Арбузный мёд

Александр Кучуро
            Наверное, приходилось вам слышать про арбузный мёд, не тот, что собирают пчёлы, а уваренный сок, точнее мякоть арбузов.
         Бывая в гостях станице, частенько бабуля угощала вот этим самым мёдом, который выливался из банки в мелкую тарелку и вымакивался оттуда кусочками хлеба.
        Вкус слегка специфического характера, но довольно приятный, цвет коричневый, в зависимости от уварки бывал светлых или более тёмных оттенков.
          Варился такой мёд продолжительное время, на что уходило помимо большого количества времени и постоянную заботу помешивать, не давая густеющему соку пригореть.
          Бывало, что слегка подгоревший  арбузный мёд походил на гудрон с привкусом горелости, приходилось пробовать мне и такой.
      Я по своей детской наивности не единожды упрашивал матушку самим сварить такой мёд, благо тогда в арбузах не было проблем, таскали с бахчи кому сколько надо.
         
            И вот в очередной раз, когда я своим нытьём всё же убедил матушку заняться варкой мёда, то мне было выставлено условие, что я буду помогать ей  с самого начало и возможно до полной готовности этого сладкого продукта.
          Всё началось с самого утра, резались ножом арбузы пополам, с треском лопаясь, когда в них втыкался нож.
           Половинку арбуза укладывали на железное сито, которое лежало поверх большой кастрюли, литров так на сорок и не меньше.
           Ложкой вынималась мякоть прямо на сито, где  и протирались руками на железном сите, чтоб сок отделить от семечек.
      Семечки, хочу заметить, в тех арбузах были довольно крупного размера, как и сами арбузы, весом от восьми до двенадцати килограммов.
        Умели в плодопитомнике «Советском»  выращивать арбузы, крупные и сладкие, не то, что в нашем совхозе по соседству, мелкие и кислые. 
           Вначале такое занятие мне очень даже нравилось, хотя изрядно  донимали пчёлы с осами, прилетевшие сразу, как только был разрезан первый вызревший и сладкий арбуз.
            У меня к ним уже выработался инстинкт на почве страха, ещё свеж был в памяти случай, когда я по своей наивности смахнув ос с их гнезда, после чего они мне задали такого жару, что я визжал, как рождественский поросёнок,  приплясывая дикий танец на краю чердака.
              С пчелами тоже имелся печальный опыт, когда проявляя интерес, где же у пчелы жало, был дольно больно укушен за указательный палец, который моментально распух, горя нестерпимым огнём.
           На совет матушки, движением руки отогнать жужжащих насекомых и затем обеими ладонями прижать арбузную мякоть и быстрыми движениями протереть сквозь сито, сдвинув затем к краю оставшиеся семечки, я подходил с большой опаской.
           Видя, что я как – то неловко и с опаской делал движения в попытке отогнать ос и пчёл, матушка показала мне, как это следует делать.
           Легко и не принуждёно она смахнула в сторону нахальных насекомых, прижала арбузную мякоть, так что было слышно, как в кастрюлю потёк арбузный сок.
           В несколько ловких движений мякоть оказалась на дне  кастрюли, ничего сложного в этом не было, но только не для меня. 

            Мухи, эти нудные, но безобидные на первый взгляд создания вообще летали вокруг роями, видимо слетевшись сюда пировать со всей округи.
             С виду отделять мякоть от семечек работа не сложная, но я и не мог тогда подумать, что арбузного сока следует набрать почти полный котёл.
           Вот тут и припомнилось мне, как во время сбора арбузных семечек через специальную машину делали отбор элитных семян, а сок попросту сливался наземь.
          Вот такой момент наши  хуторские хозяйки не зевали и бежали с вёдрами в питомник, набирая сразу по три ведра дармового сока, два которых переносили на коромысле, а одно в руке.
           Видели бы вы этих женщин, несущих домой сок, полное напряжение всех мышц при радостном взгляде в лице.
           И приходилось им делать по несколько ходок в питомник, но какой потом получался арбузный мёд, вкуснятина такая, что каждый измазанный палец оближешь.

            Тёр я арбузную мякоть через сито, а сок медленно наполнялся в большую кастрюлю.
           Как бы там ни было и какие мысли о быстрой добыче сока не преследовали меня, но ближе к обеду в закипающий котёл были вылеты последние литры арбузной мякоти.
          Теперь вся ответственность была на мне, я не только деревянной лопаткой, подобной не большому веслу, помешивал сок, но и приглядывал за огнём, чтоб он особо не горел, но и случайно не потух.
         Скажите тоже, что за однообразное и скучное занятие, но это не совсем там, особо скучать не давали летающие насекомые, да и возле котла особо не постоишь, жара невыносимая, мало того, что от огня под котлом жарко, так ещё солнце перевалив полдень, жарило будь здоров.
        И это ещё что, вот от дыма, куда бы не встал, не отвертеться, он не понятно по каким физическим свойствам, но всегда донимал меня, преследуя вокруг кипящего котла, заставляя кашлять и слезиться глазам.

