В поисках человека часть третья

Сергей Царапкин
«В собственной душе я гуляю, Как в божьем саду»
В. Розанов

1
 мы во второй части нашего эссе сделали предположение, что «Книга Иова»  включенная иудеями в свой ветхозаветный канон, претерпела  существенные смысловые изменения. Разобрав так называемый ближний культурно-исторический круг   возможного влияния - мы сделали вывод, что древнееврейские книжники, включив  в свой канон чуждый им текст «Книги Иова», произвели над ним  существенные манипуляции, целью которых было желание  изменить изначальный пафос древнего текста и подчинить книгу своей идеологии. Желая понять – каким же мог быть изначальный текст, мы после исследования так называемого «ближнего (библейского) круга», обратились к так называемому «кругу дальнему». Напомним, в области «дальнего круга» нами был обнаружен самый древний человеческий опыт общения с Высшими силами. Это опыт  древних арийцев, пришедших в центральную Азию с севера и принедших с собой Ведическую цивилизацию. - важнейшей Частью религиозной культуры Ведической цивилизации стала грандиозная поэма «Махапхарата». Наряду с четырьмя древними Ведами (Знаниями) эту поэму принято считать пятой Ведой. Центральным событием «махапхараты» ( краткий обзор поэмы был приведен в части второй) стала битва на поле Куру между родственными кланами - Пандавами и Куросавами. В поэме это глава 6 Пхишма. По степени высоты, концентрации религиозной, философской и общечеловеческой  мысли шестая глава «Махапхараты» уже давно выделена в отдельную книгу, которая называется «Пхагавад-гита» т. е. «Песнь Господа». Суть ее – разговор принца Арджуны  со своим возничим Шри-Кришной –был также приведен в предыдущей части.
Далее, мы попробовали в параллельном режиме прочитать оба текста- «книгу Иова» и «Пхаговад-гиту».  Первое что сразу бросилось в глаза– это совпадение сюжетных планов.
Вот формула  по которой был выстроен сюжет Иова: Бог дал Иову; Бог взял у Иова; Бог снова дал Иову.
 А вот сюжет «Махапхараты»: Обманутый родом Кауравов клан Пандавов готовится к кровопролитной битве. С обеих сторон сплошные родственники – братья, родные дядьки, учителя  и т. д. и т. п.
 Принц Арджуна понимает с кем ему придется сражаться и чью кровь проливать. Он воин и к битве готов. У него отличное оружие и Его возничий сам Кришна, который безприкословно готов бросить колесницу в смертельный бой. Войска в полном снаряжении стоят друг против друга. Прозвучал боевой клич; лучники выпустили друг в друга первые стрелы ; и принц на колеснице появляется перед своей армии. Сомнений у него нет. , принц желает начать бой. И вот тут с Арджуной происходит то чего сам герой ожидать никак не мог.  Он вдруг видит  перед собой своих родственников. Но разве он не знал с кем ему придется сражаться? Конечно знал. Тогда что же с ним случилось?  Ведь он разглядел нечто, что заставило его бросить оружие и отказаться от боя:
«Я в смятении и не знаю, что делать! Мне не безразлична судьба нашего рода! Умоляю, объясни, как поступить. В чем мой долг?  Даже завоевав царство, равного которому нет на Земле и небесах, я не найду ничего, что утешит иссушающее душу горе. Так говорил Арджуна, Покоритель врагов и Победитель сна, обращаясь к Властелину чувств, Шри Кришне. После этого Арджуна сказал: “О, Господин Шри Кришна, я не буду сражаться”.
Господь Кришна начинает объяснять принцу почему он должен подняться, взять оружие и начать сражение.
Результатом беседы становится старое -новое решение принца «Арджуна сказал: О Непогрешимый, от моих иллюзий не осталось и следа. Теперь я понимаю свою природу и свой долг. Отныне я во всем уповаю на Тебя и готов исполнить любое Твое желание».
Кришна кивает и по приказу Арджуны бросает в бой колесницу.
Таким образом схема отношений принца и Кришны следующая: перед боем Арджуна охвачен чувством о недопустимости пролитии крови  между близкими людьми. С этой позицией Кришна не спорит. Более того, Господь называет мысли Арджуны мудрыми. При этом Кришна разъясняет принцу в чем состоят его заблуждения. В результате    Арджуна снова берет в руки оружие и идет в бой. Таким образом формула  отношений выглядит так: Арджуна готов к бою; Арджуна отказывается от боя; Арджуна снова готов к бою. Сравните обе формулы и скажите - разве  формула Иова и формула Арджуны не похожи? Очень похожи. Схожесть обоих текстов в их изначальной и конечной одинаковости. Начало истории Иова совпадает с его окончанием. И кажется то же самое происходит с принцем Арджуной. Изначально готовый к бою, он вступает в бой.
Мы уже видели  в обоих случаях – как с Иовом, так  и с Арджуной – происходит изменение. И Арджуне, и Иову в критической момент открывается Господь. Но Если принцу Шри Кришна объясняет суть его личностного долга и почему он обязан сражаться и не заботиться о возможных плодах своих поступков, то с Иовым происходит совершенно иное. И это иное в высшей степени выглядит странным.

