Немного за Одессу

Максим Пестун
И еще немного об Одессе, вернее, за Одессу. Вчера прогулялся по улице Преображенской, бывшей Советской армии. На этой улице когда-то жили две сестры с отцом, после того, как большевики национализировали их дом. Так получилось, что обе они стали моими бабушками. Одна, Полина Владимировна Пестрякова - родной, а ее сестра - Лидия Владимировна тоже очень родной.
Хорошо помню, как она рассказывала мне, что одним из самых тяжелых воспоминаний ее детства были бесконечные подводы, под управлением этих самых «советских армейцев» или просто красноармейцев, набитые доверху мертвыми и часто раздетыми телами одесситов, за которыми она наблюдала через окно. Подводы оставляли за собой красные следы, которые сливались и превращались в небольшие ручьи. Именно эти ручьи еще долго виделись ей во снах. Старшая сестра большую часть времени жила в Петербурге, где пела в Мариинке, а младшая Лида ухаживала за больным отцом.
Я не знаю, где именно на этой улице они жили тогда, но долго всматривался в старинные окна домов, будтo хотел разглядеть там девичьи лица…
Потом было еще много одесских квартир, о которых рассказывала мне бабушка. В одной из них, в крыле дворца Абазы, где сегодня находится музей «Западного и Восточного искусства» на Пушкинской родилась моя мама, когда ее мама приехала из Киева к сестре на лето. Видимо, они посчитали, что так будет лучше, чем в больнице…
В этой очень интересной квартире с потолками около семи метров жил у бабушки Лиды и я, когда учился в Одесском политехе. В квартире, как мне казалось, с момента постройки дома в 1858 году (совпадает с временем постройки того, где я живу в Киеве) не было ремонта. Но точно, его не было со времен революции.
Я отвлекся. Более подробно опишу этот весьма примечательный дом отдельно.
Пройдя, буквально один квартал по Преображенской, я обнаружил на нем добрый десяток обувных магазинов.
Я всегда знал, что Одесситы люди культурные и не любят ходить босиком, но такая концентрация обувных изделий на ста метрах меня поразила. Что интересно, каждый из магазинчиков от шикарного до подвального пытается привлечь покупателей разнообразными способами. Начиная со скидки 10% до «полной распродажи в связи с ликвидацией». Что, или кто, попадает под ликвидацию я так и не понял... Около другого магазина громко играла музыка и развевались плакаты. «50% в честь нашего юбилея! Заходите к нам! Обувь на любой вкус и ногу» - зазывал через динамики бодрый голос ведущего.
Некоторые магазины для подтверждения достоверности своей «ликвидации» даже вывесили объявления о сдаче помещения в аренду или о продаже. «Как тонко» -отметил я про себя.
Хочется добавить, что не смотря на все ухищрения, покупателей нигде не было заметно. Неужели, одесситы решили ходить в старой обуви?...