Сказ о глупом утенке и мудром журавле

Мартьянова Ольга
   В одной небольшой деревушке на краю густого леса стоял дом лесника. При доме имелось небольшое хозяйство - Птичий Двор. И жили в нем куры и гуси. Однажды на птичьем дворе появился маленький серенький утенок. Никто не знал, откуда он взялся. Но он был такой славный, добрый и ласковый, что  домашние птички  его полюбили. Тогда он еще не умел разговаривать на птичьем языке, из его клювика доносилось: пи-пи-пи. И на птичьем собрании решили назвать его Пипи. Так появилось имя у маленького утенка. Никто тогда и не подозревал, какой из него вырастет забияка.  Никого он не боялся, дразнил и больших и маленьких, всем доставалось от него. Идет по двору, видит гусь на встречу, он тут же ему дразнилку и выдаст:  «Эй, гусь, ты что зазнался? Гляди прямо, впереди-то яма! Сам упадешь и других за собой унесешь!»
А гусь от обиды и слов не найдет только и может, что в ответ проворчать:
« Га-га-га!» А утенок ему опять: «Болтай, болтай, смотри язык не потеряй!»
Только гусь уйдет, мимо курица идет. Как не задеть клушку? Тут же придумает, как задеть толстушку:
«Я иду по улице,
Там поймаю курицу.
Привяжу к себе за хвост -
Будет славный паровоз!»
А уж как петуха задеть, тут и вопросов нет:
«Эй, командир полка, нос до потолка,
Уши до дверей, сам, как воробей!»

   Надоело птицам терпеть такой несмешной юмор от маленького утенка, собрались они во дворе, и давай совет держать, как дальше быть-жить.
Гусь от обиды кричит:
«Га-га-га надоел он всем, друзья!»
Курица вторит ему:
«От него одна беда, прочь прогнать, да со двора!
А петух и вовсе против утенка выступает:
«Не потерпим забияки, от него сплошные драки!»
Услышал крики утенок и вышел к совету, показать, что никого он не боится.
Курица решила призвать его к порядку последний раз и сказала:
«Как тебе Пипи не стыдно?
Всех обидеть ты спешишь.
Мы к тебе всегда с любовью,
Ну, а ты дружок, шалишь!»
А утенок все на своей волне, никто ему не указ, совсем страха не испытывает. И опять дразниться:
«Пришла курица в аптеку,
И сказала: Кукареку!
Дайте пудру и духи,
Чтоб любили петухи!»

Обиделись птицы и погнали утенка со двора, крича и гогоча:
«Гоните его вон! Пошел отсюда! Чтоб больше мы тебя не видели!»

   Прогнали птицы утенка. Не нужен им такой друг. Идет он по лесу, печалится. Не знает, как одному теперь жить, да с кем дружить. А навстречу ему Лиса-краса. Обрадовалась, думает вот и обед, сам в лапы идет. Притворилась хитруля добренькой и спрашивает:
«Что ты хмуришься не весел?
Что ты голову повесил?
Как зовут тебя, дитя? Что с тобою за беда?»

   Глупый утенок не знал, что нельзя разговаривать с незнакомыми лисами в лесу, далеко от дома и плача отвечает:
 «Мама Пипи назвала, только мама умерла».
Лиса лапки потирает, к утенку в глазки заглядывает сочувственно:
« Что ж ты делаешь в лесу, ничего я не пойму».
- Злые птицы со двора меня выгнали с утра,- говорит утенок доброй лисоньке.
А лисонька не унимается:
«Что ж ты милый натворил, что прогнали тебя в мир?»
Утенок совсем бдительность потерял и рассказал ей:
«Птичек я дразнил всегда, вот и выгнали кляня».
Лиса совсем близко подошла к утенку, обняла его, как родная и шепчет ему на ушко:
«Это горе, не беда.
Ты держись меня, и я,
Накормлю лапшой тебя.
А потом и съем любя!»
И друг неожиданно схватила утенка и потащила к себе, в свою норку. Затолкав его внутрь, придвинула камень, закрыв выход, и говорит:
«Посиди-ка там пока, нагуляй себе бока».
А сама побежала по своим лисьим делам.

   Страшно стало утенку, понял он, что попался так глупо, но решил испытать счастье. Начал кричать, звать на помощь. Авось, кто мимо будет проходить, да услышит: «Помогите, помогите, из норы освободите!»
А в это время на опушку опустилась стая журавлей. Вдруг слышат крики из-за камня. Подошли послушать, да узнать. Вожак и спрашивает:
«Эй, почему ты  так кричишь?
Ты ведь вроде не малыш».
Обрадовался утенок, надежда появилась, откуда не ждал и отвечает:
«Меня спрятала лиса, хочет съесть меня, друзья!
Поскорее помогите и меня освободите!
Мне сидеть в норе нельзя, здесь везде сыра земля».

Птицы поднатужились и все вместе тяжелый камень отодвинули:
 - Тише-тише не кричи. На свободу выходи!

Утенок вышел из норы, от солнечного света жмуриться. Увидел птиц таких больших и красивых, и говорит:
«Вот спасибо вам друзья, не забуду никогда!
Вы меня с собой возьмите, накормите, напоите.
Вам я точно пригожусь, ведь  я Селезень, не гусь».

- Чем же гусь не угодил?- удивился Вожак.

-Он меня не полюбил. Выгнал в лес и позабыл,- с обидой Утенок отвечает.

- А  ты будь ко всем добрее, станешь всем тогда милее, - дал свой совет Вожак стаи.

