Договориться с Тенью

Галина Миленина
Ольга Сидоровна положила трубку на телефонный аппарат, стоявший на тумбочке возле кровати, и откинулась на высокую подушку. После второго инсульта она не вставала, и память её частично утратилась. Интересно, что последнюю — недавнюю — часть жизни она помнила едва-едва, а события без малого семидесятилетней давности — совершенно отчётливо, как будто это было вчера.  Да, жизнь пролетела. Слава богу, после неё остаются и дочь, и внучка на этой земле. Много чего произошло за длинную жизнь, но почему-то в последнее время она снова и снова мысленно возвращается туда, к товарному вагону…
      

     Они втроём — мать и две дочери Катя и Оля вышли под Джанкоем, перестраховались, возвращаясь домой. Когда их освободили, американский офицер, вальяжно устроившись в кресле чужого кабинета, с улыбкой  спросил Ольгу;
—Куда собралась, красивая? В Сибири снег, морозы…
—А причём тут Сибирь? — не поняла девушка. — Мы домой, в Севастополь возвращаемся. Там тепло.
      Раздался хохот. Словно они лучше знали, что ожидает невольниц, отработавших три года на фашистскую Германию. Семнадцатилетнюю Ольгу вместе с сестрой Катей, что на год моложе и матерью, немцы вывезли из Севастополя в сорок втором. За неделю до этого при бомбёжке погибла их старшая сестра Надя…
    

     Сначала появилась первая отметина от пули в углу их дома, построенного отцом из белого инкерманского камня. Потом взрывной волной вышибло стёкла в доме и осыпалась штукатурка. После Надиных похорон, с ажурной беседки в саду попадали гипсовые голуби, некогда украшавшие её крышу по периметру и захрустели серой грудой под ногами. И мать, окаменевшая от горя и не проронившая слезинки на похоронах, вдруг увидев через три дня то, что осталась от голубей, упала на колени, и прижимая к себе уцелевшее крыло, взвыла: « А-а-а-а-а, доченька, голубонька моя сизокрылая-я-я-я». Соседская кошка, дремавшая в тени, испуганно шарахнулась в сторону, вскарабкалась на вершину яблони, и замерев,  долго наблюдала сверху, как раскачивалась внизу на коленях согбенная фигурка женщины, стеная и причитая…
         

     Была у них возможность покинуть осаждённый город, эвакуироваться вместе с другими, но вместо этого сёстры выехали в Камышовую бухту в госпиталь. Обмывали, кормили, подносили судна раненым бойцам, перевязывали раны, мыли полы, делали всё, что требовалось.
Третьего июля город был взят фашистами.
 Всем горожанам от семнадцати до тридцати пяти лет  приносили повестки на работы в Германию. Однажды,  мать вернулась с ночной смены домой, на пороге ждала соседка со страшной вестью — её девочки во время облавы были схвачены на рынке и находятся на железнодорожном вокзале, мать рванулась туда.
    

     На перроне был хаос. Крики и плач заглушала музыка — полицейские пригнали баяниста, приказав играть бодрые мелодии. Проталкиваясь сквозь толпу, спотыкаясь о груды битого кирпича, натыкаясь на телеги, полицейских, мешки, ящики, задыхаясь, осипшим голосом звала: «Оленька, Катюша!» Но её голос тонул в гуле других голосов и тревожных звуков.
     Добежала до открытого пространства перед вагонами, но это пространство отвоевали себе сторожевые псы, рвущие  поводки в руках охраны... Спина взмокла, перед глазами плясали чёрные точки, скровь бешено стучала в висках, пряди волос выбились из под платка, мать сорвала его, судорожно зажала в кулаке и орлицей впилась взглядом в проём заполненного людьми вагона. Высмотрела своих рыдающих девочек в чёрном проёме  с редкими зарешеченными окнами, рванулась к ним, но высокий полицейский, с квадратным подбородком и плохо выбритой ямочкой на нём грубо оттолкнул, не давая приблизиться к дочерям:
— Отойди, не положено!
— Я с ними! Я хочу уехать! — выдохнула, не раздумывая мать.
      

