Виноградную косточку в теплую землю зарою

Ольга Сергеева -Саркисова
 
 
  Мой сад- это целая энциклопедия воспоминаний о поэзии, музыке, жизни замечательных людей и братьев наших меньших,о природе. Каждое дерево, кустик, цветок имеет свою судьбу,является символом чего-либо: дорогим и любимым воспоминание и событием.Сейчас осень,и я пакую всё своё зелёное хозяйство на зиму,провожу с ними беседы,замечаю,что растения ведут свою интересную жизнь. Вы не поверите,но они любят друг друга или ненавидят, выступают лекарями, передают послания своим родичам, и выступают агрессорами,воюют,перебегают из одного сада в другой и начинается война,захват территорий. У нас это облепиха, которая прибегает от соседей с одной стороны и вторгается повсюду, где её совсем не ждут. А у других соседей красивое дерево Сумах с листьями как у амаранта,за яд и агрессивность я навала его " Анчар" в память о Пушкине. Хотя, на самом деле, оно не столь ядовито. Скорее всего он использовал этот образ, как аллегорическую форму.Стих напоминает о губительности неограниченной власти и о ценности каждой человеческой жизни,о равенстве всех людей. Коварная красота требует жертв. А реалия такова - Сумах уничтожает всё,что растёт рядом. И хотя это  дерево  им
подарили, соседи решили от него избавиться,так как урон уже налицо.С детства помню наизусть эти строчки… Я всегда леденела,когда представляла это страшное дерево источающее яд -
«  К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный». Сегодня сосед срубил его. Я с облегчением вздохнула, и порадовалась за свой виноград, который рос рядом через забор, и даже дал урожай в этом году.И тут я непременно пропою куплет из «Косточки» Окуджавы,- помню, как объясняла студентам, что песня не о сельском хозяйстве, а о самом главном в жизни.Постою у лозы...вспомню персоязычную поэзию - где образ винограда встречается,как синоним красоты,зрелости и «дольче вита» в стихах.Вспомню картину К.Брюллова «Итальянски полдень» из музея,где так и хочется вкусить аппетитную виноградную гроздь с полотна Великого Карла, как его называли ещё при жизни. И, конечно,возникнут в сознании натюрморты голландцев с виноградными лозами - символ изобилия, роскоши и богатства.Розовый виноград у меня в этом году родился впервые и был вкусный,и очень сладкий. И вспомнилось ещё соревнование двух художников Древней Греции в 5 веке Паррасия и Зевксиса на звание- лучшего.Они писали свои работы год.Собрался народ на суд. Первый открыл занавес Зевксис, на картине была виноградная гроздь,так мастерски написана, что птицы слетелись её клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.«Не могу,-ответил художник-оно у меня нарисовано».Зевксис склонил голову. «Ты победил!- сказал он.- Я обманул глаз птиц,а ты обманул глаз живописца.Вот и мне приходилось разгонять наглых птиц.Особенно нагло ведут себя жирные сороки.А сейчас виноград необходимо укладывать и закрывать ельником, чтобы уберечь от морозов.
 Пошла взглянуть на сирень, которую я сажала в память о великом композиторе -Сергее Рахманинове.Подхожу к кусту,а в голове уже звучит мой любимый второй концерт для фортепьяно с оркестром. Сирени всего год, а она уже нежно цвела весной.Спасибо за это!А ему дарили сирень на каждом концерте и зимой,и летом, когда она уже не цвела.Но люди знают рецепт выгона её в любую стужу.Я тоже знаю рецепт, и думаю сохранить несколько веточек для этого в холодильнике.Но в этом году часто менялась температура осенью - то плюс, то минус, и сбила с толку мои растения, они набрали почки, будто на пороге весна. Рядом пристроился ярко бордовый барбарис,- хоть прикуривай от него,он поделился цветом с рябинкой.В этом году я посадила три рябинки, и они все принялись, особенно в рост пошла одна под окном у крыльца. Стала вся бордовая, красиво и важно роняла свои резные листья, отправляя их в магический полёт.Как тут Есенина не вспомнить? «В саду горит костёр рябины красной,но никого не может он согреть»… Вся его жизнь проносится в голове и вызывает грусть.
Дел много в саду.Сейчас посажу тюльпаны Рембрандта.Они пёстрые, красивые,украшают его полотна - то на голове у женщин, то в руках, то в корзинах. В то время они стоили целое состояние. Посажу луковички тюльпанов в кассету от яиц, закрою землёй, а весной они будут цвести квадратами очень стильно, каждый квадрат в одном цвете- жёлтый, красный, чёрный - почти Малевич, но красивее. Смотрятся изумительно.