          Пришлось мне в тот день изрядно попотеть под присмотром матушки, занимаясь варкой арбузного мёда.
         А арбузный сок бурлил, переваливаясь в котле, и на мой вопрос скоро ли он свариться, матушка с усмешкой говорила:
-А как  вывариться сок почти до дна, так и будет готов.
         Вот тут – то  до меня и дошло, что это будет не скоро, вон уже несколько часов к ряду кипит сок, а сказать, чтоб он заметно уваривался, практически и не видно.
       Я уже пожалел не раз, что сам навязался на такую авантюру, скольких удовольствий лишился в этот день.
          Пацаны с нашей улице явно купались на речке, где было весело и шумно.
          Но что поделать, когда мне доверили такое ответственное дело, надо довести его до логического конца, чтоб потом за столом говорили, что в этом есть и моя заслуга.
           Хотя и одолевала меня ужасная скука постоянно находиться у котла, да ещё делать при этом несколько дел к ряду.
       Не успел подбросить дровишек в огонь, как тут же приходилось работать кочергой.
         Уложив лопатку на котёл, разгребал огонь в стороны, чтоб вскоре вновь с горнуть всё вместе, поддерживая определённую температуру,  да и следовало поторапливаться мешать, чтоб не пригорел арбузный сок.
              Матушка, занимаясь хозяйственными делами приглядывала за мной, давала советы, а чтоб арбузный сок, а это уже был именно сок, а не арбузная мякоть, быстрее вываривался, показала, как следует ворочать деревянной лопаткой, чтоб более интенсивно шло испарение.
           Теперь я убедился насколько это не лёгкий труд, варить арбузный мёд, понимая, что есть занятия куда более интереснее этого, как скажем, прокатиться на велосипеде.
            Как я не опасался быть укушенным осой или пчелою, но это случилось и случилось как – то само собой, по моей же оплошности, я весь сам был сладок как арбуз и видимо приняв осу за муху, решил смахнуть с предплечья, как тут же выше локтя меня обожгла ужасная и нестерпимая боль.
          По моей искаженной физиономии матушка поняла, что – то случилось обстоятельное, вначале она подумала, что я обварился кипящим арбузным соком или наступил на головешку.
        На её взволнованный вопрос, что же случилось, я сквозь зубы выдавил, что меня укусила оса.
         Не велика беда, это даже на пользу здоровья хорошо, сменив меня временно у котла, матушка посоветовала обмыть водой руку и сходить в летнюю кухню, где взять  отцовский тройной одеколон и растерев его, снять боль.
        Укус осы в какой – то мере даже был выходом для меня, хоть на немного, но избавиться от возни у котла с кипящим соком.
          Не торопясь я обмыл руку в ведре с водой, и не спеша пошёл в летнюю кухню.
         Там с полки взял тройной одеколон, но зная, как он неприятно щиплет, решил перетерпеть боль от укуса осы.

              Какое это благодатное удовольствие сидеть в полной тишине и ничего не делать, вот так бы и просидел в кухне до самого вечера, но понимая, что у матушки в её выходной день и так полно хлопот, с большой неохотой вернулся к котлу, этому кипящему вареву.
           А вот и приглашение на запоздалый обед, матушка подменяет меня у котла, а я иду обедать.
       Ещё никогда я так тщательно не пережёвывал пищу, наслаждаясь вкусовыми качествами еды.
         Ел медленно, а где – то внутри прорастала ненависть к этому котлу с варившимся в нём соком, который до того медленно уваривался, что было даже обидно за свою глупость уговорить матушку сварить арбузный мёд.
          Жили как – то без него и ещё бы прожили, и ничего бы дурного не случилось, а теперь вот сиди как на привязи и ни куда особо не отойдешь.
            
         Мучительно медленно уваривался сок, а ведь хотелось, чтоб это происходило намного быстрее.
           Но что поделать, если невозможно ускорить этот процесс.
        Не заметно приближался вечер, приехал с работы отец, поинтересовался, чем я занят, одобрил мою затею с варкой арбузного мёда, а сам вскоре занялся хозяйственными делами.
          Густел ли сок в котле или мне уже было трудно от усталости мешать его лопатой. 
          Усталость давала о себе знать натруженностью мышц,  появилось желание, чтоб меня сменили у котла, надоело мне хуже горькой редьки такое занудное занятие. 
         Уже начало вечереть, а я всё продолжал возиться у котла и жалеть, что сам по своей воле ввязался в такую не благодарную авантюру.
         Пацаны, наверное, собрались у кого – то на лавочке и баландрасили всякие интересные истории или придумали весёлую игру, а мне приходиться следить за кипящим соком в котле, который к моему удивлению уже выварился наполовину.
          Невероятную радость испытал я, когда меня сменил отец, сказав, чтоб я по ужинал и шёл отдыхать, что я и сделал с невероятным удовольствием.
         Какая лёгкость в настроении, я даже позабыл, как до этого ныли руки и ноги, одно желание оставалось у меня, это лечь в постель и уснуть.
           Проснулся я довольно поздно, было что – то около девяти часов утра, неприятно ныли мышцы,  пришлось слегка себя подбодрить, возникшее желание посетить туалет было выше всяких сил.
           Идя в туалет, обратил внимание, что под котлом не горел огонь, а это означало, что без моего участия арбузный мёд был сварен, чему я был бесконечно рад.
         Умывшись и зайдя в летнюю кухню, обратил внимание, что на столе в низкой тарелке меня дожидался арбузный мёд, а на подоконнике стояло несколько банок арбузного мёда, закрытых капроновыми крышками.
        Поинтересовался у матушки:
-А когда мёд сварили?
-Так к рассвету и сварили, вот уже успела по банкам разложить и котёл вымыть.
          Честно сказать, макая хлеб в арбузный мёд и пробуя его на вкус, вдруг понял для себя, что это лакомство не стоило того, чтобы столько времени с ним возиться.
         Есть куда более интересные дела, а охота к арбузному мёду, точнее процессу к его приготовлению отпала навсегда, довольно затратное это занятие.


09 – 10 ноябрь 2021г.