Последний подарок

Любовь Баканова 3
               
Павлине вновь приснился Павел. И опять это был кошмарный сон. Проснувшись с колотящимся в рёбра сердцем, Павлина подошла к окну, отворив, трижды произнесла: "Куда ночь - туда и сон! Куда ночь - туда и сон! Куда ночь - туда и сон!" Вообще-то Павлина не верила ни в какие предрассудки, предсказания и вещие сны, но постоянно снившийся Павел, ушедший из жизни три года назад, вызывал у неё недоумённое удивление: зачем, зачем он снится ей, если расстались они давным-давно и целое десятилетие потом прожил он с молодой женой?!
... Павла Павлина встретила вскоре после трагической гибели своего мужа Владимира. Павел тогда тоже переживал непростое время, находясь в процессе развода с женой. "Вот и встретились два одиночества..." Павел стал, как сейчас любят говорить, гражданским мужем Павлины, но сама она так и не смогла признать этого статуса - назвать Павла супругом пусть даже и гражданским.
Аналитики вывели заключение о некой семилетней периодичности в любовных отношениях. Павел и Павлина выдержали только первую "семёрку". Тяжеловат характером был Павел! К тому же скуповат - хотя подруги Павлины считали это не недостатком, а добродетелью:  экономный, бережливый... За семь лет отношений Павлине, всё ж, перепадали кое-какие подарки: то колечко серебряное, то миниатюрные женские часики, то недорогие духи отечественного производства... Самым же ценным вознаграждением Павла за совместно-прожитые годы стал золотой браслет. Он был подарен на пятидесятилетие Павлины и тогда они уже не жили вместе. Павел, наверное,  что-то понял, чего не понимал ранее, оценил, чего не дооценивал; может быть, он о чём-то сожалел и даже тосковал... Иначе почему бы ему названивать Павлине, будучи с новой женой, моложе его на целых три десятка лет!
Павлина мило общалась с Павлом по телефону, но на предложенные встречи не соглашалась: умерла - так умерла! Но совсем неожиданно умер Павел. По-настоящему. Под самый Новый год. Позвонила молодая супруга и сообщила горькую новость. Заодно поинтересовалась: не снимал ли с книжки, не одалживал ли Павел Павлине пятьдесят тысяч рублей?! Павлина испугалась: во-первых, названной суммы, а во-вторых, значит "молодуха" подозревает их в сохранении отношений! Она заплакала и поехала объясняться.
Павлина рассказала Римме - так звали молодую супружницу Павла -  об отношениях десятилетней давности, уверяя, что Павел никогда не жертвовал ей подобных сумм денег, тем более, после их расставания. Благо, хватило ума умолчать о подаренном браслете. Павлина плакала, ком в горле мешал ей говорить. Она будто оправдывалась перед Риммой и, чувствуя это, презирала себя. В то же время её удивляло поведение Риммы. При ситуации нахождения мужа в морге, Римма непринуждённо болтала по телефону и даже смеялась. Но новоиспечённая вдова, всё ж, соблюла правила ритуала: на тумбочку был выставлен портрет Павла с перетянутой через угол чёрной траурной лентой. На фотографии Павел был серьёзным, угрюмым и Павлине даже показалось, что он с укором смотрит на неё...
В оскорблённых чувствах тогда Павлина вышла из квартиры Павла, понимая, что на похороны придти не сможет...
И остался у Павлины от Павла единственный подарок - золотой браслет тончайшего плетения со сверкающими гранями алмазной обработки. Не единожды выручал он Павлину, временно решая её финансовые проблемы. Но ведь, известно: частое "временно" - завидное постоянство! Далеко не радужной сложилась жизнь Павлины - хотя сама она жизнерадостная, весёлая, яркая... чем не радуга?! В совсем уж трудные минуты мелькала у неё мысль: а может, не выкупать браслет из ломбарда - хорошую ведь цену дают?! Но тут же одёргивала себя: нельзя, ещё не раз пригодится!
