Кто нам брат?

Борис Чарный
Спал Навиго долго, грудь его не вздымалась, ветры не пускал. Думали жители, что умер. Некоторые предлагали сжечь его по обычаю, но вождь запретил. Повелел учителя великого в доме его как есть на лежанке оставить, а дверь и окна камнем заложить. Так и сделали.
Годы прошли с тех пор. К предкам ушел вождь, сын, что после него правил, сгинул в дальнем походе, мор пережили, годы голодные и сытые, всякое было. Одно не менялось, раз в год мужчины из рода Ялонов дверные камни разбирали, а женщины тело Навиго неизменное омывали. После мужи снова дверь запечатывали.
Однажды жена рода Ялонова вдруг в крике зашлась, сознания лишилась, а когда в себя пришла, рассказала, что Навиго рукой шевельнул, глаз приоткрыл. Зашли старейшины в дом - лежит Навиго как всегда лежал, подумали - померещилось девке.
Сейчас понятно, то знак был, а тогда не поверили, дверь камнем заложили, дальше жить стали.
Года с того случая не прошло, обрушилось на страну несчастье великое: соседи с войной явились. Горными дорогами скрытно шли, врасплох застали, едва успели антарцы за стенами городскими да монастырскими скрыться.
Пастухи из окрестных деревень с чадами и домочадцами, со стадами своими, скарбом домашним в Камелон пришли, на улицах и площадях городских расположились. Успели. Через день Камелон  в осаду взят был.
Видели люди со стен, как готовятся враги к штурму, машины стенобитные поближе подтаскивают, катапульты устанавливают, понимали, что смерть близка, но что могли, делали: стены чинили, ворота укрепляли, чаны со смолой на стены поднимали, кузнецы оружие ковали. Делали, что могли.
Вождю не спалось. Под утро решил он, что надо женщин, детей, стариков, к обороне не способных из города выводить. Утром собрал старейшин.
- Что делать станем, у кого мысли есть, излагайте...
- Оборону крепить, что нам остается? Штурма ждать, что еще?
- Ты, Фонта, что скажешь?
- Надо бы вылазку подготовить, катапульты попробовать сжечь, оттянем штурм.
- Дело говоришь!
- Ты, Петрон?
- Надо детей и женщин в горы увести.
- Как уведешь? Со всех сторон город обложили!
- Как как? Ночью южные ворота открыть, отряд по катапультам ударит, они туда силы бросят на отражение, в это время в северные ворота обоз выйдет, впереди бойцы, они окружение прорвут, обоз в горы проведут. Потом вернутся, тревожить врага с тыла станут. Обоз надо заранее готовить...
- Мысли наши сходны, - сказал вождь, - готовим вылазку, собираем обоз. За день надо управиться. Ночью, за час до рассвета ударим. Ты, Фонта, на катапульты отряд поведешь, а ты, Петрон, обоз поведешь. Собирайте людей, готовьтесь. Пятьдесят бойцов с Фондой, три десятка с Петроном пойдет...