Памяти т х Армения. 80 лет трагедии на море

Руслан Хаджоков 2
Памяти т/х «Армения». 80 лет трагедии на море.
---
7 ноября 1941 г. немецкая авиация потопила теплоход  «Армения» около Крыма. Погибли до 7 тыс. человек. В конце сентября 1941 г. немецкие войска захватили Перекопский перешеек и ворвались  в Крым. К концу октября немцы вынудили наши войска отступить к Севастополю. В начале ноября началась осада города. Было приняло решение эвакуировать мирное население морским путём по маршруту Севастополь — Туапсе. До 1941 года по Чёрному морю ходили теплоходы — «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения». Часть из них строилась в Германии, а часть — в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе. После начала войны они были переделаны в санитарно-транспортные суда и отданы медицинской службе Черноморского флота - перевозили раненых, детей, женщин из эвакуируемых и медицинский персонал. «Армения» было самым крупным среди них. Под руководством капитана В. Плаушевского в августе-сентябре «Армения» перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы. В первых числах ноября 1941 г. руководители обороны Севастополя решили эвакуировать госпитали, лазареты и часть мирного населения в Туапсе на т/х «Армения».
-
Эвакуация началась 6 ноября. По разным оценкам, на «Армении» оказались от 4,5 тыс. до 7 тыс. человек, что превышало допустимое число пассажиров в 950 человек в мирное время. На маршруте Севастополь — Туапсе предполагалась остановка в Ялте, но сразу после отплытия, в 17:00, капитан «Армении» Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. Там судно поджидали для погрузки секретных ящиков, в которых, по одной из версий, находилось золото и ценности из крымских музеев. 7 ноября в 2 часа ночи «Армения» прибыла в Ялту. Немецкие войска уже беспрерывно атаковали город. Вместе с ранеными, сотрудниками пионерлагеря «Артек», персоналом главного госпиталя Черноморского флота на борту были люди из партийного руководства. «Армения» простояла в порту на несколько часов дольше запланированного времени. После т/х готов был продолжить путь по маршруту Севастополь — Туапсе. Но командующий флотом адмирал Октябрьский отдал приказ отправиться после 19:00, с наступлением темноты. В светлое время суток т/х мог подвергнуться ударам с воздуха. Капитан «Армении» Плаушевский осмелился не выполнить этот приказ, он понимал, что находиться в незащищённом с воздуха порту было смертельно опасно. В любой момент авиация врага могли нанести удар. И 7 ноября в 8 часов утра в сопровождении двух  катеров МО и двух истребителей И-153 «Чайка» «Армения» отплыла из Ялты.
-
Для защиты от возможных налётов авиации на «Армении» были четыре 45 мм зенитные пушки «21-К», но они не спасли её от гибели. Через три с половиной часа после отплытия в 11:25 утра судно настиг торпедоносец Heinkel He-111, сбросивший на «Армению» с высоты 600 метров две торпеды. Одна в цель не попала, а вторая угодила прямо в носовую часть теплохода. Через несколько минут корабль затонул. Из всех находившихся на борту (напомним, это порядка 4,5-7 тыс. человек) спастись удалось лишь восьмерым
---
Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая с 13 на 14 апреля 1912 года унесла жизни около 1500 человек. В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.
-
«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5 770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров. «Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.
-
К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. 11-я германская  армия генерала Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной. В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота.  До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии. В этот момент бои за город только разворачивались и этот приказ комфлота выглядел несколько странно.
-
Историки полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал  Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию. Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами». Из Севастополя «Армения» вышла в 17:00 6 ноября, а в Ялту прибыла в 2:00 7 ноября. Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? Скорее всего, на борту было от 5500 до 7000 человек. «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но только погрузка была завершена около 7 часов утра. Выход в море днём без прикрытия был самоубийственен. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его. Но у капитана Плаушевского выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО и суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов. Поэтому в 8 часов утра 7 ноября «Армения» вышла в море.
-
Историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью. По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход – ещё одно преступление немцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна. В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера МО, а в небе находились два истребителя И-153.
-
Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких  бомбардировщиков. Однако, сегодня более достоверна версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению», торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии «Крым – Кавказ». Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода. «Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.
-
Моя бабушка со стороны отца часто вспоминала: в Крыму до войны жила одна из ее сестер с 4-летним сыном. Другая ее сестра с дочкой пережили Ленинградскую блокаду и к счастью остались живы. Сестра, что жила в Крыму, в самом конце октября 1941 года письмом просила бабушку выслать ей 400 рублей телеграфным переводом, она видимо надеялась с помощью этих денег эвакуироваться из Крыма. Бабушка в первых числах ноября сделала ей перевод. Но с тех пор не имела никаких известий ни о ней, ни о племяннике. Она часто вспоминала их. О сестре всегда вспоминала как об умершей, со смертью которой она уже смирилась. Но всегда вспоминала и говорила о племяннике как о живом. Но так как от них не было никаких известий, я делаю печальный вывод – они погибли на «Армении» …
-
Крушение, превзошедшее по числу жертв «Армению», произошло в самом конце Второй мировой войны. В ночь на 16 апреля 1945 г.  подводная лодка Л-3 Балтийского флота под командованием В. Коновалова торпедировала германский транспорт «Гойя» с эвакуированными жителями и ранеными из Данцига. Из более 7000 человек на борту транспорта, тогда спаслось менее 200 ...
---
Приложение.  Катастрофа «Гойя»
В ночь с 16 на 17 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 "Фрунзевец" потопила немецкий теплоход "Гойя". Из-за нараставшего в Германии хаоса в связи с начавшимся днем ранее наступлением Красной армии на Берлин это событие прошло почти незамеченным и не вызвало столь бурного резонанса, какой последовал за потоплением в конце января другой советской субмариной транспорта "Вильгельм Густлов".

