Меценаты

Максим Пестун
Во все времена богатые люди вкладывали деньги в благотворительность. Возводили музеи, храмы, выставочные павильоны, создавали и дарили прекрасные коллекции своему городу. Строили больницы, странноприимные дома, бесплатные столовые, ночлежки, ясли, школы и училища. Без таких меценатов мы бы не имели сегодня возможность любоваться мировыми произведениями искусства, не знали бы имен выдающихся художников прошлого, которые работали и жили на деньги благодетелей. На их же средства они учились в Италии и Франции, откуда возвращались полные вдохновения и творческих планов.
В Киеве известны имена благотворителeй и меценатов братьев Николы и Федора Терещенко, Григория Галагана, Михаила Дегтерева, братьев Лазаря и Льва Бродских, супругов Поповых, Богдана Ханенко, Семена Могилевцева и других состоятельных горожан.
Городское училище им.Н.А.Терещенко на улице Ярославов вал (теперь Институт театрального искусства им.И.К.Карпенко-Карого), ночлежный и родильный приюты Ф.А.Терещенко на Нижнем валу (отделение больницы Подольского района), женская торговая школа им.П.Г.Терещенко (Институт повышения квалификации учителей на углу улиц Воровского и Обсерваторной), Педагогический музей (Дом учителя), Мариинский детский приют на Паньковской улице (Институт психологии), Бактериологический институт (Институт эпидемиологии и инфекционных болезней им.Л.В.Громашевского), Художественно-промышленный и научный музей (Национальный художественный музей) – это далеко не все, что построено с помощью средств и неравнодушия в нашем городе.
В особняках, принадлежавших членам семьи Терещенко, бывшем дворце князя Демидова Сан-Донато, теперь размещены Музей Т.Г.Шевченко. Музей русского искусства, Музей западного и восточного искусства, Научная медицинская библиотека, все эти прекрасные особняки принадлежали когда-то этой семье. Известный далеко за пределами Киева Бессарабский крытый рынок построен на средства, завещанные городу Лазарем Бродским. Так же им построена и хоральная синагога на Шота Руставелли. Дом актера на Ярославовом валу занимает помещение караимской кенасы, построенной архитектором Городецким на средства табачного фабриканта Соломона Когена.
Политехнический институт появился в Киеве только благодаря частной инициативе киевских предпринимателей, и почти наполовину – на их деньги.
На его основание и постройку собрал деньги комитет, куда входили Никола Терещенко и его сыновья Иван и Александр, братья Бродские, Богдан Ханенко, Николай Хряков, Яков Бернер, Семен Могилевцев, графы Бобринские, барон Штейнгель и другие сахарозаводчики.
Также на добровольные взносы были построены Первое коммерческое училище, в котором в первый учебный год работал политехнический институт (теперь книжная фабрика на улице Воровского), Троицкий народный дом (Театр оперетты), Лукьяновский дом Общества трезвости (Дом культуры КТТУ), Народную аудиторию Общества содействия начальному образованию (институт «Гипрогражданпромстрой» на улице Воровского) и другое.
Исключительно на благотворительности держалась в Киеве система здравоохранения, так как казенные средства отпускались только на городскую Александровскую больницу (теперь Центральная клиническая), военный госпиталь, университетские клиники (больница № 22 на бульваре Т.Шевченко) и Кирилловскую губернскую земскую больницу (больница № 21 им.академика И.П.Павлова).
Никола Артемьевич Терещенко построил и содержал бесплатную больницу для чернорабочих (детская больница № 14 около Воздухофлотского моста), которую после смерти основателя продолжали опекать его наследники; вместе с братом Федором дал средства на строительство двух корпусов в Александровской больнице; щедро жертвовал на лечебные заведения Киевского благотворительного общества и Мариинской общины сестер милосердия Красного Креста.
Израилю Марковичу Бродскому и его сыновьям Лазарю и Льву принадлежит заслуга в строительстве и последующем расширении еврейской больницы (областная больница по улице Багговутовской № 1); на средства Лазаря Израилевича построен бактериологический институт Общества борьбы с заразными болезнями, в основном на деньги Льва Израилевича построены лечебница Общества подаяния помощи больным детям (улица Воровского № 20) и больница для хронически больных детей (Парковая дорога № 3 – 5).