     А баянист, растягивая меха, надрывно, с хрипотцой выводил, виновато склонив голову, не глядя в лица земляков: «Эх, яблочко, куда ты котишься, попадёшь ко мне в рот, не воротишься!»
     Полицай ухмыльнулся, волоски на ямочке затопорщились, подошёл вплотную, — ледяным холодом повеяло от его автомата на уровне её лица,  подцепил стволом ворот  блузки, дёрнул в сторону, с треском рванулась ткань и, пуговицы покатились под ноги, обнажив  материнскую грудь, вскормившую трёх  дочерей. Стоявшие рядом полицаи хмыкнули: дескать, не на что посмотреть.
—Пошла! — ткнул один грубо в спину, в сторону состава, и женщина шагнула, высоко задрав юбку, в товарный вагон для скота, уцепилась за поручни, а дочери бросились к ней проститься, последний раз обнять, уберечь мать от неволи, понимая, ради них она решилась на отчаянный шаг. Но вцепилась до побелевших костяшек пальцев в проём вагона, удержалась, когда внезапно дёрнулся состав, и все откачнулись и попадали. Осталась со своими кровиночками плоть от плоти. Обняла крепко, прижала к груди, покатилась судьба под колёса…
     Везли в вагонах для скота и обращались, как со скотом. В углу вагона вместо туалета стояло корыто и все — молодые мужчины и женщины вынуждены были ходить туда на глазах друг у друга. Когда небольшие запасы продуктов закончились, люди начали падать в обморок от голода, духоты и смрада. И только после этого, на стоянках им стали выдавать миску баланды и тонкий кусочек хлеба в день.
 

     На одной из стоянок, мать нашла заскорузлую от грязи и коровьих лепёшек бечёвку, отмыла в дождевой луже, распустила на тонкие верёвки, продела в петли и дыры от пуговиц на блузке. Заплела с молитвой тугой косой под самое горло… Залатала израненную душу, спрятала от чужих глаз тело.
     Месяц были в пути, голодали, ночами согревали друг друга, болели. Сначала их привезли в пересыльный лагерь, где они прошли санобработку, оставили отпечатки пальцев, получили рабочие удостоверения и прямоугольные нашивки: на синем фоне белые буквы «OST», которые должны были носить на груди.  Скоро мать ожидало новое испытание — невольничий рынок.
    

      Хозяин мебельной фабрики сразу выбрал из толпы Ольгу, затем ещё десяток молодых и здоровых, и с ними Катю, отодвинув мать в сторону. Мать упала перед ним на колени, умоляя не разлучать с дочерями. Ползая в пыли, обнимала сапоги немца, целовала руки ненавистного врага, забыв про гордость, лишь бы остаться рядом с девочками, защитить, уберечь, заслонить собой. И трескалась, рвалась, расползалась натянутая суровой бечёвкой тонкая ткань на её груди… Упросила.

    
     Их привезли в местечко между Котбусом и Франкфуртом на Одере. Поселили в наспех сколоченный барак, — умывальник, длинный ряд двух ярусных нар с матрасами и подушками набитыми соломой, вместе, уже хорошо. Вставали затемно, работали на мебельной фабрике по двенадцать часов в сутки — сбивали ящики для снарядов, стелили в них стружку и солому, что бы мягко лежать было бомбам, которые потом полетят в их отцов и братьев. Что было тяжелее — физический труд от рассвета до темна или это знание, о котором старались не только не говорить, но даже и не думать?
    

     Прошло семьдесят лет с той поры, но сегодня, к концу жизни Ольга каждую ночь встречала там, на чужбине, она не могла отделаться от навязчивых воспоминаний, не могла думать ни о чём другом. Не могла найти покоя, не разрешив для себя очень важный вопрос: открыть  тайну родным или унести  с собой в могилу……

     ...К началу войны, в тридцать девятом, хозяину фабрики Паулю было около сорока, когда при родах умерла его жена, оставив вместо себя рыжеволосую Еву. У Пауля уже имелся наследник и помощник — семнадцатилетний сын Алоис, болезненный, молчаливый юноша не от мира сего, с непременным томиком Гёте за пазухой. Пауль показался Ольге человеком хмурым, неразговорчивым, но не злобным. Кто знает, каким он был до войны, при жизни его любимой жены, когда с конвейера его фабрики сходили не ящики для снарядов, а добротная мебель для уютного быта?
    

