Вспоминая, Ангелочка

Нелля Базарова
                Вспоминая  фильм « Ангелочек, сделай радость!»

  « Ангелочек, сделай радость, принеси мне, что поесть, чтобы я с тобой на
  счастье, мог на небо улететь!»

           Международный фонд Ролана Быкова
Туркменский центр кино и телевидения для детей, юношества и семьи « НИСА ».

                Ангелочку – 30 лет!
       Фильм создавался во время распада Советского Союза, когда в «
 развороченном бурей быте» началось Великое переселение народов на свои
 исторические Родины.
    Сюжет фильма основан на документальных  событиях времен Великой
  отечественной войны, и,
 как ни странно, совпадает с депортацией бывших немцев, но уже абсолютно по
   другим причинам! И в который раз!
    Сталин знал, что где - то в глубинах южных республик, проживают
 этнические немцы, и во избежание  восстания внутри страны, издал указ о
 переселении их в Сибирь.
 Как это происходило, резко, без вуали, рассказывает режиссер фильма Усман
 Сапаров в содружестве с автором сценария Л. Папиловой.
    Передо мной, звукорежиссера фильма, стояла задача подчеркнуть звуковым
 фоном документальность происходящего. Из отдельных кратких сведений   
 Совинформбюро узнаем о времени происходящего.
 Кроме того, моим профессиональным предпочтением набирать свежие новые шумы,
 звуки, не пользоваться фонотечными, многократно используемыми в других
 фильмах, давало возможность довести до зрителя достоверную атмосферу
 происходящего.
 Скрип двери сарая,  верблюжий рев, крики брошенных животных, в коктейле с
 осенним пронизывающим  ветром, молитвой и плачем по погибшим на войне в
 мусульманских семьях, игры на двухрядке, все бережно записывалось  на мой
 магнитофон и сохранялось в кадре.
    30 лет тому назад, получить  на съёмку Нагру, высококачественный
 портативный  магнитофон, была несбыточной мечтой каждого звукооператора!
 Фильм снимался камерой Конвас – автомат. Все знают, что эта великолепная
 камера шумит, как автомат Калашникова. Ни о какой  чистовой синхронной
 съемке не могло быть и речи!   Но у меня была Награ! Поэтому,  после снятого
 кадра,  просила тишины на площадке, что соблюсти её стоило невероятных
 нервов,  и затем героев повторить текст,  в том же настрое и времени. 
 И вед не зря!
 Реплики главных героев,  вошли в фильм без переозвучивания в тон зале,
 усилив ценность атмосферы естественности игры героев.
 Сейчас можно снять на телефон, легко и просто и отправить по ватсапу
 бесплатно.
    Возможно по тому количеству затраченной энергии, любви, желания,
 вложенные в каждый кадр фильмов прошлых лет, они продолжают жить и радовать
 зрителей нового времени. Они, фильмы, не стареют, а, как хорошее вино, с
 годами становятся всё  значимее.
    Условия проживания съемочной группы в сельской местности, вдали от
 цивилизации,  в осенне- зимний период были не самыми лучшими, если не
 сказать «приближенные к боевым».
 Заброшенное,  неотапливаемое здание,  с разбитыми окнами.  2 плиты с
 газовыми баллонами на группу в 30 человек в соседнем сарае. Удобства во
 дворе с милой надписью на двери:
   ТУВЕЛЕТ  АБОРНА
 С тем большим уважением мы относились к нашим маленьким героям, терпящих 
 погодные и бытовые  условия, не капризничая,  послушно и талантливо
 исполняющих  задания режиссера.
   Первое знакомство с героями фильма, их родителями, поселком, где они
 проживали, произвело на меня огромное впечатление!
 Поселок отличался от туркменских,  основательностью построек, своим
 порядком, чистотой, ухоженностью во всем.
 Аккуратно заправленные кровати, с  подзорниками, с  кружевными накидками на
 подушках,  занавесками на окнах с неповторимыми узорами выбивки, все это
 казалось застывшей в веках историей.
 Дух захватывало от  красоты и ощущения, что попала в белоснежный воздушный
 рай.
   Чистота и порядок были и во дворе. На высоких ножках стояли клетки с
 сытыми и сонными крольчихами, ожидающими потомство.  Молодняк сновал в своих
 апартаментах  со свежим  сеном.
