Старая лампа

Сергей Никоненко
  В детской комнате, в которой как всегда их укладывали спать, на рабочем столе, встроенном в бежевую, разбавленную различными полочками и шкафчиками мебельную стенку, важно раздув округлые фарфоровые бока и запрокинув высоко над ними голову – абажур, стояла лампа. Она вовсе не использовалась для освещения комнаты или даже всего лишь этого рабочего стола. Она выполняла весьма важную роль – дарила мягкий, щадящий свет ночью. Этот свет не резал глаза, не ослеплял, но проникал в самые потаенные уголки детской и наполнял их теплом, мягким и упоительным. Он словно окутывал детей,приглашая их к спокойному и продолжительному сну. Лампа светила всю ночь и гасла только утром , когда кто нибудь из взрослых заходил к детям в комнату и ласково их будил.
   Анечку лампа всегда притягивала, она казалась ей живой и теплой. Лежа в своей кровати, она часто смотрела на свет от лампы, и ей казалось, что она, что-то говорит ей перед сном, но так как Анечка - девочка четырёх лет, была не по годам слишком серьезной и рассудительной, во всех ее страшно серьезных вопросах, то она совершенно не доверяла рассказам о разных необъяснимых странностях, происходящих с игрушками или предметами, рассказываемых взрослыми. У Анечки был братишка – кареглазый  мальчуган двух с половиной лет. Сверхсерьёзная Анечка  стремилась научить его самой всякой премудрости . Она очень расстраивалась, когда Андрюшка не слушал ее и все делал по своему, не правильно ! Но она очень любила своего братца и быстро прощала его выходки. Андрюшка же со своей стороны стремился так быстро вырасти, что схватывал все забавы на лету, и особо не задумываясь, быстро повторял их за Анечкой. Если их забава вызывала у взрослых не одобрение, Анечка как  старшая моментально ориентировалась и прекращала спорную деятельность, а наивный Андрюшка, так и вляпывался в историю на полном скаку. Тогда он недоуменно хлопал большими черными ресницами и преданно всматривался в глаза взрослых, изо всех сил стараясь предугадать их реакцию. Папа, мама или деда с бабой, видя такой растерянный взгляд Андрюшки, разводили руками и переставали на него сердиться. Тогда Аня, внимательно наблюдавшая за происходящим как бы со стороны, переводила дух, хватала братца за руку и увлекала в новую забаву, как бы, между прочим. День, проведенный у деда Сережи и бабы Тани, был такой напряженный, что дети сильно устали и были совсем не против идти спать. Только вот незадача, если Андрюшка, как правило, засыпал почти сразу, ну максимум после второй, третьей песенки деда, то Ани отход ко сну давался с огромным трудом. То ей становилось в очередной раз слишком жарко, то приходилось по несколько раз подряд бегать в туалет, то кровать становилась такой неудобной, что она вертелась на ней с частотой заведенной пружины, пока ее дед Сережа не выходил из терпения и грозно не цыкал:- Прекращай вертеться! Давай засыпай! Но Анечки было жарко, тревожно и совершенно не хотелось спать. Ее потная ладонь выскальзывала из широкой ладони деда, меняясь с другой своей рукой. Так поочередно меняя свои ладони  в дедовской руке, Аня медленно и мучительно засыпала.
    В этот раз все происходило как-то напряженно, дед видимо куда-то все время спешил и даже колыбельные  песни пел как то торопливо. Он несколько раз пытался освободить свою руку от ладони Анечки, кладя ее руку на подушку, но Аня не хотела отпускать деда, и каждый раз меняя свои руки местами, ухватывалась за руку деда. Дед вздыхал , гладил ее по голове свободной рукой и твердил,
- Давай спи ! Уже пора! Закрывай глаза! В какой – то момент, прислушавшись к голосам с первого этажа дома, где находились две бабушки – баба Лиза и баба Таня, дед проговорил,
-   Анечка, я сейчас приду, мне нужно  сейчас передать бабе Тани одну вещь. Я быстро! . С этими словами дед Сережа  тихонько и быстро выскользнул из комнаты.
     Анечка, проводила деда понимающим взглядом и с тоской уставилась на стенку. В детской комнате воцарилась тишина, слышалось лишь мерное посапывание братца Андрюшки. Лучик света отражающееся от  важной лампы дрогнул и побежал волной. Анечки взгляд уловил это неровное движение.
- Не спишь? вдруг послышалось ей со стороны рабочего стола. Аня вжалась в кровать, , внимательно наблюдая за лучиком на стене. Но губы ее почему – то прошептали,  - Нет, не сплю, не хочется.
