Пословица о корове

Леонид Цальман
посл. испр. 02.02.24.

Пословица – изречение повествовательного характера, созданная на основе какой-то известной истории, какого-то  известного события. Настолько хорошо может быть известен исток пословицы, что не требуется его упоминания. История пословицы может быть даже забыта.

Некоторые пословицы и поговорки рождены народным творчеством, другие заимствованы  из литературных произведений, немалая часть – взята из библейских текстов.

Приведём пословицы и поговорки, имеющие своим источником Библию.

• «Запретный плод сладок».
Ева увидела, что райское дерево с запретным плодом
«хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела» (Бытие 3:6).

• «Прикрылся фиговым листком».
Адам и Ева после поедания плода дерева познания добра и зла в Раю сделали пояса из листьев дерева инжир (фига, смоковница):
«И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 3:7).

• «Работать в поте лица своего».
Бог сказал Адаму перед изгнанием его из Рая:
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Бытие 3:19).

• «Назначили козлом отпущения».
В день отпущения грехов первосвященник Храма клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа израильского. Затем козла уводили в пустыню и отпускали, дабы он навсегда унёс на себе грехи народа (Левит 16:21–22).

• «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь!»
Источник пословицы:
«Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притчи Соломоновы 26:27).

                Различные толкования пословицы о коровах

Пословица «чья бы корова мычала, а твоя бы молчала!» допускает несколько толкований.

Первое. Требование к человеку не говорить глупости. Человека приравнивают к (его) корове, которая мычит по своей прихоти. В отличие от «чьей-то» коровы, которая мычит по делу.

Другое. Требование к человеку не высказывать своё мнение. Человека сравнивают с (его) коровой, которая не должна мычать. В отличие от «чьей-то» коровы, которая имеет право мычать.

Возможно такое толкование пословицы «чья бы корова мычала, а твоя бы молчала» : человеку советуют молчать, так как он умный среди глупых. «Чья-то» корова, глупая, мычит, а «твоя» корова умная, конечно, молчит. Но в такой трактовке пословица не встречается.  К «чьей-то» корове в пословице высказывается  почтение.  «Чья-то» корова имеет право мычать.

История создания пословицы «чья бы корова мычала, твоя молчала» неизвестна.  Событие, на основе которого создана пословица, забыто.

Возможно, что источником образования пословицы «чья бы корова мычала, а твоя бы молчала» являются библейские тексты о завоеваниия Ханаана израильтянами. В них есть рассказ о происшедствии с ковчегом Завета – ларе, в котором хранились две каменные доски с десятью божьими заповедями. Коровы в рассказе играли важную роль.

                Коровы

Ковчег Завета был захвачен филистимлянами в битве с израильтянами как трофей . Боясь божьего наказания, филистимляне решили возвратить ковчег евреям.

«И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, [и наполнилась земля та мышами]. И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей [и заклинателей] и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам отпустить его в свое место. Те сказали […] возьмите, сделайте одну колесницу новую и возь-мите двух первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в колесницу, а телят их отведите от них домой; и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу […] И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома; […] И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево» (Первая книга Царств 6:1-3; 6:7-8; 6:10; 6:12).

По естественному порядку коровы должны были стремиться к своим телятам. Но Высшая Сила заставляла коров идти по дороге к назначенной им цели. Мычание коров выдаёт их муки.

                Смысл пословицы

Пословица «чья бы корова мычала, а твоя бы молчала» обличает человека, который преувеличивает или выдумывает нравственные трудности (мучения) при выполнении им каких-либо работ. Его поведение есть видимый обман.