Киркенес

Вячеслав Кисляков 2
   Как я открывал пассажирскую линию на Норвегию.

   В 1989 г. я обратился к руководству ММП с предложением постановки теплохода «Канин» на регулярную линию между Мурманском и ближайшими портами Норвегии, расположенными в Варангер-фьорде: портами Киркенес, Вадсе, Варде. Были выделены деньги на ремонт и переоборудование судна с тем, чтобы оно полностью соответствовало всем требованиям международных Конвенций. Демонтаж пассажирских кают, ресторана, музыкального салона, а также всего лишнего оборудования произвели на СРЗ ММФ, а переоборудование судна закончили в порту Киркенес на верфи «Кимек». Все было сделано в лучшем виде – через 4 месяца «Канин» стал похож на королевскую яхту. Работники пароходства и сам экипаж с трудом верили в такое преображение судна, хотя все было на глазах экипажа. Мне запомнились слова главного инженера ММП А.М. Буторина: «Впервые вижу судно, которое не только уложилось в смету, сделав такой великолепный ремонт, но еще и сэкономило часть ремонтных денег». Мне было приятно это слышать. Дело в том, что экипаж многое делал своими силами, т.е. занимался саморемонтом, там, где это можно было сделать. Первый свой круизный рейс «Канин» совершил с работниками верфи «Кимек» - теми, кто преобразил судно и дал ему вторую жизнь.

    Хорошо помню свой первый заход в  Киркенес.  Пройдя за ночь около 100 миль по Баренцеву морю, мы полным ходом приближались к заключительной точке нашего круиза, Киркенесу – самому восточному и удалённому от центральной части Норвегии приграничному городку, расположенному в устье реки Пасвик (в российской транскрипции – Паз) на берегу омывающего российские и норвежские берега Варяжского залива (по-норвежски он называется Варангер-фьорд, Varanger fjord). А сам город расположен всего в 8 километрах от российско-норвежской границы.

    В западноевропейском путеводителе написано, что «Киркенес» - это город в самом отдалённом уголке Норвегии, город, «где Запад встречается с Востоком». Западный путеводитель прав, более того, вполне можно сказать, что Киркенес – это русский город на северо-востоке Норвегии, в самом дальнем, примыкающем к России, уголке узкой полосы, которой протянулась вдоль побережья Норвежского и Баренцева морей эта скандинавская страна.

     Этот небольшой норвежский порт и город, который является ближайшим соседом Мурманска, я с начала 1990-го года посещал неоднократно, когда по моему предложению было решено открыть международную регулярную линию из Мурманска на расположенные в Варангер-фьёрде норвежские порты Киркенес, Вадсё и Вардё. Но, прежде всего, для этого надо было  переоборудовать теплоход «Канин» под европейские стандарты и привести его в соответствие с требованиями международных конвенций МАРПОЛ-73/78  и СОЛОС-74.  Для этой цели, я с начальником пассажирской и эксплуатационной служб ММП Бурсоном Сашей и Громовым Николаем, выехали на машине в Киркенес, где должны были обговорить все  вопросы ремонта и переоборудования теплохода «Канин» на верфи «Кимек». Здесь я впервые хорошо познакомился с генеральным директоров верфи - Коре Стурвиком (1989-1993 гг.), с которым впоследствии мы стали  очень хорошими друзьями.

    После переоборудования теплохода «Канин» на верфи  «Кимек», я начал в 1989 году работать на линии Мурманск – Киркенес. Чуть позже, с 1990 года -  на линиях Мурманск – Вадсё, Мурманск – Вардё, Мурманск - Тромсё и Мурманск – Трондхейм. Это была очень интересная работа для меня, как капитана, так и для всего моего экипажа на международных линиях, где приобретался неоценимый практический опыт при плаваниях по сложным  норвежским фьордам в течение пяти лет (1990 -1995 гг.).

    Одновременно с переоборудованием судна велась работа с туристическими фирмами Норвегии и России по составлению расписаний плавания, подготовке к обслуживанию иностранцев в Мурманске. У нас не было опыта в организации международной судоходной линии, продажи билетов, связи, рекламы. Наш первый рекламный щит был установлен Мурманским пароходством на площади «Пять углов». Он рассказывал об открываемой ММП международной линии о самом судне.  На нем было вывешено расписание движения теплохода на линии Мурманск – Киркенес. Впоследствии была организована и вторая линия Мурманск – Вадсе с заходом в порт Варде. А позже, с 1992 года «Канин» стал ходить с туристами до Тромсё и Трондхейма. Эта международная пассажирская и круизные линии просуществовали до середины 1995 года.

