По своим охотничьим местам- спустя много лет

Николай Абоимов
  В этом году мне крупно повезло. Зейский заповедник организовал научно - исследовательскую экспедицию по Токинско - Становому национальному парку . Надо было начать работы в самом верховье реки Зеи, спускаясь сплавом на двух катамаранах ,идти до посёлка Бомнак
 Меня попросили поучавствовать в этом мероприятии. Почти полвека тому назад я 5 лет проработал в этих местах промысловым охотником. Учёных интересовало, что было здесь раньше и что стало, какие произошли изменения в животном и растительном мире.
 Вертолёт забросил нас на устье ключа Сивактыляк. Название происходит от эвенкийского слова "СИВАКТА" и на русский переводится как "хвощ" Это такой мелкий лесной хвощ, которым очень любят питаться олени. В этих местах его много, возможно, это была одна из причин того , что здесь всегда выпасали оленей эвенки .
 Во времена , когда я охотился , здесь также было стадо оленей совхоза " Ударник " из Бомнака. Бригадиром в нём в то время был Трифонов Василий Семёнович , сын Улукиткана Я часто с ним встречался и в некоторых своих рассказах о нём поведал.
 Работали мы 20 дней Сменили за это время 9 стоянок. Учёные занимались сбором  информации о фауне и флоре. Записывали ,фотографировали, собирали гербарии. Мне . человеку с большим таёжным опытом казалось, что я тут знаю всё. Но оказалось что,  в сравнении с этими людьми знания мои - поверхностные. даже в мышах я толком не разбирался . Мыши , да мыши , вредящие в зимовьях и портящие мех пойманных мной соболей. Но оказалось много интересного : вот эти мыши - долгоносики называются бурозубки. они относятся к насекомоядным. А самая маленькая из них оказалась не детёнышем, как я подумал, а " крошечной " бурозубкой" : в два раза меньше моего мизинца . И это самое маленькое млекопитающее обитающее у нас в России. Вот ещё мышь: крупная с коротким хвостиком. Оказалось зто лемминг ( лесной )
 За долгие годы скитаний по тайге я всего дважды встречался с летучей мышью. Тут же сотрудники заповедника поймали в сеть - паутинку её в первую ночь Оказалось их тут не так уж и мало.
 Меня очень поразили эрудированность и энциклопедические знания этих людей По силуэтам они легко распознавали летящих птиц: уток, коршунов ,ястребов, орлов, беркутов , журавлей , куличков и другую мелочь . Ночью определяли сов ,филинов и других ночных птиц по их крикам.
 При сплаве , как то мимо нас пролетала пара журавлей, и Настя .учёная из Московского зоопарка, сложив ладошки у губ, стала их подманивать , имитируя журавлиный крик . К моему изумлению, птицы отклонившись от маршрута и сделав над нами полукруг, дали возможность себя сфотографировать и разглядеть поближе .
 Очень много оказалось в тех местах красно- книжных гагар .Грандиозно смотрелось на лиственнице со сломанной вершиной огромное гнездо скопы - птицы - рыболова
  Кау мы преодолевали каменистые гряды, перекаты и стремнины р . Зеи , это отдельная история Экспедиция для меня пронеслась одним захватывющим ДУХ мгновением , Я побывал в местах, где был молодой , сильный , выносливый , красивый , счастливый. В какой - то мере я снова почувствовал себя таким.
 Нас было 11 человек Я очень благодарен этим людям за их опеку. Из тех медикаментов : таблеток и мазей, которые сложила мне в дорогу жена , всё осталось в целости и сохранности.