Служение людям в романе Ф. М. Достоевского Идиот

Валентина Томашевская
Победитель конкурса сайта Изба-читальня : «Точка отсчёта – 200 лет назад…» -
3 место.

В одном из каторжных этапов, проходивших через Москву в 1849 году, брел бледный молодой человек в арестантском халате, в ручных и ножных кандалах. Это был  двадцатисемилетний писатель Федор Достоевский, осужденный как участник кружка М.В.Петрашевского  в Санкт-Петербурге.  В 1849 Петрашевский и несколько десятков  его последователей  были арестованы. Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России, отмену крепостного права и сословных привилегий,
за освобождение крестьян с землёй. Судом Петрашевский и ещё 20 человек были приговорены к смертной казни. Среди них был и писатель Федор Достоевский.
После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни каторгой.

 K тому времени Достоевский  был уже известным автором романа «Бедные люди», нескольких повестей и многих рассказов. Восьмилетний срок каторги Достоевскому заменили четырёхлетним   с последующей военной службой рядовым.

Каторжные этапы, проходившие через Москву, навещал  доктор Гааз*, общественный деятель, гуманист. Он был немцем, но большую часть жизни жил и работал в сердце России - Москве. Был известен своим бескорыстием. Слова доктора Гааза «Спешите делать добро» стали крылатыми. Он посвятил свою жизнь облегчению участи oбездоленных, и ссыльных и заключённых и сделал все, что мог.

Гааз родился  в Пруссии, в городе Бад Мюнстерайфель (город в земле Северный Рейн-Вестфалия, близ Кельна) в 1780 в  семье аптекаря Петера Гааза.
А дед был доктором медицины.  Фридрих вырос в многодетной семье, в которой было восемь детей, но, несмотря на весьма скромные средства. отцу удалось дать всем детям отличное образование. Фридрих был отдан в католическую школу, по окончании которой поступил на курс философии и математики в Йенский универистет, а затем занялся изучением медицины и специализировался на офтальмологии в Вене, под руководством известного профессора Шмидта.

 Однажды Фридриха Гааза вызвали к русскому князю Репнину, страдавшему глазным заболеванием. Лечение прошло успешно, и благодарный пациент пригласил Гааза в Россию.
Двадцатидвухлетний Гааз поселился в Москве и сразу же приобрел обширную практику. Поначалу он лечил людей богатых и состоятельных, что позволило ему быстро достичь материального благополучия - иметь прекрасный дом в Москве, имение в подмосковных Тишках, в которых была суконная фабрика; а его белоснежные рысаки обеспечивали ему чуть ли не лучший выезд в Москве. Но уже и тогда он бесплатно и успешно лечил  бедных  в приютах и богоугодных заведениях.

Доктору Гаазу удалось добиться упразднения железного прута, которым приковывали по двенадцать человек ссыльных, когда они шли в Сибирь. Он добился также, чтобы бритье половины головы острожникам не применялось к женщинам. Благодаря опять же его хлопотам от кандалов освобождались старики и больные.

Вероятно, Достоевский и Гааз  в действительности не встретились, но знали друг о друге немало.
Много лет спустя Достоевский вспоминал о докторе Гаазе. Его имя встречается и  черновых рукописях «Преступления и наказания», и в записных книжках, и в «Дневнике писателя», обозначая пример деятельного добра.

 В романе «Идиот (опубликован в 1868 году)  речь о докторе Гаазе заводит Ипполит:
«В Москве жил один старик, был «генерал», то есть действительный статский советник с немецким именем; он всю свою жизнь таскался по острогам и по преступникам, каждая пересыльная партия в Сибирь знала заранее, что на Воробьевых горах ее посетит „старичок генерал". Он делал свое дело в высшей степени серьезно и набожно; он являлся, проходил по рядам ссыльных, которые окружали его, останавливался перед каждым, каждого расспрашивал о его нуждах, наставлений не читал почти никогда никому, звал их всех „голубчиками". Он давал деньги, присылал необходимые вещи - портянки, подвертки, холста, приносил иногда душеспасительные книжки и оделял ими каждого грамотного, с полным убеждением, что они будут их дорогой читать и что грамотный прочтет неграмотному. Про преступление он редко расспрашивал, разве выслушивал, если преступник сам начинал говорить. Все преступники у него были на равной ноге, различия не было. Он говорил с ними как с братьями, но они сами стали считать его под конец за отца. Если замечал какую-нибудь ссыльную женщину с ребенком на руках, он подходил, ласкал ребенка, пощелкивал ему пальцами, чтобы тот засмеялся. Так поступал он множество лет, до самой смерти; дошло до того, что его знали по всей России и по всей Сибири, то есть все преступники. Мне рассказывал один бывший в Сибири, что он сам был свидетелем, как самые закоренелые преступники вспоминали про генерала, а между тем, посещая партии, генерал редко мог раздать более двадцати копеек на брата».