     Однако наступали новые времена, и пассажирский флот ОАО ММП был почти весь распродан. Были проданы теплоходы ММП:  «Мария Ермолова» - Азаербайджану на Каспийское море, а «Алла Тарасова» - американцам.  «Марию Ермолову» уже распилили на «гвоздья», а «Алла Тарасова» американцами была переоборудована и успешно работает в Антарктиде, где делает круизы с туристами из порта Ушаайя к берегам Антарктики. В  июле 1995-го года дошла очередь и моего теплохода "Канин"… Он также  был продан частному судовладельцу и  переведен капитаном Самоделовым Валерием Ивановичем на побережье Черноморско-Азовской части России. Там он стал совершать регулярные грузопассажирские рейсы между портами  Черноморского побережье России и портами Турции.  Отработав на Севере почти 25 лет, теплоход «Канин» начал бороздить воды Черного моря, совершая рейсы между портами Крыма и Турции. К 2003 году у «Канина» уже сменилось более 14 хозяев, восемь из которых были застрелены. Можно только представить, чем занимался на этой линии мой родной теплоход… Да и сам он стал уже называться не «Канин», а какой-то -  «Трапезус». Позже,  к середине  2000-х годов, судно было арестовано в Стамбуле за долги очередного судовладельца и прекратило  работу, а следы теплохода исчезли вообще...

    И вот, после долгого времени неопределённости, мне поступило подтверждение, что в 2010 году бывший теплоход "Канин" был разделан на металлолом в Турции. Так закончилась судьба лайнера, на котором я проработал  целых девять лет…

    Но, хочу вернуться немного к истории Норвегии и России. Земля самого восточного муниципалитета Сёр-Варангер, расположенного в самой северной норвежской губернии Финнмарк, вплоть до 1826 года совместно управлялась Норвегией и Россией. Сегодня муниципалитет граничит с Финляндией и Россией. На улицах местной столицы – Киркенеса – можно увидеть указатели и вывески на русском языке. Географически он расположен на той же восточной долготе, что Санкт-Петербург и Каир.
 
     Во время Второй мировой войны в Киркенесе располагался плацдарм фашистских войск, а после освобождения региона почти сорок лет Сёр-Варангер был наглухо закрытой территорией НАТО. В настоящее время ежедневно из города-порта Киркенеса отправляются в сторону Бергена вдоль всего побережья Норвегии круизные лайнеры компании Hurtigruten.

     В Киркенесе интересно посетить Музей Пограничья (Grenselandmuseet), где постоянная экспозиция «Край между странами» рассказывает об истории приграничных отношений Норвегии и России. Также здесь представлен советский самолет Ил-2, участвовавший в 1944 году в операции по освобождению района. Это единственная машина такого типа, находящаяся в музее западной страны. В здании Музея Пограничья расположен и Музей Савио, посвященный творчеству саамского художника Йона Андреаса Савио (1902 – 1938).

     На центральной площади Киркенеса расположен памятник военным матерям, посвященный роли женщин в годы Второй мировой войны. Один раз в месяц (обычно в последний четверг каждого месяца) эта площадь превращается в оживленную ярмарку. Очередную дату проведения этого мероприятия можно узнать в местном информационном туристическом центре.

     Во время Второй мировой войны Киркенес подвергался бомбардировке свыше 300 раз. Шахта Андерсгротта была проложена во время войны и использовалась как бомбоубежище. Сегодня она открыта для посещения туристов. Тут проходит демонстрация документального фильма о суровых военных годах.
     В одном километре от города и Музея пограничья находится Парк северных оленей и ездовых собак породы хаски «Габба», где можно «пообщаться» с этими животными в их естественной среде. В окрестностях находится и архитектурное чудо из снега – Kirkenes Snow Hotel с ледяными скульптурами на 10 номеров. Он открыт с 20.12.2009 по 24.04.2010.

     Прекрасная панорама на весь Киркенес и Бёк-фьорд открывается с горы Престефьель.

     Под конец мы зашли еще в Киркенес. Городок небольшой. Красивый памятник советским воинам-освободителям. Он известен по Петсамо-Киркенесской операции — наступлении войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР на войска вермахта на севере Финляндии и Норвегии с 7 октября по 1 ноября 1944 года во время Второй мировой войны. В результате этой операции Северная Норвегия была полностью освобождена. Есть в городе и памятник женам рыбаков, ждущих своих мужей. В то время, в которое проходило наше плавание, Норвегия была преимущественно страной рыбаков. Норвежская сельдь - это был основной источник благосостояния.