Командирская доблесть

Николай Бойко
Командир корабля – должность особая. Он отвечает за безопасность корабля, а также за действия своего экипажа. Какие качества формируют авторитет командира?

Высокая морская выучка и практические навыки, профессиональные знания и общая культура, а еще способность отстоять свое мнение перед начальством и уважительное отношение к подчиненным.

Именно таким был и мой первый командир капитан 1 ранга Владимир Григорьевич Гороховский, командир большого десантного корабля «Иван Рогов», на который я был назначен после окончания военно-морского училища.
 
До сих пор вспоминаю занятия по штурманской подготовке, которые проводил Владимир Григорьевич. Он умел доходчиво объяснить самые сложные вопросы по кораблевождению и маневрированию корабля. И уже потом, в дальних походах, исполняя обязанности вахтенного офицера, я был благодарен своему первому командиру за полученные практические знания…

Пожалуй, слова искренней благодарности своим командирам, могут высказать и многие наши земляки, которые проходили службу на флоте.

Вы спросите к чему это я, завел разговор о командирах? Дело в том, что 8 октября в Военно-Морском Флоте Российской Федерации отмечают праздник - День командира надводного, подводного и воздушного корабля. Он был утвержден приказом главнокомандующего ВМФ от 18 сентября 2007 года № 506 в честь победы российских кораблей в Наваринском морском сражении 1827 года.

К праздничным торжествам, безусловно, присоединятся и белорусы, которые в разное время служили на флоте, в том числе и на командирских должностях.

ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР

К славной когорте командиров принадлежит немало наших земляков. Но, наверно, наиболее известный – уроженец местечка Дубровно Витебской губернии Александр Иванович Казарский, командир 18-ти пушечного брига «Меркурий».

Этот корабль под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского во время русско-турецкой войны  (1828-1829 гг.), 26 мая 1829 года преследуемый турецкой эскадрой (6 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 корвета), вступил в неравный бой с линейными кораблями «Селимие» (110 орудий) и «Реал-бей» (74 орудия) около Босфора. При этом противнику были нанесены серьезные повреждения и турецкие корабли вынуждены были лечь в дрейф, а сам бриг «Меркурий», благополучно ушел от преследования. Корабль был награждён кормовым георгиевским флагом.

Кроме награждения экипажа корабля, указ императора Николая I повелевал «…Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его, никогда во флоте не исчезала, а переходя из рода в род на вечные времена, служила примером потомству».

Вот откуда слова на постаменте памятника бригу «Меркурий» и его командиру: «Потомству в пример», который был заложен к 5-летию подвига, в 1834 г., на Матросском бульваре в Севастополе. Его открыли в 1839 г. Автор проекта - академик архитектуры А. П. Брюллов (1798—1877), брат знаменитого художника.

Мужество командира и экипажа брига «Меркурий» оценил даже неприятель. В письме из Биюлимана 27 мая 1829 года, написанном штурманом турецкого линейного корабля «Реал-бей», сказано: «Если на свете и существуют герои, чье имя достойно быть начертано золотыми буквами на Храме Славы — то это он, и называется он капитан Казарский, а бриг – «Меркурием». С 20 пушками, не более, он дрался против 220 ввиду неприятельского флота, бывшего у него на ветре».

КОМАНДИРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ ПОДВОДНИКОВ

Надо отметить, что в разные периоды развития российского и особенно советского флота, белорусы и уроженцы Беларуси, занимая командирские должности, показывали примеры, как личного героизма и мужества, так умелого командования экипажами подводных лодок, надводных кораблей и авиационными соединениями военно-морского флота.

25 мая 1942 года командир 4-го дивизиона подводных лодок Северного флота капитан 2 ранга Николай Иванович Морозов подписал представление на награждение командира ПЛ «М-176» капитан-лейтенанта Бондаревича Иосифа Лукьяновича орденом Красного Знамени.

В этом документе говорится: «Выдержанный, дисциплинированный и смелый командир. В Отечественной войне против немецких захватчиков проявил себя смелым и мужественным воином-командиром. Провел ряд смелых и дерзких операций и нанес врагу значительный ущерб.

За время военных действий уничтожил 7 кораблей противника. Общий тоннаж потопленных кораблей составляет 45 тыс. тонн. Преодолевая сильное охранение конвоев, несмотря на сильное противодействие противника тов. Бондаревич смело атаковал врага и выходил всегда победителем. За активные боевые действия против немецких оккупантов, за смелость и мужество в бою ранее награжден орденом Красного Знамени.

Командующий Северным Флотом вице-адмирал Головко 2 июня 1942 года утвердил это представление на награждение нашего земляка.

Иосиф Лукьянович родился 10 июля 1908 года в деревне Минки Ошмянского уезда Виленской губернии. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, а в 1939 году - специальные курсы командного состава подводного плавания при Краснознаменном Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова. 13 апреля 1940 года Бондаревич был назначен командиром подводной лодки «М-176». Погиб в июне 1942 года вместе с экипажем ПЛ, это был его 16-й боевой поход…

Надо признать, что подводники, уроженцы Беларуси внесли значительный вклад в героическую летопись флота. За весь период существования подводного флота, командирами субмарин стало более 30 уроженцев Беларуси и это без учета тех, у кого есть белорусские корни, но родились в России и в Украине.

НАШ ЧЕЛОВЕК НА БАЛТИКЕ

Среди командиров надводных кораблей, которые впоследствии становились командующими флотских соединений, были тоже белорусы. К представителям этой группы относится вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд. Родился он 16 сентября 1906 года на станции Буда-Кошелевская, ныне Гомельской области.

В 1925 году по первому комсомольскому призыву поступил в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Его однокашниками были Владимир Платонов и Арсений Головко. Распределение Валентин получил на Балтику. Его служебная карьера продвигалась стремительно. В 27 лет - командир эсминца. В 29 - старший помощник командира на линейном корабле «Марат».

