Летние прогулки инфантила

Иван Ханжин
Прохожу мимо магазинной вывески.
Разворачиваюсь.
Вхожу.
Запах сырости.
Пробивающийся сквозь осыпавшуюся штукатурку кирпич.
Тускло светит торчащая в цоколе лампочка.
Поднимаюсь по высокой и крутой лестнице.
Раскрываю дверь.
Белые стены отражая свет многочисленных абажуров чуть зауживают
зрачки.
Немного сковываюсь.
Начинаю обход с права, с тут же начинающейся ветрины. Это напоминает
мне детство когда входишь в незнакомый дом, к незнакомым людям и
начинаешь жаться к углу.
Лишний раз акцентирую внимание на том что я уже давно взрослый и
могу позволить себе не только свободную но и демонстративно - вызывающую
раскованность.

Бурый медведь со стеклянными глазами, раскинув в стороны лапы,
пытается на меня напасть.
Подхожу к продавщице сидящей на стуле за ветриной спокойно
созерцающей пространство и спрашиваю об искуственном или естественном
происхождении этой шкуры.
Так же спокойно созерцая пространство она отвечает.   
Почему такой неприятный запах изо рта? Неужели это ее не волнует?
Вроде симпатичная?
Может быть от того что у нее уже есть обручальное кольцо.
Направлюсь к выходу.
Пустынная площадь мраморного зала делает меня центром внимания.
Не думаю ни о чем.
Совершенно.
Справа у выхода в каптерке охранников работает телевизор.
Зачем взрывать? Почему бы просто спокойно не прожить свою жизнь?
Просыпаться теплым пододеяльным утром, принимать ванну, выпивать
чашечку кофе, ну или кокао с чаем и выполнив свои дневные
обязанности, вот так, прогуливатся по улице.

Красавица.
Не представляю чтоб кто-то мог всем этим обладать.
Быть может она на меня так пристально посмотрела от того что
перепутала с кем-то, а чуть заметная улыбка на ее губах от того что
она такакя по жизни, легкая и всем довольная? Тем более зачем тогда
ей я, такой недовольный.
Нет, надо попробовать, по крайней мере не будет повода для
переживаний от несовершённого действия.
Спокойней.
Дыши глубже.
Не напрягай мышцы лица, и так не молод.
Свободней.
   - А почему такая красивая девушка гуляет одна?
   - А я не одна, у меня есть парень - ответила девушка с чуть
заметной улыбкой небрежно посмотрев в мою сторону.
   - Ну вот, к кому не подойдешь у всех есть парень! А почему
он с вами не гуляет?
   - Он в кафе с друзьями, пьет пиво.
   - И не боится вас оставлять одну?
   - Нет. Он мне доверяет.
   - А вдруг он там сам загуляет, под шумок?
   - Не загуляет.
   - Ну а вдруг? 
   - Найду другого.
   - Вернее дождусь.
   - Может быть.
   - Ну а почему вы до сих пор на нем не женились, наверно не
очень доверяете?
   - Рано еще. Погуляю сначала.
   - А когда не рано?
   - Лет в 27.
   - А вдруг любовь пройдет, что тогда делать будете?
   - Не пройдет.
   - Но она ведь не вечна?
   - Посмотрим.

После ступора минуты на две.
   - А можно ваш телефончик?
   - Нет, извините!
   - Ну ладно. Досвидания!
   - Досвидания!


Спустя какое-то время.

   - Девушка, можно вас проводить?
   - Не надо меня провожать - несколько раздраженно ответила
новая незнакомка.
   - Ну я немножко!
   - Я сказала не надо, значит не надо!
   - Но мужчины ведь должны подходить знакомиться, а иначе что тогда...
   - Да должны, только не со мной!
   - Ну я просто вижу у вас колечка обручального нет, по этому...
   - Это еще ни чего не значит. Я его в ломбард заложила.
   - Ну вы не похожи на девушку кото...
   - Так! Мужчина! Все! Идите себе куда шли. У меня и так проблемы,
так вы еще тут.
   - Ну, мне все равно прямо...ну...или...тогда назад пойду.

Все настроение испортила. Гулял себе спокойно. На фиг они нужны?


Следующий день.