 Заглянула и в курятник, и там поразительный порядок и чистота.  Здоровые,
 хорошо откормленные куры, с красивым цветным оперением, равнодушно оценили
 мое появление, но Хозяин - рыжий  красавец, приветствовали меня громким
 хлопаньем крыльев и великолепным К У К А Р Е К У!
  И конечно попал в мою Нагру на память.
 Гостеприимные хозяева угощали нашу группу  мантами с тыквой.    
   Туркмены по жизни воины, легкие на подъём,  особенно не заморачивались
 устройством комфортного жилья. Эти черты предков сохранило местное население
 в далекие сороковые военные годы. Хотя, современные  нынешние туркмены в
 любви к роскоши, удобствам и красоте превзошли самых изысканных поклонников.
    Безусловно, главным событием в тот день и во все последующие дни, было
 знакомство и общение с пожилыми бабушками, веселыми, остроумными,
 рукодельницами, сохранившие в памяти все религиозные обряды и, главное,
 певуньями.  Тут уж, я преуспела в дознании и записи песен на их родном
 языке, мало похожим на современный немецкий язык.  Заупокойные молитвы в их
 трепетном исполнении, помогли в озвучивании сцены похорон Лизы.
 Очень жаль, что многие  песни не вошли в фильм, так и остались на кассетах
 моего репортера.
    Диалоги детей шли на трех языках: русском, немецком и туркменском.
 Меня удивляла их способность легко переходить с одного языка на другой, 
  с четким осознанием  мысли.
    Без малейшего акцента русская речь,   туркменская, которая  отличается
 специфическим носовым произношением и трудная в запоминании, звучала из
 детских уст  легко и просто, как родной немецкий.
 Безусловно, запас слов был ограничен бытовым  общением, но, заложенная
 основа произношения, в дальнейшем помогала учебному процессу в школе.  Я
 специально расспрашивала  наших героев об этом, понимая, что именно игры, общение на улице детей разных национальностей, помогают узнавать язык.
     Монтажно- тонировочный период, когда собирается фильм,  прокладывается
 весь звуковой материал под смонтированное изображение, самый трудный для
 всех,  особенно для звукорежиссера.
    Как правило, не хватает времени до срока сдачи фильма. Как правило,
 именно в это время у режиссера рождаются гениальные мысли, перемонтировать,
 добавить или убрать отдельные эпизоды.
 Обострялась эта ситуация еще и тем, что немецкая группа работников,
 участников съёмок, родителей детей – занятых в съёмках,  распрощались со
 своими домами, поселением, хозяйством, переехали в Ашхабад, сидели на
 чемоданах, в ожидании получения визы на выезд в Германию. В случае получения
 разрешения на выезд, мы могли остаться без актеров.
    В этой кутерьме криков, ругани и нервов, нужно спокойно продолжать
 чистовое озвучивание в маленьком зале №2 на киностудии Туркменфильм, с моими
 маленькими героями, которые мгновенно поняли, что такое синхронная речь, 
 то есть наговорить текст, не оставляя пустых  шлепков губ  в собственное 
 изображение на экране.
     Киностудия Туркменфильм к тому времени, обладала полным циклом создания
 художественных  и  документальных фильмов в черно-белом варианте, начиная с
 проявки пленки, печати, монтажа, озвучивания и выпуска готового
 произведения. При небольшом  бюджете, киностудия выпускала в год 2
 полнометражных художественных  фильма, один из которых, как правило,
 получало высшую награду на ежегодных  союзных кинофестивалях!  Для
 сравнения- Мосфильм выпускал 40 фильмов в год, и только один заслуживал
 награду.
   Вспомнила это к тому, что на территории Туркменфильм, было, что посмотреть.
 И вот, гвардия молодых артистов, бегала из одного павильона в другой,
 рассматривая все интересное и непонятное и, поймать их и завести в зал для
 озвучивания, было чрезвычайно сложно. Тем более, что теперь, в связи с
 отъездом в Германию, собрались все исполнители.
   О дисциплине в зале, тоже говорить не приходиться, смешки, слова и тд.
