Хюррем Султан - эра женского Султаната

Оленька Сысуева
Александру Аникину

Термин «женский султанат» ввёл турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал женский султанат как причину упадка Османской империи.

Женский Султанат - это посменная смена правителей в Османской Империи, когда Османской Империей правили женщины.  Самыми сильными из них были Валиде Хюррем Султан и Валиде Сафиё Султан.

Это может навести людей на мысль о женском матриархате в Османской Империи, может быть отголоски древности проникли тогда в эту прекрасную страну, и женщины были фактически у власти.

Как писал   МАМЕДОВ Искендер Биньямин оглы в своей диссертации про гарем:

"Структура гарема в классический период развития Османского' государства была похожа на структуру Эндеруна (внутренние покои султанского двора, где первоначально готовились управленческие кадры1 в Османской империи). Источники пополнения гарема невольницами и их дальнейшее «продвижение по служебной лестнице» также были сходны с источниками пополнения школ Эндеруна и возможностями карьеры для мальчиков и юношей, обучавшихся в них.
Во-вторых, мало изучен вопрос о влиянии женщин гарема на государственную политику Османов, а также роль женщин в социальной жизни Османского государства. В гареме османских султанов формировалась семейная политика Османов, решались вопросы наследования престола. Сосредоточение султанской семьи под единой крышей ,в столице государства в конце XVI в. привело к усилению роли матери султана и возникновению института валиде-султан (титул матери султана, который стал применяться с конца XVI в.). Матери султанов оказали сильное влияние на прекращение практики умерщвления султанами своих братьев после восшествия на престол. Это, в свою очередь, привело к изменению порядка наследования престола. Большинство валиде-султан занимались благотворительностью и выделяли немалые личные средства на строительство многочисленных общественных заведений. Кроме того, матери султанов стали главными советчицами своих сыновей".

Думаю, что на деле да. Потому что реально миром Османии правили женщины. Если задуматься, то там вообще хазнедар - хранительница казны - была главной. В принципе они был не ставили так сериал, что главная там хазнедар - если уж вспомнить тайный брак Чимарозы - это Фидальма и есть - хранительница казны Джеронимо, которая в итоге пользуется тем, что казна в её руках. Наверное, истинные истоки истории тайного брака (люблю когда Александр Аникин играет Робинзона) нужно искать в Османии, поскольку не может быть, чтобы в католической Италии возможен был такой случай. А вот в Османии возможен. Всё-таки если посмотреть сериал великолепный век критически, то кажется, что всё-таки хазнедар управляла чуть ли не государством.

Это действительно похоже на особую форму матриархата.


 "Роксолана была необыкновенной женщиной. О ней слагали легенды, ей посвящали поэмы и романсы. Многие трепетали при одном упоминании имени Хюррем, восторгались ею. Но были и негативно настроенные люди, считавшие, что рабыня разрушает общественные устои, которые формировались столетиями. С течением лет загадочная личность Александры обрастала слухами и вымыслами, и теперь не всегда возможно отделить правду от выдумки. Но тем интереснее!"

Надо же Роксолане посвящали даже романсы, но видимо она того стоила - женщина, господа своего властелина - Сулеймана, биография которой стала основой для нескольких фильмов и сериалов, о ней написано много романов, фанфиков, стихов, ей восхищаются, её оскорбляют, но неравнодушных к ней нет. Кто же такая Александра Лисовская, ставшая героиней дум стольких творческих людей - художников,
фотографов, поэтов и прозаиков?


Литература:
1. МАМЕДОВ Искендер Биньямин оглы. ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА СУЛТАНСКОГО ГАРЕМА В XV - XVIII ВВ. И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА (диссертация, 2017 год). - Нашла в группе автора Миледи Винтер - ЮРРЕМ СУЛТАН-МЕРЬЕМ УЗЕРЛИ;ВВ-КЕСЕМ