2
 Напомним, что именно говорит явившийся Иову Господь после долгих отчаянных воплей несчастного:
«Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла»?
Да, вот так Господь встречает своего   «праведного» Иова. И узнал ли вообще Всевышний Иова?
- «Кто сей..»? –спрашивает из бури Господь.
В самом деле, кто может узнать праведника?  Ведь   у Иова отнято все – и имущество, и дети. Да и сам он в язвах и гноище. После такого «приветствия» Господь задает Иову череду вопросов типа – «где ты был когда я сотворял небо и землю»?
Что на все это может отвечать бедный Иов? Он молчит.  Иов молчит, а Господь продолжает:
«Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. то пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки -- жилищем? Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу?...».
- Ну и о чем это говорит Творец?Разве про ослов, ланей и павлинов желает слышать Иов?
Но Господь не унимается. В назидание несчастному он приводит бегемота:
«…Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это -- верх путей Божиих…».
Вот так. Не больше, не меньше! Выходит - для ветхозаветного Бога не человек, а болотная тварь « верх путей Божиих»!
Неужели после всего этого Иов окончательно не будет раздавлен? Он ничтожество. Он потерял всякое достоинство и стал грязью и прахом.
Зачем так с человеком поступает Господь.  Неужели своими действиями он желает показать– кто в доме хозяин?  Дальнейшие действия Господа кажется эти предположения подтверждают. Размазав Иова, будто грязь на своей подошве, Господь милостливо возвращает ему всех детей и с лихвой все его имущество.
Вывод из всех мытарств может быть только один -  библейскичеловек пред Всемогущим всегда будет оставаться ничтожеством. Ветхий Завет говорит :
- Тварь, помни силу Господа и надейся только на его милость.
Для сравнения, взглянем – каков же Бог и человек в»Махапхарате».
Первое что сразу бросается в глаза– воплощенный Бог в отношениях с Арджуной предстает учителем и лучшим другом. На поле боя Кришна возничий, который правит конями   и колесницей на которой воссидает воин Арджуна.
Далее - когда у Арджуны возникают справедливые сомнения  - зачем ему проливать кровь своего наставника Дроны и деда Пхишмы, Господь Кришна останавливает сражение и подробно объясняет своему другу в чем состоит его долг  и как вообще следует ему быть.
Читая «Песню Господа» так и хочется воскликнуть:
- Какая же явлена тут взаимная любовь и уважение! Все это можно назвать высотой личностных отношений!
Пред лицем Господа Арджуна знает кто есть кто и понимает где Кришна и где он сам. При этом Господь кришна общается с человеком не из какой-то там грохочущей молниями бури. Он друг и личный возничий принца. Ну а после песни, которую пропевает своему товарищу Господь Кришна - Арджуна перестает сомневаться, вдохновляется  и подняв оружие, смело бросается в бой.