Вот и сегодня после кошмарной ночи, поутру Павлина в очередной раз отправилась выкупать свою "выручалочку". Там же в ломбарде надела браслет на запястье. "Нет! - вдруг решила она, - беготни сегодня по городу - уйма! Не дай бог, расстегнётся, где тогда искать?!" Сняв золотое украшение с руки, положила в кошелёк. Она, случалось, и раньше к этому прибегала. Сегодня действительно ей предстояло много хлопот, и первым делом Павлина отправилась в поликлинику. В больничном коридоре она увидела её сразу. И узнала. Несмотря на то, что не виделись лет двадцать. Наталья сидела у кабинета врача, ожидая вызова. Вот с кем бы Павлине не хотелось встречаться! Наталья, не имевшая по причине весьма неуживчивого характера, подозрительной, раздражительной натуры ни друзей ни подруг, когда-то очень тянулась к Павлине. Павлина пыталась понять Наталью, но дружбы так и не вышло. Рядом с этой женщиной мир терял краски: становился серым и мрачным, злым и жестоким. В случае Павлины и Натальи не срабатывало научное утверждение о притягивании противоположностей! Для открытой жизнерадостной Павлины недолгие отношения с Натальей были тягостными и безрадостными. Она старалась избегать новоявленную подружку, благо, вскоре с мужем переехала в другой городской район. И вот неожиданная встреча. Будто бы очень торопясь, устремив взгляд вперёд, Павлина прошла мимо Натальи. Подписав у врача рецепт, она решила не возвращаться прежним путём дабы не встретить Наталью и через другие двери спустилась в аптеку. При выходе же из аптеки Павлина чуть не наткнулась на поджидавшую её Наталью. "Всё ж, выследила!" - улыбнулась с грустью.
- И что же ты меня грязью поливаешь? - с ходу набросилась Наталья на Павлину, будто расстались они только вчера. - Я про тебя никогда никому ничего не говорила, хотя знаю, какая ты..." Павлина опешила, растерялась. Почувствовала, как внутри её всё сжалось, шевельнулся давно забытый комок досады, а свежее августовское утро с ароматом поспевших яблок вмиг поблекло, зачерствело, заплесневело... Павлина стала успокаивать Наталью, в чём-то с ней даже соглашаясь, понимая, что иначе нельзя. Ей хотелось поскорее уйти от Натальи, но та останавливала её и продолжала выговаривать свои давнишние обиды, непонятные оговоры. "Вот ведь мстительная душа! - думала Павлина, - До сих пор мстит за отвергнутую дружбу!" Наконец ей удалось оторваться от неудавшейся подружки, но настроение было испорчено. "Только бы ещё одну подругу не встретить для полного счастья!" - мелькнуло у Павлины, и тут же за поворотом она повстречала Галину. "Ну, это уже перебор!" - чуть не засмеялась вслух. В самом деле, странное явление! Стоило только подумать ей о нежеланной встрече - и вот нА тебе, встреча обеспечена! "Интересно, - гадала Павлина, - такое происходит только со мной или с другими тоже?!"
В отличие отношений с Натальей, у Павлины с Галиной была настоящая дружба. В этой дружбе поверялись и доверялись сокровенные тайны, женские секреты. Но совсем неожиданно свершилось предательство. Со стороны Галины. Так считала Павлина. Галина же никакой вины не чувствовала: кто успел, тот и съел! Зная о том, что Павлина договаривается о переводе на другую, более интересную и высокооплачиваемую работу, Галина "перешла ей дорогу" - опередив, заключила "профессиональный союз" с новым начальством. Многие тогда удивлялись поступку Галины и сочувствовали Павлине.
При редких встречах с бывшей подругой Павлина избегала общения - она так и не простила ей предательства. Вот и сейчас они только поздоровались, перекинувшись парой слов.  "Странное начало дня!" - досадовала Павлина, отгоняя приходящие на ум навязчивые мысли об определённой связи с прошедшей ночью, кошмарным сновидением; сегодня её ждало много реальных дел, проблем и Павлина занялась их решением.
Домой вернулась уже ближе к вечеру. Вынув из сумки продукты, достала кошелёк, чтобы пересмотреть сложенные в него счета-квитанции, при этом всё время помня о выкупленном из ломбарда браслете и радуясь своему правильному решению.
Сердце у Павлины упало - браслета в кошельке она не видела. В панике Павлина стала вытряхивать содержимое кошелька - полетели бумажные купюры и металлические монеты, проездные билеты и пластиковые карты,  счета-квитанции... "Палочки-выручалочки" Павлины в кошельке не было. Приказывая себе успокоиться, Павлина схватила сумку, принялась тщательно её осматривать. Браслета не было и в сумке. Что делать? Куда бежать? Где искать? За прошедший день Павлина побывала во многих местах города: поликлиника, аптека, сбербанк, жилищная контора, продуктовые магазины... и везде приходилось трясти-пользоваться кошельком, оплачивая счета наличными или картой.
