Какова цена капиталистической свободы

Аникейская Правда
     Такое утверждение, как «Я никому не раб», Исайя Берлин описывал как характерное для свободы от прямого вмешательства со стороны других индивидов. (И. Берлин. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998).

     Есть трактовка понятия «свобода» великим философом К.А.Гельвецием. Он считал, что свободный человек — это человек, который не закован в кандалы, не заключен в тюрьму, не запуган как раб страхом наказания, а неумение летать, как орёл, или плавать, как дельфин, не является отсутствием свободы.

     В литературе есть десятки, если не сотни определений понятия «свобода» (философские, этические, экономические, богословские и т.д.). Нет нужды писать трактат об этом понятии, ибо меня в данном случае интересует лишь исследование того, какой свободой обернулось естественное стремление советских людей к «свободе» в результате контрреволюции 1990-х годов и последующего за ней развала СССР.

     Вот цитаты из СМИ:  «Многие преступления совершаются при молчаливом попустительстве равнодушных. Первые звоночки будущих проблем мы не хотим замечать. Ну, подумаешь, в Украине подростки-националисты – подрастут, перебесятся. Нас не трогают, и ладно. Авось обойдется. Но всего несколько лет прошло – и уже трогают. Не обошлось. Но даже сейчас, когда в Украине гремят взрывы, десятками и сотнями погибают люди, найдется немало украинцев, кто еще продолжает спокойно жить, считая, что его это не касается...».

     «Тому моменту, когда нас тряхнёт и в России, предшествует длительный процесс, когда можно было что-то сделать, исправить, не довести до грани, до невозврата. Но мы в большинстве своем пока, как правило, живем, избегая и думать глубоко, и тем более вмешиваться в привычный и господствующий порядок, куда бы он ни вел. Человеку свойственно, а русскому, может быть, и в большей степени, полагаться на авось, как-нибудь обойдется, рассосется. Те же одиночки, которые способны и предвидеть, и предупреждать, и предлагать, оказываются часто только достоянием истории».

     Это цитаты из статьи социолога Ю.Л.Дюбенока, чтобы показать лишь одну из причин того, почему все мы оказались жертвами собственной глупости.  Именно эту роковую роль играет безразличие людей к окружающей нас действительности. В основе равнодушия людей к строю нашей общественной жизни лежит не только невежество, мещанский образ жизни, убеждение, что «плетью обух не перешибешь», многочисленные заботы о хлебе насущном, семейные передряги и т.д. и т.п.

     К сожалению, факт остаётся фактом - индифферентность к проблемам общественной жизни не столь уж редкое явление. К примеру, те, кто жил в СССР в августе 1991 года, хорошо помнят, что подавляющее большинство людей в те дни безучастно отнеслось к путчу и к дальнейшим драматическим событиям, повернувшим великую страну вспять, в пучину начального развития капитализма.

     У многих, читающих эти строки, возникает закономерный вопрос – а причем здесь свобода?

     А притом, во-первых, что никакой горбачевской «перестройки» и последующих событий не произошло бы вообще, если бы не стремление большинства советских людей к свободе жить так, как хочется. Речь здесь идет в первую очередь о политической свободе, хотя очереди за дефицитными товарами и жильем тоже ограничивали свободу людей жить счастливо.

     В СССР по существу не было никакого социализма и бал правила диктатура партийно-государственного аппарата. Не было свободы слова, печати и собраний. Все должны были дружно маршировать и голосовать по команде сверху. Свободно обсуждали злободневные темы только на кухне и то в кругу самых близких людей. Торжествовала «кухонная демократия» и не было никакого демократического парламентаризма.

     И когда М.Горбачев начал кампанию «гласности», встреченную поначалу всеми с энтузиазмом (наконец-то!), то она быстро переросла в кампанию клеветы ко всему советскому и совершенно не была нацелена на поиск истины и способов искоренения истинных причин политического и экономического бесправия многих людей жить достойно своего труда хотя бы в социально-бытовом достатке. А поскольку СМИ оказались в руках «демократов», ненавидящих все советское, то в силу привычки «не возникать» и помалкивать, эмоции несогласных с «перестройщиками» снова стали выплескиваться только на кухнях.

     Редко, кто осмеливался перечить тому, что писалось в газетах и журналах или говорилось ораторами с трибун съездов и конференций под идейным руководством разных «архитекторов» перестройки.

      К тому же нельзя недооценивать влияние на сознание людей пропаганды из-за рубежа, которую денно и нощно вели «Свобода» и «Голос Америки». Выступая против советского образа жизни, сторонники лицемерной представительной демократии западного образца и реставрации т.н. «рыночной» экономики (читай капитализма), как говаривал в своих проповедях основоположник протестантизма, немецкий религиозный реформатор Мартин Лютер, с водой из ванны выплеснули и самого ребенка, т.е. все поистине грандиозные достижения советского народа в науке, экономике и социальной сфере были затоплены потоками лжи.

