Игра. Из книги И звук, и свет, 1997

Анатолий Марасов
Вдруг ловишь себя на мысли, что игра преследует тебя всю жизнь, азартная, и может быть, уже ненужная во взрослые годы и безобидная, но непременно необходимая в детстве...
Ты забываешься даже в игре, хотя внешне много чаще не выдаешь себя; непосредственность все же поджидает тебя.
Проходят перед тобой мысленно игровые сюжеты, а то и подсознательно все существо твое направлено к чему-либо; внимание непроизвольно фокусируется на игре света, освещения всего, на игре туч, ветра...
Игра — это вероятность или имитация чего-либо, это ожидание того или иного повторения. Игра — это игра по существу со временем — будто бы чем-то жизненным мы в вечности (?), но главное, невыдуманное, у нас во времени. И — играем, или прошлым, или, как в детстве, будущим временем.
Требуя или добиваясь повторения, мы словно возвращаем мгновения, когда-то пережитые впервые, требуем непременно, даже зло — вопреки своим традициям, высказываемым взглядам, мы требуем повторения ощущения как дань природе, как дань своему телу, как дань своим мыслям!
Так в игре и живем; и даже не только ловя себя на каком-то внутреннем отношении к кому-либо, но и весь смысл существования выстроив во благо кому-то... Все равно игра, даже если и не ты играешь.
Игра в природе неживой многолика — легка, бесшумна, весела, но и разрушительна, гибельна, даже страшна, игра в природе быстра и неожиданна, и — медленна, неотвратима... Игру в природе замечаешь только ты (?), ведь если есть игра, то должен быть кто-то, кто либо ее назвал, дал Имя, либо... сам включался в игру, и сам инициировал ее. Какие инстинкты проявляются среди животных — подражания? привлечения? И животные сами ждут игру!
Да, при игре необходим созерцатель или участник, необходимы глаза постороннего, необходимы чувства кого-то стороннего.
...так и кажется, что лунное освещение — это освещение странного театра, где мы играем чужие роли, а режиссер — среди неведомых зрителей; так и кажется, что и судьба наша в руках чужих, и даже ждем мы чуда, ждем спасения какого-то, которого все нет и нет... Лишь намеки фиксируя, лишь в предчувствиях сохраняя дистанцию от чего-то неестественного, лишь интуитивно буквально проскакивая сквозь совсем нежелательные для себя обстоятельства...
Игра — это ...признак ума! Имитация предстоящего — это демонстрация готовности твоей. Показатель силы игра, проявление силы — как внутри одних каких-либо правил самой игры, так и свободный переход от одних правил к другим есть показатель силы.
Искусство людей — великая игра! сгущается время, становясь теплее, обжитее, компонуется заново его течение, направление времени меняется, и в игре той мы либо заново повторяем, сверяем собственное отношение, либо впервые прочитываем то, без чего нельзя быть, нельзя жить...
Что игра? Это преодоление монотонного течения событий, это творчество, данное нам, данное всем! Это какая-то азбука, которая пронизывает мир весь, обучая его, это предварение чего-то жесткого, единственного... Настоящего?
Мир наш, как видим, защищен и игрой.
*
...может быть, метафора про Бога, играющего в кости, потому и нравилась великому физику ХХ века Альберту Эйнштейну...
(вставка от 10.11 21 г)
Философию игры кратко обрисовал Ю.В.Линник в альманахе "Осанна",1999 г: "В игре себя реализует свобода...Для игры необходима избыточность творческих энергий..."
(вставка от января 2024 г)