Общественные процессы в СССР и кинематограф

Михайлович Дмитрий
Фильмы 1970-х - начала 1980-х годов, уже показывают, что в СССР, не всё так хорошо. Начинают закрываться социальные лифты. И это видно из фильма "Приключения Электроника". На примере,
Рыжикова/Чижикова.

И в "Гостье из будущего", и в "Электронике", мы видим реальность, а именно постепенно спорт из массового начинает уходить в профессиональный. И там, и там мы видим физрука и тренера которые не зажигают сердца юных любовью к спорту, а выискивают самых, самых, на остальных им плевать. Вспомним, что заслуженного тренера в СССР, начали давать не за массовость, а за то, что он отыскал элитного так сказать спортсмена. В "Электронике", ещё есть учитель литературы, заодно являющийся руководителем кружка. И есть ученик Чижиков. Которого все не воспринимают всерьёз, а этот учитель который должен вообще-то пробуждать любовь к культуре и литературе массово, превратил кружок в этакий "клуб хороших мальчиков", своих любимчиков и поэтому искренне тянущегося к культуре паренька просто оставляют с носом.
И это очень плохой сигнал.

Именно подростковые кино и литература в СССР были максимально честными. Вот если последовательно посмотреть следующие фильмы - "Вам и не снилось", "В моей смерти прошу винить Клаву К." и "Это мы не проходили", то общая картина будет выглядеть удручающе.

Хорошо у Крапивина в очень многих книгах говорится об этом. О том, как школа потихоньку можно сказать деградирует. Как в ней поселяется формализм и зубрёжка, как класс пока под надзором учительницы он вроде как дружный, а учительского строгого взгляда нет, всё никто никому не нужен. В книге " Колыбельная для брата" описывается такой случай. Внешне Тимуровский отряд дружный, помогает старушкам, переписывается со сверстниками из Болгарии, а когда одноклассник попадает в тяжёлую ситуацию всем на него плевать.

Или ещё фильм. Называется он "Доброта". Впечатление трудно передаваемое. Директор школы - либо дебил или хитромудрая мразь. Юного уголовника поставить над другими учениками начальником?
Да за такое надо на пожизненную каторгу отправлять.
Школьники показаны безвольными подлыми овцами. Да и главная героиня в конце фильма совершает моральное самоубийство, извиняясь перед подонком.
Первая мысль, которая у меня возникла : - Если бы я был в семидесятые годы директором ЦРУ, то авторам фильма можно сразу выплатить премию за идеальнейший вариант психологического разложения советского общества.
Директор совершает фактически преступление - не наказан!
Обнаглевший юный уголовник - не наказан!
Городской отдел образования разрешивший эксперимент над детьми - не наказан!
Если бы я не жил в СССР и судил о жизни советских людей по этому фильму, то первое, чтобы я подумал:" В гробу, я видел такой социализм!"

Социалистическое государство обязано обеспечить равное, именно равное развитие для всех детей в равной степени. В науке, культуре, физическом и моральном воспитании. Не выпячивать наиболее способных, не тратить на них дополнительное время, а наоборот дополнительно заниматься с теми кто отстаёт в усвоении того или иного предмета, подтягивая отстающих до общего более высокого уровня.
Так должно было быть, но с каждым годом этого становилось все меньше и меньше.
Если школа оправдывается низкими результатами учеников тем, что многие из них не способны учиться, то гнать надо таких учителей и местное РАНО.
Не бывает обычных людей, бывают никуда не годные педагоги.

Любое художественное произведение не может не отражать социальные, экономические и политические изменения, которые происходят в том времени.
И выше указанные фильмы, в том числе, являются зеркальным отражением общественных деформаций в СССР.

В каждом фильме есть крупицы ценной информации.
Режиссер или те кто является заказчиком фильма всегда ставят перед зрителями те или иные социально - экономические вопросы и проблемы. Иначе фильм будет неинтересен.
Мы должны чётко понимать где и когда МЫ споткнулись.
Так что обязательно нужно пересматривать советские фильмы и телеспектакли доперестроичного периода.

#Эра_Кольца #СССР #Общество