26 окт 1888 года родился Нестор Иванович Махно

Теодор Буки 2
Махно и евреи

В Париже бывший боец Красной Армии Шварцбард (Шулэм-Шмил Шварцбурд) был дружен с Нестором Махно, заходил к нему запросто выпить стакан чаю и побеседовать. 25 мая 1926 года он (Шулем-Шмул) убил Петлюру.


Махно почил в Бозе July 6, 1934, и прах его лежит в колумбарии кладбища Пер-Лашез.  Это – стена примерно 6 метров высотой, в которой имеется множество ящичков. Над его отсеком стоит надпись 6685. Найти это место можно, ориентируясь по карте – рядом могила Айседоры Дункан


В Париже бывший боец Красной Армии Шварцбард (Шулэм-Шмил Шварцбурд) был дружен с Нестором Махно, заходил к нему запросто выпить стакан чаю и побеседовать.
25 мая 1926 года на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина Шварцбард приблизился к разглядывавшему витрину Симону Петлюре и, удостоверившись по-украински, что перед ним в самом деле  Петлюра, трижды выстрелил в него из револьвера, после чего спокойно дождался подоспевшей полиции, сдал оружие и объявил, что он только что застрелил убийцу. Петлюра скончался неподалёку, в Hospital de la Charite на улице Жакоб, через пятнадцать минут.
 
В те годы в еврейских кругах Петлюру повсеместно считали ответственным за массовые зверства, учинённые подвластными ему войсками на Украине. Все члены семьи Шварцбурда (всего 15 человек) были убиты в ходе прокатившейся по Украине волны еврейских погромов 1918—1920 годов. В ходе массовых убийств и насилия над еврейским населением Украины в годы Гражданской войны были убиты по меньшей мере 50 тысяч человек, более 300 тысяч детей были оставлены сиротами. Ряд историков полагают, что реальные цифры были выше и, хотя Петлюра по всей видимости самолично не отдавал никаких распоряжений на этот счёт, воспрепятствовать бесчинствам своих подчинённых он не смог (не счёл нужным).

Нестору Ивановичу Махно в советской художественной литературе, кино, театре и специальных  научных «исследованиях» приписывался образ коварного врага, предателя и изменника, беспощадного убийцы и антисемита. Вспомните совершенно омерзительное решение образа Махно артистом Борисом Чирковым в фильме «Александр Пархоменко» (1942) или в «Хмуром утре» (1959),  «Хождении по мукам» (1977). Но полностью деградированная, внушающая только презрение личность – это Махно в первых советских фильмах «Красные дьяволята» (1923) и его продолжении, созданного по многочисленным просьбам трудящихся, «Савур-могила» (1926). Советский граф Алексей Толстой дошёл до крайней степени «брехливости» в изобличении Махно и его «банды», за что поимел все прелести приближения к сталинской верхушке.

Если Махно такой-сякой и всем хорошо известный антисемит, то почему его не убил за это Шулэм-Шмил Шварцбурд, а, наоборот даже, дружил с ним?...

В годы Советской власти мы не были знакомы с его подлинной биографией. Не в интересах большевистского руководства была правда о человеке, которого впору было называть российским графом Монте-Кристо. Одной из самых оригинальных фигур российской истории был Нестор Махно, которого его соратники любовно называли "батькой".

Махновшина была движением интернациональным. В его армии служили представители всех национальностей: украинцы (большинство), русские, греки, евреи, кавказцы и другие. Как замечает Петр Аршинов, "национальные предрассудки не имели места в махновщине. Также никакого места в движении не имели религиозные предрассудки. Как революционное движение городской и деревенской бедноты махновщина являлась принципиальным противником всякой религии, всякого Бога. Из современных социальных движений махновщина - одна из немногих, где абсолютно не интересовались ни своей, ни чужой национальностью, ни своей, ни чужой религией, но где главным почитались труд и свобода труженика".

В руководстве движения анархистов евреи занимали видное положение. В район Гуляй-Поля для того, чтобы принять участие в реализации идеалов анархизма на практике, ОНИ УСТРЕМИЛИСЬ БУКВАЛЬНО СО ВСЕГО СВЕТА. И в армии махновцев они играли значительную роль. Многие из них в свое время отбывали каторгу за участие в революционном движении, кое-кто жил в эмиграции в Европе и Америке.


