Актуально ли сегодня учение Карла Маркса

Аникейская Правда
     К.Маркс не был ни пророком, ни предсказателем, он был великим мыслителем и энергичным политиком, создавшим Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал), а также  талантливым журналистом и учёным в области политэкономии. Сегодня, в начале третьего тысячелетия можно с уверенностью утверждать, что ни одно политэкономическое учение не оказало столь мощного влияния на развитие человечества, как марксизм.

     Выдающийся исследователь развития экономической мысли М.Блауг писал: «Маркс всё еще актуален как ни один из авторов… Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался тысячекратно, но он сопротивлялся всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему у некоторых поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования» (Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994, с. 207).

     А вот высказывание другого исследователя современного общества: «Повсюду, где существуют обиды, несправедливость, неравенство, повсюду, где на пути исполнения человеческих желаний встают какие-либо преграды, – марксизм становится каналом для выхода недовольства и агрессии» (Новак М. Дух демократического капитализма. Минск: 1997, с. 209).

     Комментируя доклад министерства обороны Великобритании под названием «Будущая стратегия обороны» (2007), в котором сделан вывод о том, что через 30 лет мир охватит эпидемия марксизма,  контр-адмирал К.Перри писал:  «Спасаясь от глобального неравенства и усиливающегося падения морали, люди будут искать прибежище в более жёстких системах взглядов. А это в первую очередь такая стройная политическая идеология, как марксизм».

     В этих высказываниях скрывается в общем-то и ответ на вопрос – каковы причины столь необычайной силы воздействия учения Карла Маркса на умы людей.

     Во-первых, Карл Маркс впервые в истории философской мысли сформулировал логически безупречную методологию научного познания общества, сплавив воедино диалектическую логику Гегеля, материализм и политэкономию. Он рассматривал развитие человечества как естественноисторический процесс, определив закономерности взаимовлияния научной мысли, техники и технологии, экономических отношений, политики, религии, искусства и морали.

     Именно его методология позволила предсказывать траекторию исторического процесса как результат взаимодействия объективных закономерностей и случайностей.

     Во-вторых, Карл Маркс предпринял в своих трудах, особенно в «Капитале», классическое исследование капиталистического общества. Он в середине XIX века сформулировал закономерность появления глобального капиталистического  хозяйствования, открыл закон всеобщего капиталистического накопления, раскрыл тайну возникновения прибыли из прибавочной стоимости.

     В-третьих, он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность и неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность человека от производимых средств потребления на основе двойственности равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда и относительно равных и достойных человека норм средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Чтобы каждый сознательный член общества мог сам формировать для себя благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего труда и тогда каждый подумает, как ему трудиться на благо общества, если он хочет иметь от общества качественные блага для своей счастливой жизни!

     Обеспечивая сознательное и планомерное регулирование производства и распределения средств потребления для развития общественной жизни без периодически повторяющихся разрушительных экономических кризисов общество постепенно придёт к такому распределению и средств коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, средства связи, информации и транспорта. А на рынке могут быть только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают стандартные  или их общественные формы.

     Сегодня, когда в мире вздымается новая волна кризисного цунами, когда к политической активности и решительным действиям пробуждаются десятки миллионов людей, когда происходит противоречивый процесс консолидации левых сил, марксизм вновь становится чрезвычайно актуальным. К нему обращаются те, кто ищет выхода из надвигающейся на человечество катастрофы, те, кто желает обрести уверенность в счастливом будущем для своих детей и внуков. Однако марксизм сегодня нужен уже обновленный, учитывающий новые реалии третьего тысячелетия.

     Почему именно марксизм, а не такие современные философские направления, как герменевтика, когнитивный релятивизм, либерализм, неопозитивизм, структурализм и т.п.? Ответ очень простой: ни одно из названных учений не может быть признан истинно научным.

     На множестве сайтов в Интернете в настоящее время разыгрываются нешуточные баталии между гуманитариями, пытающимися осмыслить суть закономерностей развития глобального капитализма и пути революционного перехода в социалистическое и коммунистическое будущее при переходе от монополии капитала к монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда.

     Многие из них в той или иной мере обращаются к теоретическому наследию Маркса, однако можно констатировать печальный, но неоспоримый факт - до единства среди участвующих в этом походе еще далеко, о чем недавно поведал нам Борис Кагарлицкий в статье «Сухой остаток левого форума».

     Анализируя происходившее на форуме, он отметил, что каждый говорил на нем о своем, «…призывы к свержению капитализма чередовались с рассуждениями о достоинствах парламентской республики. Кроме дежурных упоминаний о социализме, коммунизме и революции левая ориентация мероприятия выражалась в периодическом повторении словосочетания «социальные требования».

     И еще одно важное его наблюдение, что каждый из участников форума выступал, не считаясь с товарищами. И в заключение своего сообщения Борис Кагарлицкий пришел к единственно верному выводу: «Для того, чтобы левые смогли стать самостоятельной силой, им нужно совершить всего лишь два действия: отделиться от либералов и националистов и порвать с сектантами-безумцами, одного присутствия которых на форуме достаточно для того, чтобы оттолкнуть от себя трудящиеся массы. Потому что интеллектуалы, особенно молодые, ещё могут терпеть пустые лозунги и трескотню революционных речей, а трудящиеся в производстве прагматичны и ждут чего-то конкретного.»

     Конечно, размежевание означает сужение политического спектра движения, но в том и состоит диалектика политической борьбы, что сужение политического спектра - единственный путь к консолидации и расширению социальной базы.

     Есть такое немецкое выражение - Erst Klarheit, dann Einheit. Не будет ясности, не будет и единства». Мы живем в эпоху освобождения человечества от монопольного ига денег и анархии рынка, что и позволяет капиталистическую эксплуатацию человека. Начало революционного преобразования общества было положено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» провозгласили неотвратимость гибели капитализма от организованной борьбы трудящихся масс. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

     Сегодня признак коммунизма бродит уже не только в Европе, но и на всех континентах. Революционный процесс, начало которому было положено во времена Великой Французской Революции, необратим, несмотря на все усилия, которые предпринимали и предпринимают империалисты и их пособники. Даже основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб на очередной 45-ой сессии вынужден был заявить, что капиталистическая система «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».

     Основоположники марксизма были убеждены в том, что последующие поколения революционеров обеспечат дальнейшее творческое развитие их учения о развитии коммунистической идеологии. Поэтому развитие идей Маркса и Энгельса – важнейшая задача всех творческих сил человечества в его социально-экономическом развитии. Причем их идеи необходимо предъявлять массам таким образом, чтобы их можно было легко и просто понять и усвоить, чтобы они стали основой менталитета и интеллекта будущих преобразователей общества. Чтобы этих людей действительно можно было бы называть интеллектуальной элитой на ниве развития социальной справедливости как мечты всего трудящегося человечества!