Киевский купец Николай Фаддеевич Попов и его супруга Елизавета Гавриловна открыли глазную больницу,. Для нее они отдали свой дом со службами по Никольской улице (ул. Январского восстания № 10) и выделили 100 тысяч рублей в неприкосновенный фонд на содержание.
Бесплатные больница и амбулаторная лечебница Покровского женского монастыря. Как и сам монастырь, их основала и содержала великая княгиня Александра Петровна, супруга сына Николая I, проведшая в Киеве последние девятнадцать лет своей жизни.
Хирургическая больница Ионы Зайцева по Кирилловской улице № 63 (ул.Фрунзе), больница Григория Гладынюка для хронически больных на Предславинской улице, хирургическая больница по Большой Васильковской № 104 (ул.Красноармейская), построенная на средства Семена Могилевцева, больница при богадельне им.М.П.Дегтерева – все они бесплатно помогали неимущим.
Благотворительность и меценатство всячески поощрялись и поддерживались официальной властью. Тому, кто изъявлял желание регулярными денежными взносами помогать больнице, гимназии или училищу, присваивалось звание почетного попечителя или блюстителя. Он имел право быть награжденным орденами разных степеней. Существовал четкий порядок, определявший, за какие пожертвования, с какой периодичностью и к какому именно ордену можно было представлять. За какие пожертвования проводится большинство сегодняшних награждений, можно только гадать…
В ряду киевских меценатов необходимо вспомнить губернаторa Иванa Фундуклея, который являлся настоящим патриотом нашего города и чьим именем с 1869 по 1919 год была названа одна из центральных улиц сейчас Богдана Хмельницкого. Киев стал первым в Российской империи городом со своей женской гимназией, для создания которой Иван Фундуклей в 1859 году подарил Киеву два дома, за которые заплатил 60 тысяч рублей серебром, и которая со временем получила название Фундуклеевская. Кроме усадьбы с домами, Фундуклей выделил 1200 рублей серебром на ежегодное содержание гимназии, 2200 — на ремонт домов и 300 рублей на создание библиотеки. На личные средства И.Фундуклея вымостили Андреевский спуск. Ремонт губернаторского дома он также сделал на собственные средства. В 1843 году Иван Иванович финансирует строительство первого в центре города фонтана на Театральной (ныне Европейской) площади. Фонтан сделали из гранита. Он должен был решить проблему, вызванную "совершенным недостатком на Крещатике и всей Старокиевской части города воды, отчего тамошние жители, как равно и пожарная команда, в доставлении таковой в дома и прочие помещения крайне встречают затруднение". Называли фонтан в честь губернатора Фундуклеевским, или "Иваном".
Tак же именно меценатам прошлого мы обязаны неоценимыми художественными коллекциями, из которых выросли наши государственные музеи – гордость Украины. Археологическая коллекция Богдана Ханенко стала первоосновой Городского музея – предтечи Национального художественного музея. Огромное художественное собрание Ханенко, обогащенное собранием Василия Щавинского, – это Музей западного и восточного искусства. На той же Терещенковской улице – Музей русского искусства. Он начинался с частной коллекции Федора Терещенко, который был серьезным конкурентом известному Третьякову. В флигеле этого здания до войны жила моя мама.
Иван Николович Терещенко свыше четверти века финансировал Рисовальную школу Николая Мурашко. В ней учились известные украинские мастера кисти Н.Пимоненко, А.Мурашко, И.Ижакевич, Ф.Красицкий, Г.Светлицкий и другие. Иван Николович был тесно знаком и дружен с широким кругом художников и многим помогал, не только покупая их полотна, но и другими путями.
Все эти люди считали, что поскольку так сложилось и они сумели сколотить состояние, их деньги должны служить людям. Они испытывали в этом внутреннюю потребность, которая отвечала состоянию иx души.
“Истинная благотворительность не измеряется величиной, не требует ничего взамен. Она заключена в самом поступке и доброй воле дающего.”
Таких примеров множество и в других городах Украины.
Киевляне оставили по себе вечную память, которую не смоглa уничтожить, как ни старалась, советская власть, почти за век своего правления. Она физически уничтожила или выгнала из своих домов, не только самих этих людей, но и многих носителей памяти о них. Но как говорят, «не смотря на то, что зло часто берет верх, добро побеждает тем, что остается добром»
Кто слышал о заметных достижениях уходящей власти на этом поприще? Разве что, театр Дроздова на Андреевском и изуродованные Старокиевские Холмы...