Коган. Помощник председателя высшего органа движения - Районного Гуляй-Польского Военно-Революционного Совета. Рабочий, затем земледелец. Был схвачен в лазарете в городе Умань деникинцами и убит.


Л. Зиньковский (Задов). Начальник армейской контрразведки, а впоследствии комендант особого кавалерийского полка. Рабочий. До революции отбыл 10-летнюю каторгу. Один из активнейших деятелей махновского движения. И, конечно же, ничего общего он не имеет с образом Лёвы Задова, который создала официальная пропаганда, пытаясь всеми средствами скомпрометировать движение и его деятелей.


Елена Келлер. Секретарь культпросветотдела армии. Участница профессионального движения в США. Работница. Одна из организаторов анархистской Конфедерации "Набат".


Иосиф Эмигрант (Гетман). Член культпросветотдела армии. Рабочий. Один из активнейших участников анархистского движения на Украине. Организатор и член секретариата Конфедерации "Набат".


Я. Алый (Суховольский). Рабочий. Член культпросветотдела армии. Отбывал каторгу по политическому делу. Один из организаторов и член секретариата Конфедерации "Набат".

В армии повстанцев-махновцев были и еврейские подразделения. Особенно славилась еврейская батарея, имевшая еврейскую же полуроту прикрытия. Командиром батареи был еврей-артиллерист Шнейдер. Эта батарея, обороняя Гуляй-Поле, в бою с деникинцами в июне 1919 года сражалась до последнего и вся полегла в борьбе с белыми.

Махно отлично понимал, что значительная часть крестьянского населения была заражена антисемитизмом. А поэтому вел с этим предрассудком беспощадную борьбу, применяя методы, свойственные периоду Гражданской войны. В феврале 1919 года он предложил всем еврейским колониям создавать отряды самообороны и даже выделил им нужное для этого количество оружия и боеприпасов. Одновременно он потребовал от своего культпросветотдела и всех командиров усилить разъяснительную работу среди местного населения о недопустимости вражды с еврейским населением.

С участниками еврейских погромов Махно поступал беспощадно. Именно он потребовал у атамана Григорьева ответа за чудовищный погром, учиненный его бандами в мае 1919 года в городе Елисаветграде и за ряд других антисемитских действий. "Такие негодяи, как Григорьев, позорят всех повстанцев Украины, и им не должно быть места в рядах честных тружеников-революционеров", - заявил Махно. Затем Григорьев и его штаб были расстреляны. В расстреле Григорьева личное участие принимал сам Батька.

Зафиксирован еще ряд случаев беспощадной расправы Махно с участниками еврейских погромов на Украине. Интересный случай приводит Аршинов: "4 или 5 мая 1919 года Махно с несколькими командирами спешно ехал с фронта в Гуляй-Поле, где его в течение дня ожидал чрезвычайный уполномоченный республики Л.Каменев с членами харьковского правительства. На станции Верхний Токмак он неожиданно увидел плакат с надписью: "Бей жидов, спасай революцию, да здравствует батько Махно". "Кто повесил плакат?" - обратился Махно. Оказывается, плакат повесил один партизан, лично известный Махно, принимавший участие в боях с деникинцами и человек в общем неплохой. Он был тут же расстрелян... Махно сознавал, что с повстанцем поступил жестоко, но в то же время видел, что в обстановке фронта и наступавшего Деникина такие плакаты могут принести огромное бедствие еврейскому населению и вред революции, если против них не действовать быстро и решительно".

Еврейское население Гуляй-Поля, Александровска, Бердянска, Мариуполя, все земледельческие еврейские колонии, расположенные в зоне действий махновских войск, надежно ими защищались и пострадали в годы Гражданской войны меньше, чем еврейское население других районов Украины.

В обращении к "Рабочим, крестьянам и повстанцам" подчеркивалось: "Ваш революционный долг - пресечь в корне всякую национальную травлю и беспощадно расправляться со всеми виновниками еврейских погромов..." Подписано оно лично Махно в мае 1919 года. В Приказе #1 Командующего революционной повстанческой армией Украины батьки Махно от 5 августа 1919 года указывалось: "Каждый революционный повстанец должен помнить, что как его личными, так и всенародными врагами являются лица богатого буржуазного класса, независимо от того, русские они или они евреи, украинцы и т.д.. За насилие над мирными тружениками, к какой бы национальности они не принадлежали, виновных постигнет позорная смерть, недостойная революционного повстанца..."