Но,вот о чём я мечтала, так это посадить гиацинты разных цветов в память о Шекспире и Мике Морозове.Посажу чуть позднее,как положено, перед морозами… Морозову- Морозово!Как я люблю весь род Морозовых- - промышленников, фабрикантов, меценатов, благодетелей, коллекционеров,любителей театра и всего искусства вообще,которые столько сделали для России, что трудно переоценить. Я всех Морозовых называю Дедами Морозами за их щедрость, за огромный вклад в русскую и мировую культуру.Об этом надо помнить. И думаю, что все мы у них в долгу.Столько коллекций живописи,фарфора,скульптуры украсили наши музеи благодаря им.Они создали произведения архитектуры - удивительные особняки на Спиридоновке и Воздвиженке. И сколько радости доставляет и сегодня нашим соотечественникам эта красота.
 Я могу долго рассматривать в Третьяковке один шедевр кисти великого мастера- Валентина Серова… портрет Мики Морозова.Как утверждают многие исследователи искусства - это гимн счастливому,беззаботному детству. Это портрет 4-х летнего ребёнка с блестящими распахнутыми карими глазами,со светлыми кудрями,в белой рубашке,по красоте он напоминает Ангела.Ребёнок «ртуть», готовый сорваться с места каждую минуту,любимый,желанный сынок - символ счастья всей семьи. «Ребёнок-праздник» и нет тяжелее задания для художника,чем писать этого полного жизни ребенка.Задача трудная стояла пред художником, он работал кропотливо, тщательно подбирая каждый мазок. Он писал его не за один сеанс, а за несколько, и ловил момент.И увидел, как он присел на секунду под строгими взглядами матушки Маргариты Кирилловны, которая его переживет и напишет потом воспоминания о сыне, а пока он должен терпеливо ждать конца сеанса, чтобы не расстраивать маму, которую он очень любил.Мика в задумчивости,.. у него много своих планов, мысль его манит за собой, и он готов рвануть с места …Он уже в пути к своим мечтам. Это видно по его глазам, рукам. Матушка отмечала, что у него с детства если появлялась увлечённость какой-либо мыслью, идеей,даже одержимость, тогда он весь собирался и шёл целеустремлённо к своей цели, не отвлекаясь ни на что. И всё остальное вокруг не замечал, оно отступало на второй план, выпадало из поля его зрения. Это качество сохранилось на всю жизнь,он отдавался своей идее до конца.Верно сказано- всё начинается с детства. Это мы видим и на портрете.Это был заказной портрет. Серову удалось ухватить главное, то,что вы найдёте в его лице уже взрослого человека. Глаза... Серов пишет его с любовью, натура явно художнику нравится, это видно сразу по энергетике,атмосферности и выбору тёплых цветов в картине. Он был мастер портрета и умел разглядеть главное в каждой личности, которую писал, и как на блюде он преподносил в своих портретах изюминку каждого человека, взрослого или ребёнка, и вы чувствуете, как проступают в образе главные черты характера модели,часто отрицательные,которые другой художник мог скрыть, приукрасить, желая угодить заказчику, но только не Серов.Вот портрет папеньки Михаила Абрамовича совсем другой.Он правдив от первого до последнего мазка. Сколько в мире существует портретов детей! Но, увы, удачных можно по пальцам пересчитать. Пожалуй,инфанта Маргарита у Веласкеса в «Менинах» хороша(ей пять лет на картине). А в основном,все дети, как восковые фигуры старичков, излишне помпезные и чопорные,разодетые, как взрослые, только маленького роста. Скорее напоминают истуканов, чем детей. Жизни в них нет. Редко, когда художнику удаётся передать непосредственность ребёнка, его живость и характер, подчеркнуть в нём неповторимую личность, его будущее,выступить провидцем- увидеть в ребёнке незаурядного человека, чьей жизнью и деятельностью будет гордится общество. Серов словно препарирует внутренний мир каждого, кто попался ему на кончик кисти или карандаша.Это классика… великолепная русская школа живописного портрета. На кафедре, где работал в МГУ Мика-М.М, Морозов висит эта работа, как память о любимом профессоре и человеке.