Некоторые исследователи творчества Достоевского полагают, что Федор Петрович Гааз был одним из прообразов главного героя романа - князя Льва Николаевича Мышкина (заметим, имя и отчество, как у известного писателя Толстого).

 «Молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с лёгонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжёлое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное…» Мышкин мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями. Благодаря своей болезни он постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.

 Князь не стремится к самоутверждению, не судит и не обличает, он отзывчиво и бескорыстно, по-братски относится к другим людям. Главные его качества - смирение, способность понять другого и способность к состраданию. Про Настасью Филипповну он говорит, что она чиста и заслуживает не только сострадания, но и уважения. Мышкин особенно чуток к красоте и считает, что она "спасает мир".

 Красота двух женщин покорила его. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну - любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними. Он разрывается между простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным состраданием.

Настасья Филипповна любит его, но, стыдясь своего позора и нечистоты; бежит от князя к Рогожину.

Аглая, ревнуя к Настасье Филипповне, отступается от него. Чем дальше, тем больше душа Мышкина погружается в смуту. Ему тяжело с людьми.

Вокруг него кипят страсти и завязываются интриги, которым Мышкин не в силах противостоять. Он привлекает к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но он же провоцирует и зло. Ему исповедуются, но его сострадание мучительно и вызывает у многих протест.

Для Достоевского важно, чтобы главный герой нес в себе заветные, общие для всего человече¬ства нравственные ценности, но при этом не был схематичен
Противопоставленность другим  героям, всему окружающему обществу, контраст, на котором строится образ князя Мышкина, — все это, по мнению исследователей творчества писателя, следствие романтической обри¬совки главного героя.
Таким образом, долгое время Мышкин рассматривался в качестве идеального романтического героя, несущего свет и смирение, но совершенно потерявшегося в том лицемерии, поклонении материальным ценностям, неверии, которые присутствуют повсюду.

 Библейский подход к осмыслению образа главного героя требует привлечения широкого контекста и погружения в сложную систему текста и его вариантов.

Сам автор высказался по этому поводу с непререкаемой однозначностью в одном из писем: «Неужели фантастичный мой «Идиот» не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры». Встает вопрос, кого конкретно мог иметь в виду Достоевский.

"Среди прототипов князя Мышкина исследователями называется учитель Гатчинского воспитательного дома Егор Осипович Гугель (1804–1842), создатель первого в России педагогического журнала на общественных началах.

К. Д. Ушинский писал о Гугеле как о наивном мечтателе, который чрезвычайно любил детей, он, мечтатель, стоял на том, чтобы основной формой обучения были разговоры с детьми, которыми взрослые обычно пренебрегают.  Последователем идей Гугеля был В. Ф. Одоевский 1804 -1869) – русский писатель". Владимир Викторович. Из Лекции: "Россия лучших людей". 
 
В этом образе  мы находим особенности здоровья и мышления самого писателя, а также  немало называется других прообразов - имен достойных людей того времени, не лишенных возвышенных идей добра, бескорыстного стремления обучения молодежи  и сложности  осуществления задуманного на практике, что невольно вызывало мысль о романтизме их характера и непрактичности.

Итак, давайте откроем замечательный роман Достоевского «Идиот». 
В этот раз, готовясь написать это эссе, я начала перечитывать роман.

  Ноябрьским днем (как раз сейчас ноябрь месяц, и 11 ноября будем отмечать 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского) герой романа едет в поезде, и сразу закручиваются будущие сюжеты, звучит живая речь попутчиков, Рогожина, например.

Помимо прочего, обратила внимание  на то, что князь Мышкин искренен и позитивен, и этим близок нам.  «Мне каждый день дорог»,-  говорит он.

У нас есть возможность ощутить в романе великого писателя  что-то близкое себе на разных этапах своего взросления. Быть может, вам будет близка мысль князя Мышкина, а вместе с ним и Достоевского:  «Красота спасет мир». У кого-то эта мысль может вызвать противодействие. Разноголосица возникает оттого, что само слово «красота» существует у Достоевского, в разных значениях. Например, внешняя красота человека к спасению мира не имеет отношения. «Красоту трудно судить… Красота – загадка», – говорит князь Мышкин, «…Вы чрезвычайная красавица, Аглая Ивановна. Вы так хороши, что на вас боишься смотреть». И рядом другая, «ослепляющая красота» – «странная красота» Настасьи Филипповны. «Такая красота – сила, – горячо сказала Аделаида, – с такою красотой можно мир перевернуть!» Заметим; «перевернуть», но не спасти. Давайте поразмышляем…

* Федор Петрович Гааз* (Фридрих Йозеф Гааз, 1780—1853).
Moй очерк о докторе Гаазе здесь: http://proza.ru/2016/09/04/633

Фото. Картина Василия Перова "Портрет Достоевского", 1872 г.
Весной 1872 года Василий Перов отправляется в Петербург, чтобы создать портрет Федора Михайловича Достоевского. Этот портрет Перову заказал сам Третьяков для своей галереи. Известно, что Третьяков был близок и дружен с Достоевским.