Дискуссия о глобализме

Аркадий Костерин
Эта дискуссия явилась результатом публикации моей статьи «Истоки глобализма» в группе «Христианская политика». (http://proza.ru/2014/08/07/1587).

Вот какой вопрос последовал за этой публикацией:
О.Е. Истоки глобализма лежат в современном экономическом устройстве мира. Вы больше не можете производить что-то качественное в рамках одной, даже очень большой страны. Затраты на создание продукта настолько огромны, что этот продукт создается только для глобального рынка, и не может окупиться в рамках одной страны.

АК: Да, это несомненно. Но я писал о духовных истоках.

О.Е. А есть какая то духовность в глобализме? Это всего лишь реальность, как то, что сейчас можно за 10 дней побывать в 12-и странах. Через 10 часов быть в США. Имеет смысл делать из этого какую-то идеологию или альтернативную духовность? Глобализм ведь начался, когда открыли Америку, Австралию, острова. Это же естественное человеческое желание. Посмотреть что там. Добраться туда быстрее. Купить что-то дешевле. Заработать денег побольше. Обустроить жизнь более комфортно. Сделать что-то красиво. Это было всегда. Какие новые корни здесь можно найти?

А.К.
Духовности сейчас, разумеется, нет! Её пытались сформулировать в прошлом, когда говорили о "миссии белого человека", но, конечно, это имитация духовности. Осталась одна идеология, которая есть усечённая духовность, потребительская. Но, корни этой истории, как я полагаю, надо искать в протестантской этике. Пренебрегать этим не стоит, США и по сей день очень религиозная страна. Там гораздо больше религиозной мотивации, чем мы привыкли.

О.Е. А какая идеология у глобализма? Потребительская? Так это не идеология. Это просто естественная потребность человека создавать для себя комфортные и удобные условия для жизни. Ничего плохого в этом нет. Это становится плохим, только тогда, когда становится самоцелью.
Но вот здесь протестантская Америка как раз выступает с другими ценностями. С одной стороны вы находитесь под естественным прессом маркетологов, которые стараются вам что то продать, и соответственно заставляют вас больше работать, чтобы все это можно было купить. А с другой стороны, если посмотреть на главного идеолога США Голливуд, то проанализировав содержание большинства фильмов, вы увидите пропаганду общечеловеческих ценностей над материальными, хотя и не в ущерб им. Да, это может быть и соответствует протестантской морали, но ведь и православной это не противоречит.

А.К. То, о чём Вы пишите – это не глобализм, а идеология американского общества, которую за что-то можно критиковать, а за что-то – хвалить. Это далеко не самая плохая идеология из всех существующих, и без сомнения, она пришлась впору для США. Глобализмом эта идеология становится тогда, когда она объявляется прогрессивной, универсальной и всемирной. – Когда она навязывается всему остальному миру без учёта национальных и исторических особенностей других народов. А по сути, эта идеология является инструментом ползучей колонизации других стран и подчинения их американскому и транснациональному капитализму. Но, поскольку эта идеология преподаёт себя как прогрессивную духовность современной цивилизации, я и пишу об её духовных истоках. – На мой взгляд – этим истоком является представление об избранности протестантских стран от Бога. А по сути это – национальный эгоизм и колониальная экспансия под видом прогресса.

2021 год.