"Ах, Павел, Павел! Неужели и оттуда ты послал свою волю?! Обиделся за мои сомнения в выкупе последнего подарка и забрал его! А может, обиделся, что я тогда не пришла на похороны?! Но мне не хотелось видеть тебя мёртвым! - не удержалась от слёз Павлина. - Неужели и впрямь существует что-то ещё помимо этой жизни на земле?! Неужели и впрямь мне придётся поверить в мистику, загробный мир?!"
Вновь и вновь Павлина трясла, обследовала сумку; вновь и вновь оглядывала каждый шовчик, каждую складочку, каждую морщинку кошелька... Ей никак не хотелось верить в случившееся, принять потерю единственной её драгоценности... И вдруг на одном из уголков замшевого кошелька Павлина увидела небольшую потёртость с совсем незаметной крошечной дырочкой. Она вмиг представила, как сквозь эту дырочку золотым песочком просыпалась тонюсенькая цепочка её браслета...
                ЭПИЛОГ
Сразу в три городские газеты Павлина написала-подала объявления об утере золотого браслета с просьбой вернуть за вознаграждение. Единственной надеждой наивной Павлины была возросшая религиозность народа, при которой нашедший драгоценность, как думала она, обязательно вернёт её владельцу. Тем более за вознаграждение. Но какое вознаграждение сравнится с золотой находкой?! "Религиозный народ" проигнорировал крик души Павлины, а может, по совету профессора Преображенского (М. Булгаков. "Собачье сердце") и вовсе не читал никаких газет. Впрочем, один телефонный звонок, всё ж, случился. Мужской голос предложил Павлине приехать в назначенное место для освидетельствования потери - найденного им браслета. На встречу Павлина ехала в больших сомнениях и, всё ж, с мерцающим где-то внутри слабым маячком "а вдруг"?! А вдруг произойдёт, свершится чудо!
На месте встречи Павлина увидела молодого человека, по возрасту ровесника её сына, внешность которого говорила о его неоднократных ходках в "места не столь отдалённые" - этих "мест" в прямом понимании их значения в регионе, где проживала Павлина, было немало. Павлина не испугалась - в небольшом скверике в воскресный день гуляли парочки, молодые мамаши катали коляски с малышами. Она подошла, поздоровалась, представилась. Парень тут же отвернул обшлаг рукава потёртой дерматиновой куртки и предъявил Павлине своё запястье. На худой, синей от наколок руке Павлина увидела сверкающий начищенными медными пластинами самодельный браслет - искусное творение российской зоны. Она не показала ни своего удивления, ни разочарования. Поблагодарила молодого человека за неравнодушие к человеческим проблемам, за понимание и извинилась за напрасное беспокойство. Парень не уходил, продолжал стоять и смотреть на Павлину каким-то тоскливым, молящим взглядом.
- Да мне чужого не надо! - вдруг выкрикнул он с каким-то вызовом и даже  отчаянием. "Ну и артист! - поняла ситуацию Павлина: - Многие сидевшие в зоне приобретают актёрские качества! И всё ж, он... такой же, похоже, отчаявшийся как и я!" Только она отчаивалась от невосполнимости своей потери, а молодой человек от неудачи сбыть свою медную подделку. Павлина достала из злополучного кошелька пятьдесят рублей и протянула парню. Вознаграждение! На которое он так надеялся и рассчитывал! Несостоявшийся "коммерсант" сразу посветлел лицом и, приняв маленький "гонорар" за минутное лицедейство, рванул к ближайшему пивному ларьку. Оглянувшись, он помахал Павлине рукой - с запястья сверкнули медные лучи. "Ну, надраил так надраил! - грустно улыбнулась Павлина. - Подготовился! Может и получится у него кому-нибудь втюхнуть самоделку за бесценок!"
Всю дорогу в автобусе Павлина и ругала себя и оправдывала. Да, её можно было считать невезучей. В самом деле, если в магазине заканчивался товар, то очередь обрывалась именно на Павлине; нужный автобус уходил прямо из-под носа; ни единого раза Павлина не выигрывала в лотерею...
Зато именно к ней на улице подходили за милостыней все нищие и убогие, пьянчужки и опустившиеся - несчастные люди! Они видели в Павлине состоявшуюся женщину! Для них она была самой везучей и счастливой!
Лицо Павлины озарилось улыбкой: а вдруг и вправду она и везучая и счастливая?!!
                09-11. 2021 г.