     Несмотря на полученные немцами инструкции: демонстрировать подневольным рабочим расовое превосходство и избегать личных контактов,  хозяин относился с необъяснимой, но очевидной симпатией к Ольге. К сожалению, это заметила не только она — все работницы фабрики стали коситься в её сторону и перешёптываться. Оля была удивлена — особенной внешностью она не отличалась. Нельзя было сказать, что у неё было красивое лицо или ладная фигурка. Вот у Кати — да! Но мимо сестры Пауль проходил, как мимо пустого места, уже издали не сводя  глаз с Ольги.
    

     Когда все попривыкли друг к другу и наладились более или менее сносные отношения, какие могли быть при сложившихся обстоятельствах между немцами и остарбайтерами, маленькая Ева, не чувствуя преград, которые были между взрослыми, всё чаще стала забегать в барак к русским. Объектом своего общения Ева выбрала Ольгу, игнорируя остальных. Однажды Ольга сильно простыла, ни о каком лечении восточных рабов речи не могло быть, но ей, с высокой температурой разрешили остаться в бараке, не выходить на работу. В обед к ней пришла Ева  с бумажным свёртком, в нём лежал кусочек штруделя и три яблока. Отказаться от такого подарка из рук ребёнка  она была не в силах, хотя понимала, что сама Ева не могла знать о том, что Оля лежит здесь больная.
    
     Так или иначе, но со временем Ольга была отмечена вниманием всех членов этой маленькой семьи. Застенчивый Алоис, по необходимости разговаривал на фабрике только с Ольгой, хотя были девушки, которые хорошо владели немецким, в отличие от Оли, — ей чужой язык давался тяжело.
    

     Как то в воскресный день в барак прибежала маленькая рыжая непоседа  Ева. Девочка была в нарядном платье, с цепочкой, на которой красовался  большой овальный медальон с фотографией матери — подарок отца Еве ко дню рождения. Вот тогда-то и стало всё сразу понятно без слов всем обитателям барака.  С фотографии на них смотрела женщина невероятно похожая на Ольгу. Высокий лоб; большие карие глаза с опущенными внешними уголками, указывающие на добродушие, доверчивость и готовность к помощи; широко поставленные густые брови; нос, чуть больше, чем следовало бы с едва заметной горбинкой, приподнятые уголки губ, излучающие радость и оптимизм; густые, слегка волнистые волосы — всё было Ольгино. Медальон прошёл по рукам изумлённых девушек. Они смотрели на фото, затем на Ольгу, ахали, качали головами, перешёптывались. Но с тех пор Ольга не замечала ни одного косого взгляда, не слышала унизительного шепотка в свой адрес.

    

     Прошли почти три долгих года на чужбине. Женщины заметили, что перестали изготавливать большие ящики для авиа снарядов, заказ на маленькие для боеприпасов тоже сильно уменьшился. Отношение немцев на фабрике к невольницам изменилось. Некоторые не скрывали своей злобы, узнавая новости с фронта, другие резко подобрели или просто перестали изображать из себя сверхлюдей, высшую расу. Рабочий день сократился, появилось больше свободного времени, всё говорило о приближении конца войне, девушки сбивались группками, шептались, обменивались слухами, мечтали о возвращении домой, в воздухе запахло свободой.
Однажды утром они вышли из барака и не увидели охранника на вышке, в волнении подошли к дверям фабрики, но их не ждали, двери были заперты. Они вернулись в бараки, в волнительном и тревожном настроении.
    