     Особое значение в кампании «освобождения» от всего советского наследия имел воинствующий национализм, который приобрел четкую антирусскую направленность в союзных республиках. Все недостатки антидемократической политической системы Советского Союза (не без подачи и всесторонней поддержки с Запада) связывали с «русификацией». В Прибалтике, например, активность народных фронтов вылилась в массовые демонстрации, в частности в организацию 23 августа 1998 года т.н. Балтийской цепи, названную ее организаторами дорогой к свободе.

     Человеческая цепочка протянулась от башни Длинного Германа в Таллине до башни Гедиманаса в Вильнюсе. Сотни тысяч людей таким образом совершенно искренне выразили свою солидарность в борьбе против власти Москвы, за выход из состава Советского Союза. Всем стало ясно, что воля к государственной независимости – это стремление народов Прибалтики. И это была неподдельная правда.

     Итак, можно сделать ввод, что стремление к свободе в СССР было почти всеобщим, хотя свобода различными слоями общества понималась неодинаково. Одна свобода была для партноменклатуры. Другая для интеллигенции. Третья свобода была для кооператоров и тех, кто уже научился безнаказанно грабить народное добро. Четвертая была для уголовников и воров в законе. Совершенно иная свобода была нужна для трудящихся села и города. По-разному воспринималась свобода евреями и русскими, латышами и грузинами, туркменами и представителями десятков других национальностей и народностей, проживающих на территории страны.

     С той поры миновало, если вести отсчет от августа 1988 года, более четверти века. Срок вполне достаточный, чтобы попытаться объективно оценить то, к чему же привело это всенародное движение к свободе. Чего добились люди, ратовавшие за свободу? Какова же истинная цена, которую пришлось заплатить за долгожданную свободу? И добились ли ее все, кто к ней стремился?

     Сразу же можно сказать, что цена эта была далеко неодинаковая для различных социальных групп.

     Без преувеличения, трудящемуся люду бывшего СССР пришлось заплатить непомерно высокую цену, так и не добившись столь желанной свободы. Даже наоборот, многие потеряли практически всё, что имели в Советской стране и результат оказался диаметрально противоположным их ожиданиям, чаяниям и мечтам. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Десятки тысяч человек погибли в межэтнических войнах или стали на всю жизнь калеками.

     До сих пор полыхает жарким пламенем братоубийственная война в Украине. Миллионы беженцев и гастарбайтеров из бывших союзных республик наводнили города и веси России. Во всех странах, возникших на развалинах СССР, - миллионы нищих и бездомных.

     Проституция и наркомания стали обычными явлениями. Растет день ото дня армия несовершеннолетних беспризорников. Число безработных - несчастных жертв капиталистической системы - исчисляется миллионами. Особенно печальна судьба молодых ребят, которые, окончив школу, профтехучилище или вуз не могут найти себе такую работу, чтобы меть хотя бы нормальные социально-бытовые условия. Редко у кого была такая возможность у молодых людей и при советской власти.  Множество талантливых людей вынуждены были покинуть свою родину и уехать в поисках счастья в социально развитые страны.

     Вместе с тем, желанную свободу приобрели те, кто может сегодня беспрепятственно эксплуатировать чужой труд. Те, кто, пользуясь своим капиталом, служебным положением и поборами с клиентуры сколачивает огромные состояния, кто участвует в мошеннических операциях и вывозит баснословные суммы за границу, приобретая там недвижимость.

     Правительственные чиновники грабят наемных работников путем налогов, выделяя жалкие гроши на просвещение, науку, здравоохранение и социальное обеспечение. Пропагандируется беспардонная ложь, что неравенство – это двигатель экономики, ибо побуждает людей работать, что все мы живем в обществе равных возможностей. Эталоном стало все западное – от искусства до бизнеса. Обливать грязью Россию стало неотъемлемой частью свободы в тех странах, которые стали членами НАТО.

     Словом, ответ на вопрос – какова цена обретенной или же вообще потерянной с развалом СССР свободы – никак не может быть однозначным. Любое квалифицированно проведенное репрезентативное социологическое обследование показало бы, что большинство трудящегося в производстве населения всех без исключения союзных республик бывшего СССР не только не обрело свободы, но и не удовлетворено сегодня качеством своей жизни. И это был бы точный ответ на поставленный выше вопрос.

     А значит свободно жить в труде на благо общества, чтобы иметь от общества по труду достойные человека нормы даже самых необходимых благ в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду, от их общего производимого в обществе количества, что уже делается в социально развитых странах мира,  могут в России и в бывших союзных республиках далеко не многие…