Пока все живы 3

Нина Джос
   Продолжу свой рассказ о поездке в Кагул.
 
   Я люблю встречаться со старыми знакомыми, анализировать как складываются судьбы. Смотришь на подругу и видишь её молодой, такой какой знала в юности. С новыми подругами этого нет. Узнаёшь её только в зрелом возрасте.
 
   Встретилась с подругой молодости, назову её Тоня. При социализме Тоня работала в редакции районной газеты, писала стихи и статьи. С радостью приняла развал СССР и румынизацию. Говорила, что теперь начнётся прекрасная жизнь. После работала дворником в детском саду. Она давно овдовела и сама ростила двух дочек. Старшая дочь в восемнадцать лет уехала жить в Италию. Там нашла итальянца - фермера, с которым живёт по сей день. Родила ему сына, а он так и не женился на ней официально, хотя сын уже взрослый. Живёт там, как бесплатная домработница, а муж гуляет с кем хочет. Вторая дочь тоже в Италии. Тоня живёт с внучкой на нищенскую пенсию. После девятого класса внучка пошла работать официанткой в баре.
 
    Решила я прогуляться по местам, где жила раньше. Когда-то с первым мужем построили дом по улице Пограничной. Сколько сил и времени было потрачено! По дороге к тому дому смотрю, как изменился город. Приятная неожиданность! На месте старого дома культуры стоит новое красивое здание. Это молдавский драматический театр! Рядом табличка, на которой указано, что театр построен на деньги Румынии. Здание ещё не открылось - идут отделочные работы. Вот ещё одно новое красивое здание, раньше его не было. Это церковь, кажется баптисты построили молитвенный дом.
 
    А вот и знакомая улица и дом, где я жила раньше. Остановилась и смотрю. Как сложилась бы моя жизнь, если бы осталась тут? Ясно, что по другому! Слушаю себя. Нет, всё сделала правильно! Это была не моя жизнь, а чужой навязанный окружением сценарий судьбы. Не была я тут счастлива и не могла реализоваться. Соседи все поменялись, да и нет желания общаться с кем-то. Есть ощущение, что всё это было не со мной, в какой-то другой жизни. 
 
    А вот и дом родственников первого мужа. Там давно живут другие люди, а те, кого знала я - уже в лучшем мире. Всё же дом сам по себе ничего не значит, если в нём больше никто тебя не ждёт! Это только стены... Своим и тёплым его делают только родные люди.
 
    Гуляю вдоль речки Фрумоски. Когда-то тут был парк с солёным озером, кафешками, танцплощадкой, колесом обозрения и качелями. Искусственное озеро наполнялось минеральной водой из трубы. Люди приезжали лечиться водой и грязями со всего Союза. Когда построили санаторий - воду стали подавать туда, а озеро в парке наполнилось дождевой водой. Оно заросло травой и камышом, расплодившиеся лягушки оглушали окрестности громким кваканьем. Сейчас там полное запустение... Деревья вырубили, качели и колесо снесли, кафешки и танцплощадки давно нет. Пустырь заросший травой. Озеро обнесли забором и бросили. Печальная картина.
 
    Навещаю ещё одну знакомую. Маша тоже вдова. Три года назад похоронила мужа. Пенсия нищенская, подрабатывает продажей комнатных цветов. Счастье, что обе дочки живут в Кагуле с мужьями и детьми. Пьём чай с печеньем. Рассказывает, как тоскует по мужу, который очень её любил. Злилась на него, что много курил и выпивал, а теперь в квартире пусто и тихо. По ночам, хоть волком вой...
 
    Уже вечереет, ночевать договорилась у Виктории. Она живёт в центре Кагула. Иду к ней и наконец вижу процветание! В конце улицы район, где находятся конторы ритуальных услуг. Тут бизнес явно разросся и приносит хороший доход. Даже страшно...
 
    Виктория живёт одна. Недавно вышла на пенсию. Рассказывает о проблемах со зрением. Год копила деньги на операцию, откладывая с пенсии. Один глаз сделала. Теперь очередь за вторым. Спрашиваю - о чём ты мечтаешь? Её ответ потряс меня до глубины души!
 
    - Мечтаю, чтобы в нашем городе построили крематорий. Не хочу в сырой земле лежать!
 
    Замечу, что этой женщине недавно исполнилось шестьдесят. Она сделала прививку "спутником". Перенесла хорошо и говорит, что избавилась от страха заболеть модной заразой. Виктория очень гостеприимная душевная женщина. Я люблю бывать у неё. В квартире огромная библиотека со времён СССР, собираются женские компании, ведутся интересные беседы - своего рода клуб. Вот и сейчас она позвала подруг пообщаться.
 
    Одна из них рассказывает, что ухаживает за престарелыми родителями. Обоим за восемьдесят и очень больны. За последнее время трижды лежали в разных больницах, в том числе инфекционной. Навещая родных заметила, что больницы полупустые. В одном отделении лежало всего три человека. Удивляется, что во время так называемой эпидемии стационары пустуют.
 
    На этом свой рассказ о Кагуле из серии "что вижу, то и пою", закончу. Была я там в сентябре этого года. Возможно сейчас, за два месяца, многое там уже поменялось. Люди живут богато и счастливо и город процветает.
   
     На фото - центр Кагула.