Однако по количеству жертв "Гойя" превзошел "Густлова", а его уничтожение считается крупнейшей катастрофой на море за всю историю человечества. На "Густлове", по современным оценкам, погибло примерно 5 300 человек, а "Гойя" унес на дно более 7 тысяч. Имя знаменитого испанского художника, известного своими жуткими, инфернальными фантазиями, воплотилось той апрельской ночью в реальный кошмар. Не зря говорят, как вы судно назовете, такая и будет у него судьба ...

"Гойя" - довольно крупный сухогруз длиной 130 метров и водоизмещением 7 000 тонн - строился в Норвегии и был спущен на воду в 1940 году, буквально за несколько дней до оккупации этой страны германской армией. Немцы достроили корабль, и в январе 1942 года он вступил в строй. В 1944 году его переоборудовали в военный транспорт, вооружив несколькими зенитными орудиями.   Весной 1945 года "Гойю" задействовали для эвакуации военнослужащих и беженцев из осажденного советскими войсками Данцига. До своей гибели он успел совершить четыре рейса, вывезя примерно 19 тысяч человек, то есть, в среднем около пяти тысяч за рейс. Но в своем последнем походе корабль был нагружен гораздо больше, поскольку немцы из-за резкого ухудшения обстановки на фронте старались побыстрее завершить эвакуацию.

Официально на нем находилось 6 200 зарегистрированных пассажиров плюс экипаж и зенитчики, однако, по свидетельствам выживших реальное число пассажиров было гораздо больше - от семи до восьми тысяч. Корабль вывозил из Данцига примерно 1500 солдат  4-й танковой дивизии, около 2000 раненых из военных госпиталей и неизвестное количество гражданских лиц. Людей было так много, что они занимали буквально каждый метр площади, сидели на лестницах и в коридорах. Более 1000 человек, которым не нашлось места во внутренних помещениях, толпились под холодным дождем на верхней палубе. На каждой койке в каютах лежало по двое-трое раненых. Никаких шансов на спасение в случае гибели корабля у них, конечно, не было.

15 апреля "Гойя" вышел из порта, по которому уже била советская артиллерия, и в сопровождении двух тральщиков направился в Копенгаген. К вечеру 16-го он прошел примерно половину пути, когда в сгущавшихся сумерках его обнаружил экипаж подлодки Л-3, несущей боевое дежурство на маршруте немецких конвоев. Командир Л-3 приказал догнать и атаковать столь заманчивую цель.  В 23-52 подлодка сблизилась с транспортом и дала залп из двух торпедных аппаратов. Обе торпеды достигли цели, одна попала в машинное отделение, другая - в носовую часть, которая от взрыва откололась и корабль переломился надвое. Он погиб очень быстро, всего через восемь минут, то есть ровно в полночь "Гойя" ушел под воду, унося с собой почти всех, кто был на его палубах и в трюмах. Эскортные корабли смогли поднять из воды лишь 157 человек, в том числе восемь солдат.