Отношение Махно к евреям было уникальным для того смутного времени. Откуда же возникла и как укоренилась в народе (еврейском и нееврейском) молва о беспощадной ненависти Махно к евреям?...

Одна из наиболее правдоподобных версий, не исследованных, впрочем, до конца выглядит так.

Во время военных действий Черная Армия Нестора Махно захватывала менонитские деревни, которые были населены в основном крестьянами-меннонитами из Германии, Голландии, других стран Европы и США. Екатеринославская губерния в те годы не имела более зажиточных сел. Меннониты, которым по религиозным убеждениям нельзя убивать всё, что живет, владели богатыми хозяйствами и по представлениям красных ВАЩЕ были кулаками, по сравнению с нищим украинским сельским окружением. Армия Нестора Махно (пусть и ошибочно), но боролась за всеобщее равенство против богатеев, оставшихся от царского режима. Меннониты не служили в царской армии, но сотрудничали с режимом и отдавали своих молодых людей на службу лесниками, санитарами в военные госпитали и т.д. Известно также, что сам крестьянский батько Махно с 12 лет пас коров в менонитских имениях и с детства этих «мироедов» недолюбливал.

«Бесчеловечное чудовище, следы которого обагрены кровью» невинных крестьян – таковы эпитеты немцев-колонистов для Нестора Махно. С 1919 года, когда войска Деникина глубоко продвинулись, Черная Армия вынуждена была не только конфисковывать провиант и фураж для своих нужд, но и применять тактику «выжженной земли»: сжигались посевы, разрушались фермы и коровники, чтобы они не достались деникинцам.
 
Меннониты вынуждены были отойти от своих убеждений не применять насилия и образовывали отряды самообороны (Selbstschutz), что ещё сильнее накалило атмосферу.

Сотни меннонитов погибли в открытых столкновениях с махновцами, ещё больше погибло и ограблено озверелым крестьянским войском, которому анархистами внушалось «Грабь награбленное». В этом они от большевиков не сильно отличались. Села-колонии Хортица, Заградка, Николайполь были уничтожены до тла. Немецкое население Катеринославской губернии уменьшилось с 750 тысяч в 1914 году до 514 тысяч в 1926 году. Надо добавить, что затем (после разгрома Черной Армии) подавляющее большинство немцев подверглось насильственной экспроприации земель и имущества и, в лучшем случае, переселению в места «не столь отдалённые».

Махно обвинялся в большевистской прессе в еврейских погромах в такой же степени как и Белая армия. Красные «никогда» официально в этом не участвовали, хотя стоит лишь открыть И. Бабеля и «людская кровь рекой по клинку течёт булата»…. Однако эти обвинения никогда документально не были подтверждены. Поль Аврич, историк из Принстонского университета в Нью-Йорке, самый известный и уважаемый «Махновец»:-
«все обвинения Махно в антисемитизме, с какой бы стороны они не звучали, - слева, справа или с центра основаны на слухах, сплетнях или намеренном искажении действительности и остаются уже почти 100 лет неподтвержденными документами».

Всеволод Михайлович Эйхенбаум, который служил у Махно в Анархисткой Черной Армии, например, после эмиграции в США был редактором журнала, работал в комиссии конгресса по культуре о образования. В сообщениях Центрального комитета Сионисткой организации России (Меркац) нет ни одного сообщения о зафиксированных еврейских погромах, в которых бы участвовали крестьянские партизаны Махно.

Большевики сделали все возможное, чтобы скомпрометировать личность человека, любимого народом. Махно при глубоком изучении и непредвзятом рассмотрении таким разнообразным, что черно-белые краски его лишь «пятнают». Пора, давно пора «рисовать» его светлый образ всеми цветами спектра….

Руководитель повстанческого движения в годы Гражданской войны в Украине – это далеко не полная характеристика Батьки.

Список цитированной литературы:

Arshinov, Peter, History of the Makhnovist Movement Black & Red
(1918-1921), Translated by Lorraine and Fredy Perlman (1923), Detroit Solidarity, Chicago, 1974

Avrich, Paul. Anarchist Portraits,  Princeton University Press, 1988