  Мика Морозов образование получал в Англии в Кембридже и Оксфорде. Это там он окончательно влюбился в Шекспира,его театр, и посвятил ему свою жизнь,стал знаменитым в мире театроведом, шекспироведом, переводчиком, написав много интересных трудов на эту тему.Теперь его жизнь от первого и до последнего вздоха принадлежала Шекспиру. Я зачитывалась его книгой из серии ЖЗЛ: «Шекспир». Он любил театр и посещал любимый театр «Глобус» в Лондоне - это и сейчас главная его достопримечательность. Можно туда попасть на спектакль за 5 фунтов, и вы будете стоя смотреть его, как смотрели раньше в 16 веке, а если пожелаете присесть, то готовьте уже 30 фунтов.
 Часто Мики ездил на родину поэта и драматурга в Стратфорд на Эйвоне, 30 тысяч человек живет там, но это город одного человека- Шекспира. А в Британии Шекспир -«наше всё»- как у нас Пушкин. Город гиацинтов и роз с теми же 64 растениями, цветами,которые были ещё при Шекспире у него в саду и описаны им в сонетах,комедиях и трагедиях, где Майкл (так звали там Мику) собирал всю информацию о своём кумире. Заходил поклониться ему в главный собор города, дотрагивался до купели, где крестили младенца Уильяма 26 апреля 1564г. Приносил цветы в алтарную часть, где он погребён с женой, старшей дочерью, её мужем и внучкой. На полу, эпитафия на древнем английском языке: «Друг, ради Господа, не рой, /Останков взятых сей землей ;/Нетронувший блажен в веках,/ И проклят- тронувший мой прах». Место статусное, и говорит об отношении общества к великому поэту Англии. Но времена были разные, и он, зная, что позднее могут из собора переместить в другое место, но, чтобы не тревожили прах, предусмотрительно проклял свои останки. Ходят слухи, что его произведения находятся в его могиле тоже. На которую покушались, желая завладеть главным наследством драматурга. На стене в виде скульптурного портрета поэта выполнена памятная доска.В руке он держит перо, которое бесконечно крадут, и монахи вставляют новое. Кстати, Шекспир – в переводе значит «перо,потрясающий копьем»- Shake-speare/Почему крадут? Таким образом хотят приобщиться к великому поэту? У Микеланджело патину собирали, мраморные крошки, и на свои переносили скульптуры.Зависть...Странный путь к славе. На стеклах окон дома поэта принято было ставить посетителям свою подпись. Там есть роспись Мольера, которого так любил Мика. Возможно мы найдем и его подпись на стекле...,но,нет,это не в его правилах... На родине Шекспира каждый год с марта и по октябрь проходят фестивали, посвящённые поэту и драматургу.Играют его трагедии, комедии в трёх татрах этого города.Любое воспоминание о Шекспире дорого. Недавно в Эмиратах я была в ресторане "Шекспир",   мне он напомнил его дом в родном городе поэта. До сих пор всё продолжаются споры о том, кто на самом деле писал трагедии Шекспира, ведь известно, что в своём завещании он даёт перечисление всего на свете, от ложек до старых кроватей, и ни одной строчки о литературных трудах. Часто считали, что эти работы созданы коллективным трудом или приписывали философу Френсису Бэкону. Многие поддерживали версию,что это Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфорд; или популярный в то время Кристофер Марло, его считали внебрачным сыном королевы Елизаветы. Ещё существует около восьми десятков кандидатов на звание «истинного Шекспира». И среди них - Роджер Мэннерс, пятый граф Ратленд. Наш Анатолий Луначарский, нарком просвещения, был главным ниспровергателем Уильяма и ярый сторонник Ратленда, намекая на его благородную кровь и прекрасную образованность. Утверждая, что такие произведения мог писать только широко образованный человек, аристократ, знающий дворцовый этикет и жизнь дворца, а не сын перчаточника из провинции.Некоторые утверждали, что за всем стоит женщина, рассматривая даже королеву Елизавету, ну а ей писали «рабы». так как она была занята государством. Версий много, но истина пока одна. Рукописи не сохранились, не найдены пока. Главная интрига сохраняется и по сей день. Даже дату жизни и смерти сделали одну 23 апреля, выходит, что он умер в 1616г в день Небесного покровителя Англии Святого Георгия, и родился в этот день. Там этот день равен Рождеству. Известна дата крещения 26 апреля 1564.Так и решили свести все даты к 23 апреля.