4
А теперь проведем эксперимент. Представим, что в «книге  Иова» Господь произносит не то что написано в Ветхозаветном  варианте, а несколько иную речь. Модель будет следующей. На вопли Иова Господь не будет плющить и без того несчастного человека, а скажет примерно тоже что сказал Кришна Арджуне. Для этого нам придется отнять из уст Всевышнего всех его ослов, павлинов и бегемотов. Вместо этой природы вложим в уста Господа малую толику из речей Кришны.

«О благороднейший из людей, узнай - кто одинаково спокоен в счастье и несчастье, и готов освободиться от рабства бренного мира. Тело, как и всё, что подвержено изменениям, не существует всегда. Всегда существует душа(атман). Она не претерпевает изменений и не прерывает существования. Кто видит истину, тот отличает действительность от наваждения, вечное от временного и знает свойства того и другого. Душа, пронизывающая тело, неуничтожима. Она неизменна, бессмертна, никто не может погубить ее. # Разрушению подвержена лишь внешняя оболочка вечной, неуничтожимой и неизмеримой души. Поэтому, исполни предписанный тебе долг —живи и действуй... Тело рождается и умирает, а душа продолжает жить… Как человек сбрасывает с себя старую одежду и надевает новую, так вечная душа надевает новое тело, сбросив старое и бесполезное. Люди считают вечную душу чудом, описывают и воспринимают ее как нечто чудесное. На самом же деле никто не имеет представления о том, что такое вечная душа. Поэтому живи, действуй и не сожалей ни о ком! Если у тебя есть долг перед окружающими, не сомневайся, как поступить — исполняй свой долг.
 человека, который находится в состоянии совершенного покоя, не привлекают соблазны окружающего мира. Он понимает, что как частица вечной души он чужд миру внешних вещей, и поэтому ищет счастье внутри себя. Такой человек обладает незамутненным разумом.
 Можно заставить чувства не соприкасаться с внешними предметами, но это не сделает тебя умиротворённым и свободным, поскольку, пока сознаёшь себя частью внешнего мира, сохраняется вкус к чувственным удовольствиям. Но этот вкус утрачивается в одно мгновение при встрече с пленительной красотой Абсолютной Истины.  Любое живое существо, даже обладая ясным разумом, не способно бесконечно противостоять натиску чувств, поскольку мысль о наслаждениях живет внутри... Возникают желание обладания предметами чувств и следом привязанность. Неспособность удовлетворить желание порождает гнев. Гнев ведет к умопомрачению. Умопомрачение ведет к беспамятству, отсутствие памяти лишает разума, а когда нет разума, ты теряешь все. # Кто хочет обрести свободу, тот должен не просто отречься от мира, а довериться Мне и действовать в согласии с Моей волей. Кто так поступает, тот не испытывает ни привязанности, ни отвращения к объектам чувств, хотя и соприкасается с ними. Он всегда пребывает в состоянии душевного равновесия. В состоянии душевного равновесия живому существу неведомы печали и тревоги. Ему легко сосредоточиться на желанной цели. Воистину только преданностью можно обрести вечный мир. # Кто не может совладать с чувствами, тот действует безрассудно и перестает здраво мыслить. Кто не может здраво мыслить, тот всегда обеспокоен. А когда ум обеспокоен, не может быть настоящего счастья. Кто не идет на поводу у чувств, не привязан к миру предметов, не отождествляет себя с телесной оболочкой и не имеет чувства собственности, тот обретает подлинное умиротворение.  Я показал тебе два способа освобождения от рабства иллюзорного мира. Первый — действовать бескорыстно; второй — обратить свой разум внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу от иллюзий и ведут к преданности Абсолютной Истине, между ними нет разницы — это два отрезка одного пути. # Не совершая предписанной деятельности, нельзя обрести знания, ведущего к свободе. Если отказаться от действий, но в мыслях желать плодов действий, ты не обретешь свободы. Невозможно перестать действовать даже на мгновение. Живое существо вынуждено действовать, находясь под влиянием трех состояний иллюзии. Поэтому для замутнённого сознания предписаны очистительные действия. # Глупец и лицемер тот, кто ограничивает деятельность рук и ног, а сам размышляет об объектах чувств. Мирянин, умом обуздавший чувства и не привязанный к плодам труда, гораздо выше лицемера, отказавшегося от деятельности. С помощью предписанной деятельности можно освободиться из рабства иллюзии. Выполняй предписанный долг. Бездействуя, невозможно поддерживать себя, поэтому лучше неумело выполнять свои обязанности, чем не выполнять их вовсе.
Даже самый мудрый не в силах совладать с врожденными пороками и поступает, как велит ему природа. Кто не прислушивается ко Мне, тот становится рабом дурных наклонностей. Хотя чувства тянутся к своим объектам и увлекают тебя, ты не должен поддаваться соблазнам. Чувства — величайший враг тех, чья цель — познать себя. Лучше исполнять свой долг несовершенно, чем чужой безупречно. Знай, Иов, даже смерть во благо, если исполняешь свой долг…“.