     Под вечер в барак вошёл  Пауль, отыскав глазами Ольгу, кивнул ей, приглашая на выход. Оля вышла  в след за ним, едва сдерживая тревогу. Хозяин фабрики объявил, что предлагает девушке прогуляться к озеру для важного разговора.  Оля покорно кивнула.
     Они долго  шли молча по узкой тропинке через лес. Пауль нервничал и всё не решался начать разговор. Он шёл немного впереди, придерживая перед девушкой ветви деревьев, и молчал.
Когда пришли к озеру, Пауль, словно не зная с чего начать, спросил:
— Красиво здесь, правда? Ольга согласно кивнула.
— Мой отец любил рисовать эти места. Он был художником. Тебе нравится живопись? Может быть, ты рисовала сама?
    

     Оля молчала, ком стоял в её горле. Рассказать, что её отец — талантливый резчик по камню, мать могла вышить или вывязать любую затейливую вещь, а сёстры до войны часто проводили вечера за рисунком? Это как оправдаться в чём-то или стараться угодить хозяину, понравиться, нет, она не станет выворачивать свою душу перед ним.
   

      Их дружная семья жила в доме, выстроенном отцом на одном из холмов Севастополя. В отделку небольшого домика он вложил часть души и люди приходили полюбоваться на работу искусного мастера. А Ольгиному двоюродному брату при бомбёжке оторвало руку, когда он, курсант части береговой обороны, спасал от пожара живописное полотно батальной панорамы «Оборона Севастополя». Когда парнишка упал, из его раны, билась кровь на холст, смешиваясь с алыми красками крови на картине. Разрезанное  на части историческое полотно вместе с портретом Франца Рубо, автора панорамы, было спасено из горящего здания. Курсанты, безусые ещё мальчишки, упаковали картину и подготовили к отправке в тыл. Никто даже не подумал поставить свою жизнь выше ценности картин и отказаться от выполнения работы. Да, они не дикари и не низшая раса, как считают фашисты, они способны ценить искусство порой больше собственной жизни.

     Нет, Ольга ничего ему не скажет.
Пауль взял её за руки:
— Знаю, тебе будет трудно обо всём забыть. Но пойми — я не воевал против твоего народа. Я вообще против войны и насилия.
— Нет, не трудно, а невозможно забыть, — поправила Пауля она.
 —Но теперь войне конец. Мы живы и можем быть счастливы … Пауль с надеждой глядел ей в лицо. Ольга отрешённо смотрела на спокойную гладь озера. Пауль продолжил:
— Я хочу тебе сделать предложение. Знаю, я вдвое старше тебя, к тому же, у меня астма. Но я ещё не так стар, чтобы оставаться одному. Никогда не обижу тебя, и ты никогда не будешь чувствовать себя в доме работницей — только хозяйкой. Сама судьба привела тебя к нам. Тебе нельзя возвращаться на родину. Пауль разгорячился, волнуясь:


     — Я точно знаю, вас всех отправят в тюрьму, потому что твоя мать поехала в Германию добровольно. Теперь вам лучше оставаться здесь. Я говорю с тобой как друг, поверь. Ни сегодня — завтра войне конец, я назову тебя своей женой, вы все останетесь в моём доме.
— Нет, никогда!
—Подумай, прошу тебя, — он опустился перед Ольгой на колени.
— Я хочу вернуться на Родину. И боюсь, что я не смогу ни забыть, ни простить. Зря вы начали этот разговор, — ответила она сухо и решительно развернулась назад, намереваясь вернуться к бараку.
— Я желаю тебе добра. Тебе и твоей семье, поверь мне! — схватив девушку за обе руки, он стал неистово целовать их…
     С этого места Ольге Сидоровне не хотелось оставаться в прошлых воспоминаниях, она предпочитала их обрывать именно здесь…

   
      Иногда её спрашивали: сожалела ли она, что не осталась в Германии, а вернулась домой? Никогда, ни единого разу, как бы ни было трудно, Ольга не пожалела, что вернулась на Родину. Родина—мать, как можно оставить свою и любить другую, пусть даже красивее, по моде одетую и надушенную, но чужую мать? (отрывок из романа Договориться с Тенью)