Миссия. Заметка 3

Агата София
В нумерации заметок нет никакого смысла - на случай, если у этой заметки есть читатель.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Я не сторонник устного анкетирования и долгих разговоров. Если отношения учитель- ученик сложатся- у нас будет достаточно времени для лого-вбросов в занятия.
Если не сложатся - значит и разговоры ни к чему.
Бывает, что мы обоюдно понимаем, что не созданы для отношений учитель - ученик.
Это бывает к счастью. Потому как "скрип"  и шероховатости изначально невозможны - это трата времени.
Я не занимаюсь воспитанием.
(Возможно, отчасти поэтому, предпочитаю работать со взрослыми.)
Полная самоотдача учителя строится на полном (осознанном и добровольным) доверии ученика. По -другому не бывает. Ну, или у меня не бывает.

Голосом мы занимаемся сразу, с первой встречи.
Вся вводная часть ( теоретическая) - по ходу действия.
Я не пугаю ученика нотами, терминами, не разогреваю ему голос непонятными ему вокальными упражнения. ("Непонятными" для него, с точки зрения нужности этого именно для него.)
Важно: мы живем в мире информации ( как корректной, так  и некорректной), велика вероятность того, что о вокале мой ученик ( теоретически) знает больше меня - будем объективны.
Мой козырь - нужность и необходимость специальной музыкальной информации конкретному человеку на данный  конкретный момент времени. 

Мы пробуем петь. Иногда это подготовленная песня с минусовой фонограммой, если таковой нет, или "так сразу" немного страшно, сгодится любая "симпатяга" из мультиков, фильмов - аккомпанемент можно подыграть на клавишах. Живой ( даже синтезированный) звук фортепиано прекрасно настраивает голос, а забывая и вспоминая слова, можно не зацикливаться на желании непременно попасть во все ноты. Впрочем, "минусовка" годится тоже!

И вот, наконец, ученик поет, а я... останавливаю, перебиваю его ( о, ужас!),не даю ему исполнить произведение полностью (зря он боялся и сомневался в себе).
Но цель этого пения определенная -  я хочу расслушать - рассмотреть его голос, тот алмаз, который он носит в себе, огранкой которого мне предстоит ( в лучшем случае) заняться.

 Я "влезаю"  в процесс и предлагаю пробовать один или другой фрагмент исполнить иначе, непривычным для него способом.Это означает предложение задействовать некоторые мышцы, резонаторы, помочь себе освобождением мышц грудного отдела, или попробовать позвучать гортанью в области "за глазами".
Как бы ничего необычного ... для певцов, но мы-то пока еще не совсем певцы)

"Влезаю" я как раз в те места, которые являются трудно ( или непонятно как) исполняемыми. Иногда, ученик сам говорит о них и спрашивает как преодолеть трудные и неудобные моменты.
Или не говорит, а то, что не получается списывает на неумение ( что хорошо) или на его личную неспособность( что хуже, но точно поправимо).
Ясно, что меня не нужно предупреждать о трудных местах в музыкальных фразах- я прекрасно их слышу сама, и физически испытываю дискомфорт, схожий с дискомфортом, испытываемым учеником.

Примечания автора. Вокальный аппарат слушателя старательно имитирует работу мышц певца  во время исполнением последним песни. Другими словами, идентично работает гортань, связки , "повторительно" раскрываются ходы в резонаторные полости.
Поэтому, в прямом смысле : боль ученика- моя боль. Боль - в понимании недовольства собой от " не получается". Естественно мы говорим о пении и боль связок условна. Мы вообще их не чувствуем. Упс!)

На этом малюсеньком этапе взаимодействия закладывается первый кирпичик доверия:
"Учитель предложил мне вариант ( метод, прием) звукоизвлечения, в котором мне удобно/нравится звук/ исчезли неприятные ощущения в гортани/ красивый голос/ интересная манера звучания  и т.д. - Неожиданно получилось!"
Осознания своих возможностей,мОгущества развивать умения здорово окрыляет.
А ведь это был только первый урок!)

КТО ВИНОВАТ  и все другое и интересное  - в продолжении


 картина Виктора Ткаченко " Идущий"