Это страшное слово - ящур

Александр Кучуро
Ниспослано это самой судьбой или дано в испытание самим небом, но вновь я оказался в группе риска, чему виною стала эпидемия всемирного масштаба, как  вирус кавида.
      Лет эдак шестьдесят назад  уже  приходилось мне также побывать в группе риска, только с той разницей, что носившийся вирус ящура был смертельно опасен только для малолетних детей.
       А вся эта история началась с того, что одним утром отец взял меня с собой на работу.
        В этот раз мы пошли не через хуторскую ферму, как обычно ходили, а обошли по дороге с северной стороны, где моё внимание привлекло три прокапанных трактором канавы, подобные тем, по которым в полях подавали воду для полива.
     Естественно, чтоб удовлетворить своё детское любопытство, спросил у отца:
-Па, а зачем прокапали эти канавы?
Ответ отца был прост:
- А это чтоб ящур на ферму не прошёл.
      Слово ящур, так и резануло мой слух, что – то не доброе и опасное слышалось в нём.
      Тогда я решил более конкретно узнать, что это такое, на что мне отец ответил так:
-Это очень опасное заболевание, от которого скотина дохнет,
                и ещё добавил,
-человек тоже может заболеть заразной болезнью от скотины.
        Мой интерес разгорался, я поглядывая на три параллельных канавы, окружавшие хуторскую ферму, пытаясь там хоть краем глаза увидеть этот ящур, спросил:
-А как это можно заразиться от скотины?
-Ну как,
                отвечал отец,
-соприкасаясь с самой больной скотиной.
-Погладил её по шерсти, вот и подцепил ящур или попил зараженного молока.
           Меня, как молнией пробило, ведь перед тем, как идти с отцом, я выпил кружку молока с хлебом и уже где – то в мозгу появилось сомнение, я не заразился ли я этой опасной болезнью, как ящур.
         Я тогда ещё слыхом не слыхивал про динозавров и про всяких  доисторических чудищ, но мой мозг уже рисовал картину этого жуткого создания, как ящур, смесь пресмыкающихся гадов в одном лице.
         Я шагал сбоку и держался за руку отца,  с детским страхом поглядывал в канавы.
         Вдруг там мне удастся увидеть ящура, который влез туда и уже не может выбраться, бессмысленно дрыгаясь своими противными ногами.
           Канавы давно повернули к горе у балки, где и заканчивались, а я всё оглядывался, видимо боялся, что ящур, подойдя к канаве, передумает лезть через неё и может увязаться следом за нами, как бездомная собака, чего доброго подкравшись сзади может и укусить.
          Идя обратно домой с отцом, я пристально вглядывался, не видно ли в них свалившегося ящура, но канавы были пусты, чем ещё больше усиливали мой страх.

          Не помню через сколько дней, но мне с матушкой пришлось ехать в станицу по делам, выйдя на край хутора, сразу обратил внимание, что на грейдере произошли изменения.
          Там прямо на дороге был установлен шлагбаум и поставлена небольшая деревянная будка.
             К нам с матушкой присоединилась попутчица, наша хуторянка, которую я не знал, да и вообще я на своём краю не всех ещё жителей знал в лицо, а эта была с другой улицы.
           Вот мы втроём не успели пересечь зимний грейдер для ожидания автобуса на углу, как у шлагбаума появилась женщина, а это метров четыреста восточнее от нас, которая громогласно окликнула нас:
-Чего там встали?!
-Идите сюда и пройдите карантин!
        Матушка с нашей попутчицей чего – то заменжевались, а горластая женщина для убедительности добавила:
-Идите сюда, там автобус останавливаться не будет.
           А мне было интересно узнать, как это проходить карантин, о котором в последнее время много слышал, но что  это такое, даже понятия не имел.
       Пройдя краем дороги до шлагбаума, где нас поджидала довольно крепкого телосложения женщина, мы остановились, а она, указывая нам на деревянный ящик размером 1,5 Х 1,5 метров, куда были насыпаны мокрые опилки, сказала:
-Залезайте сюда и хорошенько потопчитесь.
       Проходить такой карантин мне где – то даже понравилось.
          Я ступал по опилкам своими сапожками, из под которых доносилось чавканье, сродни натруженному лягушачьему кваканью.
          Вскоре подъехал автобус, трудяга сельских дорог пазик, остановился у шлагбаума, отворились обе двери, из которых, видимо, по указанию водителя стали выходить пассажиры.
         Женщина внимательно наблюдала и отдавала команды, чтоб люди тщательней топтались в мокрых опилках.
          Когда эта процедура по прохождению карантина была окончена, народ вновь забрался в автобус, за ними и последовали мы.
        Женщина придав некоторое усилие на подвешенный груз к бревну, заставила его подняться в вертикальное положение, автобус тронулся по насыпанным опилкам и покатил по дороге, подскакивая на каждой кочке и проваливаясь в каждую ямку, дребежа всем своим железным корпусом, издавая звуки подобные непрерывной стрельбе из пулемёта.
         В следующий раз, когда собирались ехать в станицу, нам не надо было объяснять, для чего следует идти к шлагбауму, мы уже знали, что как раз здесь и проходят карантин, чтоб не пропустить ящур далее.
        На этом вроде можно было бы закончить свою историю с ящуром, если бы не один случай.
             