  После учёбы в Англии, влюблённый в Шекспира Мика вернулся в Россию,в двадцатых годах ещё закончил филологический факультет Московского университета. Всю свою жизнь посвятил творчеству Шекспира, результаты его работы получили мировую известность. Имел огромный авторитет в научной среде.Устраивал шекспировские конференции. Открыл уголок поэта в ВТО.  Кроме всего, он был блистательный переводчик, знал много языков, включая латынь и греческий, и свободно на них общался, так же он был любимым преподавателем в университете. Эрудит, читал лекции без бумажек. Он не уехал за границу, когда многие покинули нашу страну, чтобы выжить и сохранить хоть что-то, а остался в России. И, конечно, жил в нищете.Жил очень скромно.В 1949 году занял пост главного редактора англоязычного журнала News. Пережил войну. Страна восстанавливалась.
 1952г - руководство страны решило провести конференцию с участием наследников знаменитых русских купеческих фамилий,и с представителями дворянских семей, выехавших когда-то из России, с целью наладить отношения с эмиграцией, а самое главное, это привлечь их капиталы для вложения для восстановления в послевоенную промышленность страны. Кворум собирался солидный, из достойных представителей богатых семей,которые приедут в Россию,чтобы инвестировать в неё средства.   Встал вопрос, кому встречать приглашенных? Кому отвести роль гостеприимного хозяина? Нужно было соответствовать высокому собранию. Тут и вспомнили Мику- представителя потомков известной фамилии Морозовых- эрудит,профессор с мировым именем, учёный, блестяще образованный и свободно владеющий европейскими языками. Самый лучший вариант.До этого был «железный занавес» и многие уже не практиковали в такой степени иностранные языки, могли и под статью подвести за увлечённость иностранщиной. Его призвали, просветили в чём суть и его главная задача, он согласился. А когда поинтересовались материальным положением и социальным статусом, то пришли в ужас. Выяснилось, что у него нет ни одного приличного костюма, живёт в убогих коммунальных дебрях, квартира крошечная, машины нет, дачи для приёма гостей тоже нет, зарплата копеечная . Нужно было всё срочно исправлять! Тут же А.И. Микоян продиктовал своему помощнику список, чтобы всё было и немедленно. "А именно: обеспечить товарища М.М. Морозова презентабельной одеждой, достойной зарплатой, отдельной обставленной мебелью квартирой - где-нибудь в приличном месте - на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, дачей, оборудованной для приёма гостей, личным автомобилем и ещё чем-нибудь, что может захотеть Михаил Михайлович."  А Мика полный радости и надежд пришёл домой, его привезли на классном чёрном лимузине, и все соседи чуть из окон не выпали от такого зрелища, стали спрашивать- Что случилось, Михаил Михайлович? Он всё рассказал. Это восприняли как сказку Шахерезады. А потом прилёг немного отдохнуть и... умер. Инфаркт случился от пережитых волнений. Ему было 55 лет, ещё жить бы, да жить. Помню, как папа мне рассказывал, что человек может умереть от радости, как и от горя. Ну, с горем всё понятно, а от радости? Сердце не выдержало. Поэтому нельзя сильно горевать, и сильно радоваться. Нужна мера, иначе всё кончается плачевно. В пример приводил смерть Мики. Раскрывал альбом, и мы долго смотрели на портрет Мики Морозова. Он обожал Серова и Мика ему очень нравился, как и мне. Я его сразу полюбила с детства.А потом повёл меня в Третьяковку, где мы долго стояли у его портрета и любовались Микой.
Встреча с потомками бывших миллионеров царской России состоялась в Кремле только через три года,после смерти Сталина. Мика покоится на Введенском кладбище в Москве.

08.11.2021
* На нашем сайте, и на стихи.ру есть замечательный творец сонетов Шекспира- Абель Алексей.Рекомендую! Я читала все 154 сонета в разных переводах великих поэтов Пастернака, Гумилёва, Маршака, Набокова, Финкеля и других,об этом обязательно отдельно напишу. Но сегодня у вас прекрасная возможность познакомиться с новой краской поэзии Вильяма Шекспира.Получите огромное удовольствие от его поэзии и творческих переводов Шекспира.Это новое слово в наследии мастера.
 Стихи из рецензии  :
 "Поэзия - души Волшебный Пир
И блеск Луны из поднебесной сини...
Над Англией горит Звезда - Шекспир,
А Пушкин - это Солнце над Россией!"
Владимир Орныш-Полонский

Фото- доска в церкви Святой Троицы. Шекспир  с пером в руке...за работой...