Лучше спиной к аллее сяду. Вот девушка сидит - нормально,
как парень так у каждого во взгляде читается:
   - "Чего это он тут сидит?", или
   - "Ишь ты, думает раз красивый в руки само упадет!",
а то служитель в рясе вперится глазами
   - "Знаем, чего ты тут расселась сила бесовская, жертву ждешь,
чадо невинное опорочить желаешь, У-У-УУ".

   - Извините что отвлекаем, но здесь все такие надменные,
слово не скажи, я их всех в рот имел. Мы с другом вчера только
с зоны откинулись, от звонка до звонка отмотали, на билет домой
не хватает, помоги чем сможешь!
   - Не смогу.
   
Жопа болит. На этих скамьях долго сидеть нельзя. Надо пройтись.
               
Многие творчесские личности желают выразиться в искусстве
полностью. Последствия этого бывают трагичны. Вполне может быть что
Гоголь действительно исписался, то есть сказал все, выразился вполне.
Первый том его выпил. Даже если творчесский кризис был связан с его
переходом в иной жанр, не дающий ему возможности для творчесского
самовыражения, все таки это был поиск либо результат его 
неудовлетворенности. Опубликованные следом места из переписки с
друзьями, как охарактеризовал их Белинский, художественным
произведением не являются, но являют собой свидетельство падения
огромного таланта и попыткой замаскировать ложное, натянутое,
неестественное.
На мой взгляд излишне жестоко.
Вероятно эта резкость вызвана не неискренностью Гоголя в своих
убеждениях а попыткой придать им художественную форму связанной  с
добровольным отходом от поприща сатиры, истинного его призвания, и
главное резюме Белинского - потеря человека для искусства связан
именно с этим.
Если бы он мог дагадываться об истинной трагедии Гогля я думаю что
он бы смягчился.
Хотя принципы бывают жестоки.
Но второй том Мертвых душ не скрыл этого и от самого автора. Пусть
его и обвиняют в помешательстве, основываясь на том что он сжег
свою рукопись, но он обладал высочайшим эстетическим вкусом и
обмануть себя бы не смог.
У него хватило мужества и воли признаться себе в печальной истине.
Что для Гоголя значила эта истина?
Человек, с раннего детства лелеявший мечту и чувствоваший огромную
потребность самовыражения и пронесший в себе эту уверенность в
достижении намеченной цели, пусть еще не вполне осознанной и
конкретной, но уверенности неколебимой. Достигнув же ее отказался
от соблазнов и житейских удовольствий, дабы они пагубно не повлияли
на его чистое и непорочное искусство, именно чистое и непорочное,
несмотря на его персонажи, так как оно - рожденный плод жизни,
переносил хулу и скверну своею ранимой и чувствительной душой,
дабы правда жизни не обошла его стороной.
И вдруг то, что он так лелеял, чем наполнял смысл своей жизни, ради
чего бросил все вдруг само бросило его. И теперь оглядываясь назад
и видя лишь плоды своего вдохновения и вспоминая лишь счастливые
мгновения творчества вдруг понимает что не осталось ничего. И если
у его "детей" есть жизнь, то для него она потеряна. Больше ничто
не вдохновляло его в этой жизни, не питало ее, не составляло ее
смысла.
О чем он мог думать, помешивая тростью не желавшую гореть рукопись?
Об этом ли втором томе своего несостоявшегося произведения?
Я думаю нет. Он думал о своей жизни которая вот так же сгорает у
него на глазах. Впереди пустота, которую не заполнить ничем.
 
Сжигая рукопись он отделил от праха ту часть, которую хоть в какой
то мере коснулись остывающие лучи вдохновения, больше для того чтоб
потомки увидели что он выискивал не только пороки и язвы общества
но и добродетель и чтоб они не судили о нем так, как судили
современники.

А дуэль Пушкина? Никто ее не хотел, конфликт вполне мог
быть улажен без урона для чести обеих сторон, даже без желания на
то самого Пушкина, но нежелание было слишком велико.
Мог ли он поставить свой гений под пистолет?
Был ли он так жесток и неразумен?
Может быть он сам себе вынес жестокий приговор и на дуэли стрелялся
уже не гений а человек, защищающий свою честь и честь своей жены?    

Скоро наступила зима и прогулки закончились.

2010