              Придя как – то под вечер в гости к деду, я не застал бабу Олю дома.
     Дед, которого не раз жизненные жернова пропускали меж себя, на моё появление отреагировал полным равнодушием, я даже не стал спрашивать разрешения войти, а он против этого не имел ничего против.
           Я зашёл, уселся на табуретку в ожидании прихода бабы Оли, дед возился на кухне, занимаясь своими делами.
        Так вот молча и дожидались прихода бабы Оли, дед ничего не спрашивал у меня, а я ему не задавал своих вопросов, чтоб не особо досаждать ему.
         Время было хоть и раннее, но на улице давно стемнело, от того что, это были самые короткие дни в году.
          Уж сколько пришлось ждать и не припомню.
        Но вот послышались во дворе шаги, скрипнула и отворилась дверь, в кухню при хате вошла бабуля с сумкой в руках.
         На этот раз она была довольно серьёзной и свой поздний приход объяснила тем, что проводили ревизию.
             Словечко явно  не приятное даже на слух, как проводить гостей я знал по своему опыту, а вот на счёт ревизии закрались сомнения, это больше походило на не приятное мероприятие типа похорон.
         Более конкретно я расспрашивать  не стал, больно напряжённая обстановка создалась, здесь лучше помалкивать, да сопеть в две дырочки.
            Вот и ещё одно не приятное слово пришлось мне узнать и казалось в этой  истории можно было поставить жирную точку, если бы не один случай.
             Не припомню, закончился ли к тому времени карантин по поводу ящура, но у нас в пристройке появился журнал, скорее всего он был принесён отцом с работы.
           Оставаясь один дома, я уселся на маленький стульчик, журнал уложил на табуретку и стал листать, рассматривая картинки.
          На предпоследней странице были карикатуры, первая на которую я обратил внимание, представляла собой за забором не большой заводик, который дымил в три трубы.
            Справа к дыму из труб летели утки, а уже слева после пролёта над заводом, вниз падали готовые тушки.
         Забавная была карикатура, где – то даже полезная так считал я.
      Не надо тебе запаривать птицу, чтоб легче было ощипывать, а ходи и подбирай уже готовую.
          Но вот меня привлекла другая карикатура, там мужик с выпученными глазами, расставив в стороны руки, в ужасе  горланил во всю мощь своих лёгких, как я вскоре прочитал:
 «Ревизия»!
           Я своим детским умом понимал, что здесь ситуация довольно плачевная и от слова ревизия ни чего хорошего ждать не стоит.
               А вот переведя взгляд на следующую карикатуру, где трижды было написано ящур, да ещё с восклицательными знаками, заставило меня испытать не большой страх.
            Ничего лучшего я придумать не смог, как закрыть последнюю страницу и положить журнал так, чтоб ревизия и ящур оказались внизу, а для надёжности, ещё придавил руками, чтоб случайно не вывалились слова из журнала.
          Через пару дней любопытство взяло верх над страхом и я найдя журнал, вновь открыл его на последней странице, чтоб вновь получить  неприятные ощущения, которые заставляли меня вновь испытать чувство страха.
         Куда затем задевался журнал, уже  не припомню, возможно, его пустили на растопку печки.
           А вот со словом ревизия пришлось вновь столкнуться, когда придя в магазин, я увидел на дверях картонку, на которой крупными буквами было написано:
«Ревизия».
         Это так и подталкивало заглянуть  внутрь магазина, чтоб посмотреть, что же это за оказия такая, как ревизия, да не хватало росту, чтоб подсмотреть в вернее окошко дверей.
            Это уже потом, через несколько лет, пойму смысл этого неприятного слова для тех у кого проводили эту самую ревизию.
            А вот к слову ящур так и осталось что – то до неприятности противное, где явно слышался шипящий звук, который предупреждает о нависшей опасности, словно змея, готовая сделать жертвенный бросок.
            Но как говориться бог миловал и ящур обошёл меня стороной, но вот в отличии от него, кавид подцепил меня своими цепкими ручонками, выбыв из обычного жизненного русла.
              Это слово «cavid» куда будет по страшнее и ужасней чем, ящур в те далёкие детские времена.

                08.  ноябрь. 2021г.