103 года - с именем Тутаев

Григорий Калюжко
  В России много небольших и малоизвестных городов. Но мало из них - древних, исторических. Уездный городишко с унылой и тяжелой судьбой ярославского простонародья на ряду с тем, ярко и жизнерадостно изображен на известной картине Бориса Кустодиева "Гуляние на Волге".
 
  К удивлению современных обывателей, пожалуй, только один город сегодня носит фамилию крестьянского парня, рядового красноармейца, бывшего рядового лейб-гвардии Егерского полка Российской Императорской армии. Прошло много лет, а "копья" до сих пор ломаются в жарких спорах по поводу имени города.
   
  ... Статная дама, известная в среде местных краеведов, писала: - Очевидцы тех лет помнят, как страстно просил отец Ильи Тутаева не называть город его именем… Мол, недостоин, был хулиганом, бандитом…
    - Как же было на самом деле? – такая мысль временами болезненно волновала уже не молодого мужчину, жителя старинного города в прошлом и нынешнего дачника.
 
  Случай уготовил ему неожиданную встречу с подлинными документами тех времен. Это было дело собеса Романово-Борисоглебского уезда.   Краевед-любитель осторожно открыл папку словно боялся нарушить многолетний покой лежавших в ней бесценных хрупких листков. Перед его глазами сквозь года виделась почти реальная картина тех лет.

  … Осенняя распутица на сельских дорогах заканчивалась. По ночам всё чаще случались заморозки. Вот и праздник Покрова Богородицы прошел. Зазимок, как называли в старину первый снег надёжно укрыл землю, укрепился небольшим морозцем.
 
  Раскрасневшийся Алексей с отцом у сарая возились с санями, готовились к первопутку. Запрягли единственную свою лошадку. С хрустом снега под полозьями сани весело побежали со двора за околицу небольшой деревни Куприянцево. Радостные вернулись к дому.
- Поеду с Алексеем в город, поможет управиться с делами на сенном и в уездный исполком зайду. Буду искать правды.
- Не пущу! – запричитала Мария Никаноровна. - Довольно!  Хватило горя мне от одной смерти! От вашего геройства опять жди беды. Вон, смотри, как глаза горят у нашего юнца. Не ровен час, и его под ружьё сманят. Подумал ты седой башкой кто будет нам помогать кормить малых деток?
- Да мы лишь испросить об обещанном, - оправдывался перед моложавой супругой глава хозяйства.
- Тогда, так. Испрашивать сходи один, а в помощь возьми Прасковьюшку. Уж, не малое дитя. Четырнадцатый годок пошел. Посидит в санях…   

  Руководитель района сразу признал отца погибшего Ильи. На мгновение задумавшись, он, не подавая вида, что смутился от затянувшегося выполнения обещанного, взялся за ручку телефонного аппарата. Покрутив её, с кем-то соединился.
  - У меня гражданин Тутаев – отец погибшего красноармейца. Мы ведь нонешним летом обещали ему помочь? Когда его примите для оформления пенсии за сына? Хорошо…
 
  В наступивший понедельник, видимо, под диктовку сотрудника отдела было написано заявление: «Служивший в Красной Армии сын мой Илья Павлович Тутаев убит во время Ярославского восстания белогвардейцев против Советской власти. Мы родители состояли на иждивении. По сему просим нам пособие, т.к. не имеем никаких средств. Павел Тутаев. 4 ноября 1918 г.»
 
  Но реальность оставалась суровой. Не одни они просили помощи. Каждый случай тщательно изучался, составляли акты обследования. Дела рассматривала местная комиссия.
 
  По тем временам крестьянская семья 60-летнего Павла и его 51-летней жены с четырьмя детьми, младшей из которых исполнилось 7 лет считалась обеспеченной. Имелись лошадь и две коровы. Различная мелкая живность. На этом основании 27 февраля 1919 года  в пенсии им было отказано.
 
  После получения отказа в помощи, что именно и каким образом высказывался временами резкий на слово землепашец Павел Тимофеевич в адрес местной власти и отдельных его представителей можно только догадываться. Но "дерзость" его запомнили.
 
  Сегодня многим землякам более жаль не только утерянного благозвучия в имени города. Вызывают сожаление и возмущение факты лицемерия, пренебрежения к судьбам тысяч павших молодых жизней, которые стремились к хорошей жизни, к обретению лучшей доли для себя и товарищей.
 
  Илья Тутаев – это символ извечной тяги людей труда к справедливости, надежды на светлое будущее.
 
  Его потеряла крестьянская семья, но обрели жители индустриального города и района.