   Пожалели журавли глупого утенка и взяли его в свою стаю. Обжился Пипи, отъелся и решил, что и здесь он может вести себя так, как ему нравится.
Стал он про вождя журавлиного некрасивые речи говорить. А журавли – птицы верные своему вождю. Они ему и пожаловались на утенка. Позвал Журавль – вождь Пипи к себе на беседу и спрашивает:
«Что утенок, что не так? Почему у нас бардак?»
А утенок с запалом отвечает:
«Я всем правду говорю,
В чем обида не пойму».

Журавль-вожак решил утенка уму-разуму поучить, и речь его была длинной и поучительной:
«Правда может быть любой,
И красивой и кривой.
Нужно знать, кому сказать,
Меру в этом соблюдать.
Если ты помочь решишься,
И советом поделишься,
Это будет хорошо,
Не обидно, не грешно.
А коль оскорбить возьмешься,
Это правдой не зовется.
Те слова наносят вред,
Дам тебе один совет:
За добро плати добром,
Да не златом серебром.
Над чужой бедой не смейся,
На других ты не надейся.
Коли ешь - не наедайся,
Если пьешь - не напивайся,
Старших впредь не вырывайся,
В середине не мешайся.
И подумай что сказать,
Прежде чем начнешь летать.

   Утенок не нашелся, что ответить журавлю и обиделся. Стало ему ужасно неприятно, что журавль  победил в споре, и стал слухи распускать о том, что журавль злой и завистливый и надо вожака поменять, а лучше  кандидатуры, чем   его - утенка на это место и не найти: принципиальный, честный, справедливый. Кому как не ему возглавить стаю? И тогда журавли собрали совет.
 - Ты наш вождь и ты в ответе, что пригрели наглеца.

- Видишь, метит он на место, это место – вожака.

 - Он ведь даже не летает. Как он стаю поведет?

- Гнать взашей его нам надо, а не то он подведет!

Вожак всех выслушал и как всегда мудро ответил:

Выгнать, что ж и это можно,
Только дело не решить.
Он уйдет в другую стаю,
Будет там опять грешить.

Он ведь думает, что сильный,
Может стаю повезти.
Представляет, что двужильный,
И не ведает пути.

Он ведь маленький утенок,
И не видит сам себя.
А по сути, он ребенок,
Поступать с ним так нельзя.

Притворимся, что согласны,
Пусть попробует себя.
И посмотрим как соблазны,
Канут в бездну бытия.

Стая выслушала своего вожака, и все решили, что он прав и нужно дать утенку попробовать свои силы. Позвал Журавль утенка:

«Эй, утенок выходи, стаю за собой веди!
Завтра мы летим чуть свет,
Приготовь себе обед.
Улетаем мы на юг,
И берем тебя, наш друг!»

Утенок так обрадовался, что даже забыл спасибо за доверие сказать. Крылышками захлопал, лапками затопал и запел: «Кря-кря-кря, я теперь звезда!»

   Наступило утро. Солнышко начало подниматься из-за гор. Птицы проснулись, начали готовиться к отлету. Перышки, да клювы чистят, чтоб в чистоте лететь.
Но вот все приготовились, выстроились в клин. Впереди утенок стоит, позади вожак. Прокричал вожак: «Как готовы, вы друзья? Полетели мы тогда!»
Взлетела стая ввысь, а утенок на месте остался. Крылышками машет, подпрыгивает, а взлететь не может…
Стая опустилась на землю. Утенок с обидой им и говорит:
«Как же я, мои друзья?
Не берете вы меня?
Обещали не бросать,
Научить меня летать.
Как же жизнь не справедлива,
Начиналось так красиво.
А теперь вы в те края,
Улетите без меня?»

Подошел к нему вожак, обнял малыша и говорит:

«У каждого свое предназначенье,
Свои таланты и судьба.
И то, что могут, например иные,
Другим дается не всегда.

Когда поймешь ты это друг,
Закроется страданий круг.
Поймешь ты истину тогда,
У каждого своя стезя».

Утенку, наконец, все стало понятно:

«Я понял, мне еще учится,
А с вами я спешу проститься!
И все же, буду я, стремится,
Чтоб к стае вашей приобщится!
Прощайте милые друзья,
Простите, если был не правым я!»

Журавли вновь взлетели в небо и, курлыча, улетели. А утенок пригорюнился, слезы горькие потекли по его мордочке:
«Улетели... вот беда,
Теперь съест меня лиса.
Что же делать, как мне быть?
Как себя мне сохранить?
И пойти теперь куда?
Нет ведь дома у меня».

И вдруг в небе показался один журавль, он летел прямо к утенку. Это был вожак стаи. Приземлившись к Пипи, он сказал:
«Бросить я тебя не смог,
Для меня ты, как сынок.
В клюве понесу тебя,
В жаркие свои края.

Там ты силу наберешь,
Может быть, летать начнешь.
Поумнеешь, подрастешь,
Свою стаю заведешь.

Чем смогу я помогу,
Не отдам тебя врагу.
Мы лису перехитрим,
И с тобою улетим.

Только он закончил говорить, на опушку лиса-краса выскочила. Увидела сразу двух птиц, обрадовалась, что славный обед и ужин будет у нее. Да не тут-то было. Вожак подхватил утенка своим сильным клювом и взмыл вверх. Только лиса его и видела.

«Вот ужасные друзья,
Ужина лишилась я.
И придется мне опять,
На дежурство заступать».

Пришлось лисе идти уйти ни с чем. Опять отправилась она на охоту. А вожак догнал свою стаю, и полетели они все вместе в жаркие страны. А, какие приключения ждали их в пути, это уже другая история. О них вы узнаете из следующих сказок.

СКАЗКА ЛОЖЬ, НО В НЕЙ НАМЕК.
ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.
А ВЫ ПОНЯЛИ ДРУЗЬЯ,
О ЧЕМ СКАЗОЧКА БЫЛА?
10 ноября 2021