело больной, работал в Попечительстве о приезжих больных, помогал устроиться нуждающимся.
   Адвокат Ф.Плевако не тряс копейки с малоимущих людей и не отказывался их защищать. Взять хотя бы известное дело об украденном старухой чайнике..Пусть и чайник был серебряный, и старушка не простая, но никак нельзя было заработать на такой подзащитной.
   Наверно, каждый адвокат (по словам Ф.Плевако), как и врач, должен воспринимать доверившегося ему человека как ношу, с которой страшно поскользнуться…
   И помнить:
   «…какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук. 6:38)

   А что с благотворительностью? Хорошее вроде бы дело. Но имеет мрачную оборотную сторону. Об этом – в следующий раз.
   Октябрь-ноябрь 2021 г.                г.Гирне, Северный Кипр