- А, я тоже не сплю по ночам, смотрю и мечтаю. А ты умеешь мечтать ?
Голос почему - то шел со стороны рабочего стола, а так как Анечка головой лежала к большому шкафу, стоящему за рабочим столом, то она совершенно не видела саму лампу.
  - А ты кто? с тревогой пробормотала она. Словно отвечая ей на вопрос мягкий , желтый лучик на стене взбрызнул желтым язычком света и заплясал на зеленных обоях комнаты.
- Напугалась? – услышала Аня, - не бойся я лампа, ты меня не видишь, я стою на столе за шкафом. Это я дежурю всю ночь с вами , с тобой и Андрюшкой , ну что бы вы ночью не пугались  темноты. Утром меня выключают, и я отдыхаю.
 Аня приподнялась с кровати, высунула голову из – за шкафа и внимательно посмотрела на лампу, стоящую на столе. Та словно желая подтвердить Ани, свое присутствие выпустила несколько лучиков света, они весело побежали по стене, озорно догоняя друг–друга. Лучики как–то даже обрадовали Аню, с ними ей становилось спокойней. Она опустилась на подушку не отрывая своих глаз от стены , где веселились лучики. Тут – же ей показалось, что лучики подмигнули ей, на них то - появлялись, то исчезали темные пятнышки. Гребешки лучиков все время меняли свои оттенки , становились то ярче , то темней и бежали , бежали по кругу  друг за другом. От этой погони лучиков, Анечки стало становиться спокойней. Теперь ей уже не казалось странным , что она слышит эту старую настольную лампу и даже видит как лучики света от нее бегают  по стене. Дыхание Анечки становилось все ровнее и продолжительней.
- Ну что Анечка, ты успокоилась?- спросила ее лампа
- Да, успокоилась, ответила ей Анечка еле слышно и тут – же спросила,
- А ты давно здесь стоишь?
- Давно, с самого начала этой комнаты. Я даже знаю двух девочек  - твоих сестренок , они здесь бывали до тебя.
- Катю и Настю?
- Да, только Катя здесь была ни так часто, а вот Настя, была здесь часто и по долгу. Она здесь буквально жила, и я помню все сказки которые ей рассказывала твоя баба Таня или дед Сережа , песни которые они ей пели . Днем меня выключали , но я все равно видела как девочки здесь играл .
-Правда?- недоверчиво спросила Анечка.
-Правда, правда, рассмеялась лампа, зачем мне тебе врать, какая в том польза?
Аня, задумалась и спросила,
- А Настя и Катя тоже разговаривали с тобой?
-Конечно, ведь мы были хорошими друзьями, они делились со  мной всем, правда, делали это строго индивидуально.
- Как это ?
- Ну, каждая разговаривала со мной по секрету и не делилась с другой услышанным.
- А так возможно?
- Конечно, спокойно ответила лампа.
- А как это можно? - не унималась Анечка.
-Ладно, я тебе расскажу, только, чур, ты никому наш секрет не выдашь, договорились?
Конечно! - зашептала Анечка.
- Так вот, посмотри на стенку, что напротив Андрюшкиной кровати. Видишь там мои лучики, они бегают по стенки туда – сюда, туда – сюда. Видишь?
- Вижу, изумлённо выговорила Анечка
 Так вот, каждый мой лучик может разговаривать с любым человеком, находящимся в этой комнате, при этом совершенно не важно, сколько людей в комнате, каждый из них будет разговаривать только с одним лучиком, а через него и со мной, в то же время никто, слышишь, никто  кроме меня не сможет услышать наш разговор, вот так! – Закончила лампа с явным удовольствием собой.
- Правда?
 -Да правда, правда, ну что ты заладила, правда или неправда. Ну, вот смотри разве ты слышала, о чем я говорила с Андрюшкой – твоим братцем?
- Не слышала! - пробормотала озадаченная Анечка
- А разве вы говорили?
-Еще как! Вон сколько Андрюшка мне рассказал, у меня даже уши заболели. Если – б ни твой дед Сережа, все время перебивающий наш разговор, своим:- Андрюшка спи, закрывай глазки, не разговаривай. Мы может быть еще долго говорили . Андрюшки так о многом  хотелось мне рассказать , а твой дед Сережа знай свое твердит ,спи да спи! Ну как здесь поговоришь.  Вот поэтому у нас с Настенькой и Катенькой был свой, особый язык , он для взрослых не понятный , а нам даже очень .
-Это как?
-А так, мы научились разговаривать лучиками света.
 -Это как?!
- Ну, это очень даже просто, я лучикам своим шепчу на ушко, что хочу сказать, а девочки  смотрели на стенку, на лучики света и вмиг все понимали, сами думали, а лучики в их глазках отразятся и ко мне возвращаются, рассказывают. Так и общались Поняла ?