В ноябре 1936-го наш земляк добровольцем уехал в Испанию. «Дон Рамон» - под таким псевдонимом Валентин Петрович помогал республиканскому флоту Испании, будучи военно-морским советником командующего флотилией Висенте Рамиреса. Нередко ему приходилось брать на себя и его роль. В Испании нашего земляка знали как морского героя.

За проявленные мужество и отвагу в боях по разгрому испанского фашистского флота В.П. Дрозд был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

В ноябре 1937-го Валентин Петрович - командир бригады эсминцев, а буквально через пять месяцев - командующий Северным флотом. Он был самым молодым командующим за всю историю Северного флота.

С сентября 1941 по январь 1943 - командующий эскадрой кораблей Балтийского флота, активный участник обороны Ленинграда.

Вот, что говорится о нашем земляке в представлении о награждении его орденом Красного Знамени, которое подписал командующим Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц в ноябре 1941 года: «Товарищ Дрозд с первых войны лично участвовал и руководил морскими операциями по уничтожению кораблей противника. В исключительно напряженных условиях корабли эскадры вели боевую деятельность в Моонзунде, где по несколько раз в сутки отражали налеты авиации противника на наши береговые укрепленные объекты, принимая главные бомбовые удары на себя.

В морских боях было уничтожено несколько миноносцев и более 10 транспортов противника. Благодаря наличию большого опыта, товарищу Дрозд удалось вывести Моонзудским проливом крейсер «Киров». Большую роль корабли эскадры выполнили и при обороне Таллинна…

… За личное мужество, смелость и решительность, проявленное в боях с немецкими захватчиками – вице-адмирала Дрозд Валентина Петровича наградить орденом Красного Знамени».

Вице-адмирал Дрозд Валентин Петрович погиб под Кронштадтом при артиллерийском обстреле 29 января 1943 года. Жизнь его оборвалась на боевом посту в 37 лет. Похоронен вице-адмирал в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, а на родине, в Буда-Кошелеве, у входа в городской парк установлен памятник герою-земляку.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, САМОЛЁТЫ...

Были наши земляки и в составе славной плеяды командиров авиационных соединений военно-морского флота. Один из ее ярких представителей полковник, морской летчик, Герой Советского Союза Макар Власович Барташов. Родился он 20 сентября 1909 года в Жлобине, ныне Гомельской области в семье рабочего.

На флоте с 1929 года, окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу в 1930 году, школу военных летчиков в Борисоглебске в 1931 году и Ейскую школу морских летчиков в 1932 году. Первым местом службы Барташова была 60-я эскадрилья тяжелых бомбардировщиков ВВС Черноморского флота.

В августе 1937 его назначили командиром отряда 28-й эскадрильи ТОФ. На Дальнем Востоке он прослужил до конца 1946 года, командовал эскадрильей, полком, а затем и дивизией.

В ходе войны с Японией в 1945 году командовал 12-й штурмовой авиационной дивизией Тихоокеанского флота. Полковник М.В. Барташов лично потопил вражеский танкер. Летчики дивизии под его командованием совершили 532 боевых вылета, нанеся противнику ощутимый урон в живой силе и технике. Звание Герой Советского Союза присвоено 14 сентября 1945 года.

В представлении на присвоение этого звания говорится: «За время боевых действий с 9 по 17 августа 1945 года против Японии 12 штурмовая авиационная  дивизия ВВС ТОФ под командованием полковника Барташова М.В. провела ряд блестящих операций...

… За умелое руководство частями авиационной дивизии, за успешное выполнение боевых заданий и проявленную при этом личную храбрость и отвагу полковник Барташов достоин награждения высшей правительственной награды – Звания Героя Советского Союза».

В 1947 году  Макар Власович окончил Академические курсы ВВС и ПВО при Военно-морской академии. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Полковник Барташов трагически погиб при исполнении служебных обязанностей в 1948 году, похоронен в Калининграде. Именем Героя названа улица в городе Жлобин.

ЭСТАФЕТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В послевоенные годы, уроженцы Беларуси продолжили славную традицию – нести почетную и ответственную командирскую службу. И сегодня наши земляки несут вахту на российском флоте. 15 апреля 2013 года Указом Президента Российской Федерации командующим Черноморским флотом назначен вице-адмирал Александр Викторович Витко, который родился 13 сентября 1961 года в Витебске.

В 1984 году окончил Черноморское Высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова и был назначен для прохождения службы на Тихоокеанский флот. В 1998 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова, а в 2004 году – Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

С октября 2009 года и до назначения командующим Черноморским флотом России был заместителем командующего Северным флотом.

Указом Президента Российской Федерации № 602 от 13 декабря 2019 года назначен на должность начальника Главного штаба ВМФ России — первого заместителя Главнокомандующего ВМФ России.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Писатель-маринист Николай Черкашин, в своей книге «Возмутители глубин» пишет о командире подводной лодки: «Флот - гордость страны. Подводники - элита флота.

Командиры подводных лодок - соль элиты. Командир отвечает за все: за корабль и за экипаж, за положение корабля в океане, на глубине, в узкости, в гавани, у причала, в доке, за поведение своих людей на борту, на берегу, в бою и в отпуске, то есть за воинскую дисциплину, за техническую исправность и боевую готовность корабля, за успех атаки и за радиационную безопасность. Одним словом - за все…».
 
Большая ответственность лежит и на плечах командиров надводных и воздушных кораблей…

С праздником вас, командиры!





Иллюстрация: Фото - капитан 1 ранга Владимир Григорьевич Гороховский (02.01.1942 - 21.04.10), командир большого десантного корабля «Иван Рогов»