5
Ну и как, уважаемый читатель, тебе такая версия? Разве так уж она невозможна?  Не просто возможна, но лишь такое отношение между человеком и его Творцом только и может быть достойным.
Что же касается личности Всевышнего как ее представляет себе Ветхий Завет страшно  даже помыслить что такое злобное, завистливое, корыстное и хитрое существо может управлять человечеством. Судьба человека перед этаким «Творцом» действительно - жалка и незавидна. Сперва человек лишается всего, смешивается с дерьмом,а потом его оправдывают и ему все благосклонно обратно возвращается.
Напомним, -  «книга Иова» в ветхозаветный канон   была включена как инородное тело. . Царь Соломон приказал, полученный им арабский текст перевести на иврит. Но откуда эта книга взялась у арабов? Считается что арабы получили ее из ареала Шумеро-аркадской культуры, которая в свою очередь, тесно контактировала с Ведической цивилизацией древних ариев. Конечно, такое долгое движение книги - это лишь гипотеза, требующая дальнейших расследований.

6
Но можно поступить иначе. Если отбросить, за отсутствием абсолютной достоверности,  гипотезу и просто взглянуть в лицо ведическому человеку? Давайте попробуем это сделать. Надо лишь открыть «Махапхарату» или Рамояну». И начать читать. Женщины в этих текстах – как правило красавицы, желающие любви, готовые зачинать, рожать много детей, быть хорошими матерями и верными женами. Мужчина -    это герой! Когда он мальчик – это подражание отцу и уважение к старшим; в юности это смелость, отвага и стремление к подвигам; зрелость -  это защита чести семьи и рода; старость – это просветленная мудрость. Да, наверное, в таких характеристиках есть доля идеального. Но что такое будет реальная жизнь если из нее изгнать всех мечтателей, философов и поэтов? Такая жизнь будет подобно серому кислому дню. Без солнца жизнь будет выглядеть какой-то кривой и неполноценной.  Но главное все же не это. Ведический человек это всегда личность. он - или стремится быть, или желает оставаться таковым. Конечно же - тип такого человека сформирован его Богами. А ведь Ведические Боги это личности  с самых высоких заглавных букв!, Особенно Это наглядно видно в религии древних греков. При всей сказочной избыточности ее мифологии, у древних эллинов  с личностным началом все и всегда было в порядке. Это касается как человека так и Бога.
 Человек Ветхого завета это другой человек. Ддревние евреи  не были народом хуже других народов. Просто их испортила идея богоизбранности. Это похоже на то - как какой-нибудь  человек взял бы и добровольно сам себя изолировал от общества. Даже преступники в тюрьмах или отшельники в пещерах так себя не ведут. Кроме уродливого искажения черт лица и скверного характера ничего хорошего в самоизоляции никогда не происходит.
Конечно, Иов это не человек вдавленный каблуком Бога лицом в грязь. Если бы он был таковым, то не требовал для себя суда. Грязь и ничтожество - суда требовать не способны. Иов плачет, стенает и все равно из последних сил - требует, требует, требует! Требует потому что человек, потому что в достоинстве  и потому что верит – Господь ему должен ответить.

