Мои маленькие расследования Христос и удар копья

Андрей Дятлов 2
В Новом Завете эпизод удара распятого Христа копьём есть только в Евангелии от Иоанна (Ин.19:31 - 34): «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.»
В апокрифическом Евангелии от Никодима (самая старая часть текста которого предположительно датируется IV веком н.э.) есть также, через слова Иосифа Аримафейского, упоминание о том, что Иисуса ударили копьем:
(10): «...И стояли первосвященники и старейшины иудейские, и поносили Его, говоря между собой: «Лечил других - теперь исцели Себя Сам! Если ты - Сын Божий, вниз сойди с креста!» Поносили Его и воины, уксус и желчь принесли Ему пить и сказали: «Если Ты - царь, избавь Себя Сам». И взял сотник Лонгин копье, и пронзил ребра Его, и истекли из ребер Его кровь и вода...»
Ну, о сотнике (центурионе) Лонгине и о том, почему Иисусу не перебили голени, а ударили именно копьем, почему-то решив, что тот уже умер (а как удостоверились-то?) рассказ отдельный.
А вот расположение раны на теле Иисуса - момент занимательный.
В самих Евангелиях не сказано, в какой именно бок ударил воин Иисуса копьем. Напомню, сказано только «пронзил ребра».
Но по христианской традиции на иконах у Христа рана именно в правом боку, либо у нижних ребер, либо в подреберье.
Лучше и вернее бы бить в левый бок, под сердце.
Объяснения такого расположения раны на иконах и фресках есть разные. Первое, конечно, следование за древним каноном. Но одного этого тезиса маловато.
Откуда взялся такой канон - не известно.
Еще есть версия не логичная, но вполне имеющая право на жизнь.
С точки зрения верующего, стоящего перед иконой, справа потому, что так она находится напротив сердца молящегося. Как если бы мы смотрели на свое отражение в зеркале.
Однако, у меня есть другое объяснение.
Римлянин, ударивший Христа копьем в бок был солдатом (просто воин или центурион - не так важно). И это придало специфику удару.
Очень любопытно для этой версии рассмотреть несколько классических работ, с Христом не связанных, но знаковых.
Например, знаменитую статую Эпигона Пергамского и Агасия «Умирающий галл» (на фото), созданную, как считается в 230 году до н. э. Это римская мраморная копия с пергамского, скорее всего, бронзового, оригинала и хранится она в Риме.
Галл лежит на своем щите, обнаженный (так они шли зачастую в бой) нагим, рядом - меч.
Галл - на последних секундах жизни.
Рана от поразившего его меча - на груди. Справа!
Второй артефакт - колонна Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н.э., рассказывающая о победе над даками.
Триумф императора на колонне отражен бесконечной чередой римских солдат, как пехотинцев, так и конников, представителей различных служб, пленных и убитых даков, трофеи и так далее.
В частности, есть барельеф, на котором римские санитары-капсарии оказывают помощь своим воинам. Из трех раненых на барельефе, которых я разглядел, один - с ранением в правый (!) бок и еще один - в правую (!) ногу.
Почему работают именно санитары? В легионах была отдельная, как бы мы сейчас сказали, медицинская служба. Уже ко II веку нашей эры при каждом легионе было штатно 24 хирурга, не считая санитаров, рядом с каждым крупным военным лагерем строили госпитали, обычно один на два-три легиона, примерно на 200 мест, то есть примерно одна «койка» на полсотни легионеров.
Но это так, к слову.
Ну и третье свидетельство - от Публия Флавия Вегеция Рената (кон. IV - нач. V в.) - римский военного историка, который в 390-410 г. написал трактат De re militari[en] (можно перевести, как «О военном деле») - труд о военном искусстве Рима, составленный на основе римских источников.
Он писал: «Удар рубящий, с какой бы силой он ни падал, не часто бывает смертельным, так как жизненно важные части тела защищены и оружием, и костями; наоборот, при колющем ударе достаточно вонзить меч на два дюйма, чтобы рана оказалась смертельной, но при этом необходимо, чтобы то, чем пронзают, вошло в жизненно важные органы. Затем, когда наносится рубящий удар, обнажаются правая рука и правый бок (!); колющий удар наносится при прикрытом теле и ранит врага раньше, чем тот успеет заметить. Вот почему в сражениях римляне пользовались преимущественно этим способом».
Подводим итог.
И галл, и римские воины, были в бою прикрыты слева щитом. В правой руке был меч, так что правая сторона тела в бою открывалась для удара противника. То есть, больше всего подвергалась риску получить смертельную рану мечом или копьем.
А из труда Вегеция ясно, что солдат натаскивали на такие удары.
Так что те, кто изначально нарисовал Иисуса Христа с раной в правом боку, возможно, были правы: римский воин нанес удар копьем автоматически, как привык в бою - в правый бок жертвы. Не задумываясь, его руки сами сделали это движение, отработанное тысячи раз.

НА ФОТО: "Умирающий галл"