 Тихий Яша, отнюдь не тихий, а Вова Франк- этот пострел, везде поспел. За
 монтажным цехом, был небольшой прудик, с утками и красными рыбками. Конечно,
 Вова его обнаружил и зазывал других детей, посмотреть, срывая их с записи.
 Таня Шрайбер, помогала носить записанные кольца в монтажный цех и следить за
 малышами. Очень хорошо получилась сценка с «эвакуированными» девочками,
 когда они дразнили Вову – Георга. Любимую песню  режиссера, из его детства:
  «Мы пук, мы пук, мы пук цветов собрали…» все пели с удовольствием,
 перекрикивая друг друга.
   К озвучиванию, я привлекла и своих сыновей. Яшины высказывания о
 правительстве, наговорил мой сын Саша, а Алеша  горько и душевно плакал за   
 Георга.
 Кстати, мои сыновья, как патриоты  и знатоки киностудии, провели с ребятами 
 экскурсию по Туркменфильму.  Показали им Тонваген,  Лихтваген, Камерваген,
 Гримваген. Везде посидели внутри. Но это уже после работы.
   Поскольку реплики основных героев , за небольшим исключением,  вошли в
 фильм, снятые на натуре, чистового озвучивания было немного,  но мои
 гениальные творцы, восхищали меня от дубля к дублю.
 На озвучивание были приглашены артисты из Алма – Атинского немецкого театра,
 которые снимались в фильме в эпизодах, но запоминающихся ролях.  Отдельными
 репликами на родном языке,  помогли создать достоверную картину прощания.
    Вспомнилось, чтобы облегчить заботу бабушки о внуках во время моего
 отъезда на съёмку, взяла с собой на осенние каникулы  в Иолотань
 первоклассника Сашу. Впечатлений у сына хватило надолго. Помогал держать
 микрофон, катался на хозяйских ослах, конях, и верблюде. Познавал киношную
 жизнь, соблюдал тишину во время съемок.  Убежал  с драгоценным  реквизитом –
 яйцом грача, которое случайно нашли в зарослях камыша.  Режиссер хватался за
 сердце!
   Спали в том здании с разбитыми окнами, ели в полной темноте горячую
 картошку, политую собственного производства  домашней тушенкой и  яйцами,
 купленными, где то по дороге со съемок.
   Одержимая заботой о юных актерах, набирая на съемочную площадку еду,
 сладости, теплую одежду и прочие надобности, однажды забыла главный
 инструмент магнитофон!!! И обнаружила лишь далеко от места проживания. В
 этот день снимали тонированные кадры. То есть с последующим озвучиванием.
 Каюсь!
   Когда съёмки шли по ту сторону шаткого моста, через реку Мургаб, мне
 хотелось просто исчезнуть, раствориться, пропасть, лишь бы не зайти на этот
 мост. Этот любимый объект режиссера, по счету вошел уже в третий его фильм.
 А для меня это было Божьим наказанием.
 И в тоже время, моя страсть записывать натуральные звуки, ровно делилась
 между страхом и желанием.  Спасибо  Георгу, носил мой магнитофон, а Ирина и
 Таня вели меня под руки туда и обратно!
    Все хорошо, что хорошо заканчивается! Немцы благополучно отправились  в
 Германию. Был прощальный вечер с добрыми пожеланиями  счастливого  пути и
 долгожданной  встречей со своей Родиной!
    Закончились монтаж и протяжка всех звуковых пленок. Магнитка сложена  в
 яуфы для отправки в Москву.  Запись музыки и синхронных шумов и последующей
 перезаписи (сведения всех пленок на одну дорожку) на Мосфильме, где нас ждал 
 основатель  международного фонда и филиала в Туркменистане, народный артист
 СССР -  Ролан Быков. 
               Ангелочку - 30 лет!
    Время летит! Герои фильма уже сорокалетние взрослые люди! Как радостно
 узнать, что все они живы и здоровы и помнят нас!
    Как хорошо,  что истинные патриоты знают и помнят историю своих предков,
 и стремятся передать ее новому поколению. Бережно и с любовью относятся к
 каждому своему гражданину. 
    Думаю и надеюсь,  на вернисаже  художественных фильмов, Ангелочек занял свое достойное место, и наша жизнь прожита не зря!