7
И вот, - когда книга было закрыта и бедный Иов был оправдан -  вдруг проясненное небо вспыхнуло ярким росчерком огненной молнии! Тут же в голове автора миллионами блесток вспыхнула и пламенным цветком откровения родилась удивительная мысль!
- «Ведь, если был хотя бы один такой человек по имени Иов, тогда должны же были быть еще подобные люди!  Этакие брызги-отпрыски древней Ведической цивилизации! Возможно Их много быть не должно. Один на тысячу или на десять тысяч! Как капля закваски на кадку теста. Но Откуда вдруг выскочила эта закваска и кадка?  Ну конечно! Про закваску говорил Христос! Но ведь Христос иудей! А непорочное зачатие? Этим действием Бог, пожелавший чтобы его сын пришел на землю и предвидя, что с Единородным сотворят евреи, непорочным зачатием разом отсек  любое кровное и даже бескровное родство…

8
Хорошо.  Все евангелия единодушно засвидетельствовали приход в мир богочеловека. Он - и закваска, и соль, и истина, и путь и спаситель. Но какая тут может быть связьс древним Иовом?
Как то  иерей Андрей Ткачев в своей лекции о «книги Иова» с завидным усердием  «выцарапывал» из текста книги слова хоть чем-то способные намекнуть на пророчества Иова о Христе. Я слушал и думал - не похоже ли поведение православного священника на то, что некогда с этой книгой делали древние иудеи? Ладно. Пусть усердствует. Вообще, христианской традиции свойственно Ветхий Завет рассматривать как явное или скрытое свидетельство о Христе. Такой взгляд на Ветхий Завет очень веселит иудеев.Что тут сказать. Пусть себе веселятся.
Нам важно понять существует ли связь между Христом и Иовом? Разве Иов, будучи кем он есть,  не может олицетворять тех к кому пришел Христос? Или скажем иначе-  простые рыбаки и мытари; последний ветхозаветный пророк Иоан Креститель и   Савл –будущий апостол Павел; и многие кто слышал и видел Христа, - разве все они не Иовы?
9

Примерно с конца 18 века просвещенная христианская Европа и Россия стали знакомится с индийской религиозной мыслью. Тогда же возникло и желание сравнить лидеров двух религий. И разговорам этим уже более двухсот лет. Всякий, если пожелает, может вбить в любом поисковике  два слова «Исус Кришна», чтобы  ему на голову тут же вывалилось куча всякого бреда. Повторять эту голематью мы не будем. Скажем лишь одно – большинство этого изливается из уст так называемого «просвещенного мира».  цель подобных изощерений очень коварная. Это – и не желание пропаганды Великой Ведической культуры, и дескридитация Христианства как общемировой религии. Зачем и кому эти грязные игры нужны - хороший вопрос, но не для рамок данного эссе.
Справедливости ради скажем - трудно закрывать глаза на многочисленные сходства между Иисусом Христом и Господом Кришной. Их обоих считают сыновьями Божьими, поскольку они были зачаты божественным образом. Рождение и задуманная Богом миссия как Иисуса из Назарета, так и Кришны были предсказаны. Они оба родились в необычных местах: Христос — в простых яслях, а Кришна — в тюрьме. Оба были спасены от смертного приговора в результате божественного вмешательства. Злые силы тщетно преследовали и Христа, и Кришну. Христа часто изображают пастырем овец; Кришна пас коров. Они оба пришли в критический момент, когда их народы находились в состоянии спячки. Они оба умерли от ран, нанесенных острым орудием: Христу — гвоздями, а Кришне — стрелой. И учения обоих кажутся очень похожими — ведь оба делают акцент на любви и мире.
Но взгляд этот поверхносный и рассчитанный - или на культурное невежество, или на религиозную глухоту. Если вкратце   обозначить существенные стороны двух этих религий, то первое что надо усвоить – какие задачи ставят и готовы решатьКришна и Христос . Главная проблема, с точки зрения христианства,  заключена в том, что человечество отделило себя от Бога. Произошло это по причине грехопадения. С приходом Христа в мир человечеству дается шанс на безусловное примирение с Богом. Безгрешный сын божий был послан к людям, чтобы те были спасены. Искупительная его  смерть на кресте и дальнейшее воскресение – залог спасения всего человечества.
В индуизме центральная проблема— это существование в видимо бесконечном круговороте перевоплощений (сансара), влекущем за собой постоянное страдание. Решение заключается в освобождении (мокша) из этого круговорота. С точки зрения записанных в «Бхагавад-гите» поучений Кришны, мокша требует (1) исполнения обязанностей своей касты без привязанности к результатам и (2) преданности одному лишь Кришне, чтобы он мог освободить преданного из порочного круга. Преданность Кришне подразумевает практику предписанной им йоги.
 Итак, мы имеем, с одной стороны, Искупителя и спасителя; а с другой — Освободителя от сансары. Даже уровень такого поверхностного сравнения  позволяет увидеть и понять принципиальные различия между Христом и Кришной.