- А! Поняла. А со мной так можно будет делать ?
- А ты сама то, хочешь?
- Конечно, хочу, чего мне не хотеть то?!
 - Хорошо, тогда будем общаться
- И ты мне расскажешь о Кати и Насти? Об их жизни здесь?
- Ну, если захочешь, конечно, расскажу, вы же сестры, вам дружить надо. Тем более теперь знаю далеко они от сюда . Вон твои деда и баба как скучают ,любят они их , а расстояние только вред приносит. Дни бегут, они скучают сильно. Знаю, и вы с Андрюшкой скоро уедете отсюда, опять им урон. Тяжело!
- Ну, мы же будем часто ездить!
- Да конечно Анечка будете, только когда твой дед Сережа этот дом строил, он видел, что в этой комнате внуки его будут частыми гостями, буквально жить будут здесь, а теперь видишь, как случилось. Настя и Катя далеко , не доехать , ни дойти .
Да, и Питер еще!
- Вот видишь и Питер еще, он совсем здесь не был, ничего не видел.
- Да и Сержик, у тети Тани!
- Да и Сержик, но он может быть на Новый Год приедет, в нашей комнате побывает, я его тоже увижу. Вот и познакомимся!
-А как ты со всеми знакомишься?
- А с тобой как мы познакомились?  Вот так –же и с другими. Я ведь раньше у твоей прабабушки жила, папу твоего маленьким помню. Он всегда добрым мальчиком был .
- Папа?
-Папа, папа твой, только для меня он Витей был тогда.
-Правда?
-Анечка, а почему ты всегда переспрашиваешь, правда?
- Не знаю, а деда с бабой ты тоже раньше знала?
-Раньше это когда?
- Ну, когда они маленькими были?
- Нет что ты, я так долго не живу, твоих деду и бабу я только взрослыми узнала. Да и мы никогда не разговариваем с ними .Они наверное и не поймут меня . Да и нельзя мне со взрослыми разговаривать. Уж больно они странные, все, что они не понимают, им кажется странным и даже не существующим, понимаешь?
-Да я тебя понимаю, они, правда, странные, мне тоже часто не верят, а иногда я даже думаю, чего им объяснять что – то, все равно не поймут, только зря время тратить!
- Вот, вот, я так и решила, не хотят, пусть живут в своем выдуманном мире, а мы то с тобой знаем, что он выдуманный.
-Ты сегодня так ловко рыбачила, я прям, засмотрелась и как у тебя так ловко получалось!
- Я удочку хорошую нашла, ну которую Андрюшка раньше спрятал, теперь нашла!
- Понятно, в эту игру еще Настенька играла. Вообще в вашей комнате очень много игрушек от Насти и Кати осталось , здорово , что теперь вы ими можете играть.
- Да, нам нравиться.
     Послышались шаги, в комнату вошел дед Сережа, лампа испустила дополнительные лучики, дед наклонился над Анечкой, всматриваясь в ее лицо. Убедившись в том что Анечка спит , дед бережно прикрыл ее плечики одеялом и крадучись на цыпочках вышел из комнаты. За дверями послышалось его басовито-приглушенное: - Спит!
Лампа опять обдала Анечку пучком отраженных от стены лучиков, те весело побежали по белоснежному одеялу, соскочили на лицо, защекотали губки  и, отразившись от них, вернулись к лампе.
- Ушел? тихонечко спросила у лампы Анечка
- Ушел, подумал, что ты спишь.
- Расскажи мне, пожалуйста, о девочках, попросила Анечка.
- А что бы ты хотела о них знать? - отозвалась лампа.
- Ну как они здесь жили, во что играли, что тебе рассказывали.
- Ну, Анечка что рассказывали, я рассказать не могу, не обижайся. Это ведь не мои секреты, вернее не только мои. Это ты у них сама возможно сможешь узнать , когда в гости поедешь , а вот как играли и во что расскажу конечно с удовольствием. Только с одним условием
- Каким?
-Я тебе буду рассказывать, а ты будешь спать, хорошо?
-А как же я тогда тебя слушать буду?
-А вот так и будешь слушать во сне  и твои и сестрёнки Настя и Катя все во сне делали. Умели, значит. И тебя я научу ,хорошо?
-Хорошо, согласилась Анечка, приятно потянувшись во сне.
     Лампа еще раз испустила яркие лучики, тут же упавшие на стенку, соскочившие с нее и весело заплясавшие на лице Анечки. Аня улыбнулась им на встречу и комната наполнилась лучистым волшебством.