Мини-сериал Перевал Дятлова. Хорошее о хорошем

Рада Панина
Все мы родом из детства. Не знаю, как вы, а я – из детства в Советском Союзе. Можно много спорить по поводу нашего прошлого и ошибок, свидетелями которых мы стали, но одно неоспоримо: эпоха советского кино останется в нашей памяти навсегда. Останется, как сокровище, с которым не расстаются.

На современных психологических тренингах очень много говорят о семье, отношениях в семье и воспитании, называя все вышеперечисленное факторами, формирующими характер и мировосприятие взрослого человека. Но я ни разу не слышала, чтобы кто-нибудь из тренеров говорил о кинофильмах и книгах, которые человек посмотрел и прочитал в детско-юношеские годы. Ни один тренер на моей памяти не назвал культуру силой, которая коренным образом воздействует на формирование характера и становление личности. И только теперь, оглядываясь назад, вспоминая советские фильмы, я вспоминаю строки Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Кино – это точно такая же пища, как все, что мы кладем в рот, только предназначена она для сознания. С каждым фильмом мы либо питаем, либо очищаем, либо отравляем себя. И неважно: происходит ли это осознанно или в полной бессознательности. Сознание наше подвергается влиянию каждого услышанного слова, каждого увиденного образа. Советские актеры и режиссеры это понимали и служили высокому понятию КУЛЬТУРА.

Что же сегодня? Наша страна «осовременилась», влилась в мировую культуру. Мы распахнули двери для мирового кинематографа. Ценности обесценились - мы стали следовать общемировым тенденциям, променяв высокую миссию кинематографического искусства на производство ментальной жвачки. Каждый раз после просмотра фильма, неважно производства какой страны, я задаю себе вопрос: зачем он создан, с какой целью? И в девяти из десяти случаев не нахожу ответа. Не знаю как у вас, а у меня давно уже голод по-настоящему, большому кино.

И вот ко мне попадает сериал «Перевал Дятлова» - как глоток свежего воздуха, как глоток родниковой воды. Это привет из детства. Художественная картина высокого уровня мастерства. Будто я обнаружила советский фильм, который не посмотрела в детстве, и теперь радуюсь, что сегодня мне удалось увидеть что-то новенькое из давно ушедшей эпохи.

Расскажу, что меня удивило.

Первое - подбор и игра молодых актеров. Таких молодых людей сегодня просто не существует. Людей, для которых понятия: совесть, дружба, любовь, ответственность – не слова, а указания к действию в ежедневной жизни. Словно это не сыграно, а прожито на экране.

Второе – связь событий 59-го года с событиями Великой Отечественной Войны. Мне никогда не приходило в голову: а как жили люди после войны с теми глубокими ранами, которые она оставила у них на сердце? Как они продолжали жить с памятью, отравленной ужасами войны? И даже через пятнадцать лет после заключения мира. Для меня сцены об этой стороне нашей истории – откровение. В фильме удалось показать связь военных и мирных событий тех лет, получилось дать почувствовать зрителю связь с тем ушедшим поколением, которым мы обязаны своей жизнью.

Третье – диалоги. Я давно уже привыкла, что слова в фильме перестали обладать силой. Их всегда слишком много, и они слишком мелкие. Здесь над словами думали. Слова искали. Жесты, выражение лица, поза – все это добавляет словам вес в картине. Совсем как в советском кинематографе.

Четвертое – многомерность картины, переплетение событий физического и нефизического планов. Не слепая, глупая мистика, а тонкое понимание, что все в мире взаимосвязано. И пусть человек не понимает каким именно образом работает эта связь, но она есть. Жизнь и смерть идут рядом. Ими управляют свои законы, верим мы в это или нет.

Пятое – высокий уровень мастерства картины в целом. Как правило, сериалам не уделяют столько внимания, не оттачивают детали со столь откровенным упорством. Здесь каждая серия – словно мастерски высеченная из камня скульптура.

Только посмотрев сериал, я нашла статью и прочитала, какой большой профессиональный коллектив трудился над тем, чтобы родилось это настоящее, большое кино, от которого тепло и радостно на душе.

Благодарю вас, Профессионалы, за пищу для сердца и души!