10
После всего выше сказанного, мы вновь возвращаемся к Иову. Неужели, наш эксперимент  следует признать потерпевшим неудачу? Да, узревший Бога Иов стал просветленным о чем утаила Библия и что стало очевидным в ходе нашей реконструкции. И в этом главная мысль. Сквозь века «книга Иова» пронесла мысль , о том -  каким бы высоко знатным или ничтожным не был бы человек, но Господь всегда может приблизиться, протянуть руку и заглянуть человеку в глаза.  А уж от человека будет зависить что он увидит. Именно об этом свидетельствует Иов.

11
 Помните, мы говорили, что Иов жил и до Моисея, и до Авраама, и до Закона? Другими словами, будучи старше Моисея, Авраама и Закона - Иов носил в себе, и Моисея, и Авраама и Закон. Ну а если двинуть рассуждение дальше, то можно предположить совсем почти невозможное –что если, человек по имени Иов был современником самому Христу? И Христу, и Кришне, и Будде  и ветхозаветному Йяхве!
Пустив в голову сумасшедшую и дерзкую мысль, я в ужасе зажмурил глаза  и положил ладони свои на лицо свое. Тут мне привиделась фантастически очаровательная картина- бесконечная селенная; сверху, снизу, со всех боков разноцветными фонариками сияют звезды ; крутятся шарики планет; космос  выстлан строгим черным бархатом; и по этому бархату медленно с тонкой улыбкой печали на устах бредет вечный странник Иов!
 Глаза мои по прежнему закрыты  и ладони лежат на лице моем. И при этом я смотрю и продолжаю видеть идущего человека. Я в страшном волнении. Мне хочется открыть род, крикнуть  , спросить. Но я знаю – этого делать нельзя. Пока нельзя. Между тем, Иов проходит мимо. Я гляжу вслед Иову.   
- Он сейчас уйдет!- шепчут  мои губы. –Тогда все… то есть, совсем все! Что я буду делать?
 Тут я сбрасываю ладони с лица, открываю глаза, поднимаюсь и бросаюсь за ним. Мне все равно куда идет Иов. Главное успевать ступнями попадать в его следы.
- Попадать в следы! Это самое важное! – иду и бормочу я.

12
 Вот такой получился неожиданный конец. Путешествие к человеку окончено. Я закрываю книгу, подхожу к окно и смотрю в пространство. Москва в октябре хороша! За окном улица. На деревьях и Под деревьями шуршат цветные листочки. Эти же листочки узорами выстилают асфальт. Дети с рюкзачками возвращаются  из школы. Вот вышел из арки и куда-то спешит прохожий.Немолодая Нарядная женщина выгуливает шпица. Два узбека – один с метлой, другой  с лопатой - стоят у скамейки и будто два кота жмурятся  на сияющее из высокого прозрачного неба солнышко.
- А ведь все эти люди это Иовы! – вдруг понимаю я. – Они, как и я  - Не человеки, а иовеки! Любой человек, всегда был и будет Иовом. Жаль что мы об этом или забываем, или вовсе не догадываемся! Жаль!