Мастер по безделушкам. 14

Иннокентий Темников
14

- Мам, а кто сильнее кит или слон?- любознательный парень лет пяти потянул мать за рукав.
- Стой, не вертись,- молодая мамаша сняла детскую ладошку со светлой ткани модного пальто и вновь уткнулась в телефон.
 Очередь двигалась медленно, из трёх работала одна касса. Старик извлёк из кармана список покупок, составленный женой, и задумался над пунктом «Что-нибудь к чаю». Достаточно ли будет банки арахисовой пасты?
 Покидать очередь не хотелось. Пожилой человек вытянул со стойки плитку шоколада, бросил в корзину и с раздражением подумал: «Не могла сформулировать яснее… а я всегда догадывайся, чего ей хочется».
- Мам, а если лев на тигра наскочит, кто победит?- не сдался юный почемучка.
- Не знаю,- отмахнулась от малыша женщина,- или тигр, или лев. Вот тебе твой «Чупа-чупс», ешь, не нервируй маму, скоро наша очередь.
Женщина толкнула продуктовую тележку. Малыш зашуршал обёрткой яркой конфеты. Любопытство угасло в глазах.
- Эх, малыш,- подумал старик,- в природе лев никогда «не наскочит» на тигра. Только люди могут стравить одного зверя с другим. Есть у людей такая особенность. Как можно слона сравнить с китом, льва с тигром, белого медведя с бурым? В Арктике «сильнее» белый медведь, в лесу — бурый, кит живёт в воде, слон на суше. А соревнования меж людей? Глупость несусветная. Потратить жизнь, чтобы выше всех подпрыгнуть? Тоже мне работа — профессиональный спортсмен! Спортом надо заниматься, чтобы быть хорошим воином, рабочим, пожарным, врачом. Человека есть смысл сравнивать с собой прежним. Стал лучше, умнее, умелей — победил, нет — проиграл!
- … и две пачки Винстона синие,- приятный женский голос вернул старика в очередь. Молодая мамаша расплатилась и покатила продуктовую тележку к выходу. Мальчишка потянулся вслед. Розовая конфетная палочка торчала из сомкнутых губ.

 Я буду называть его Ноем. Он светлый, высокий, красивый, умный. Ной всегда строил «ковчеги». Сегодня это ВНШ - Высшая народная школа при Иркутском пед. университете. Когда мы встретились, Ной трудился методистом в отделе образования и носился с идеей создания лицея для одарённых детей.
 Нас свёл конкурс «Учитель года». Не знаю, что думал Ной, собрав с каждой школы по «твари»: литератора, русиста, англичанку, историка, ОБЖиста, трудовика, но «битву в ковчеге» устраивать не стал, или я это так воспринял, верный заветам Сунь-цзы, побеждать не сражаясь. Может и «тигр» наскакивал на «медведя», но я оставался в своём океане.
 Моё показательное плавание выглядело убедительным. После победы в районе Ной спросил: «Поедем на область?»
Я: «Категория будет?»
 Категория — это рублики к зарплате. Главе семьи приходится думать не только о себе. Глупо не воспользоваться возможностью, которую тебе подсовывает жизнь.

 Апрель. На Байкале лёд, а в Иркутске весна. Светит солнце, набухают почки, воробьи купаются в лужах.
 Атмосфера соревнований на меня плохо действует, потому решил не погружаться в её липкий сироп, а «переболтаться» по друзьям. Друзья это вечерние посиделки за рюмкой чаю, бесконечные разговоры: «Помнишь ту гору, и как ты… а я...», песни под гитару, новые планы, баня, и никаких терзаний по поводу «первый-второй-последний».
 Всё же совру, если скажу, что не поддался настрою, который сопровождает любой творческий конкурс. Просыпаюсь с первыми лучами солнца. Мысли ясные, словно их вырезали алмазным резцом на поверхности мозга. Через пару часов готов к очередному испытанию. Может с того времени привычка работать по утрам, или это особенности психики? Записывал редко, только когда без этого нельзя обойтись: план открытого урока, педагогическую концепцию.
 Мудрый Ной вписывает, в выстраданные мной открытия, смутно знакомые имена: Сухомлинский, Шаталов, Ильин, Выготский. Мне немного обидно и хочется как лягушке-путешественнице закричать во всё горло: «Это я! Это я сам придумал!», но помалкиваю, утешившись мыслью, что нисколько не стыдно быть в компании таких достойных людей.
 Вспоминаю своего друга Стаса, который сдавал научный коммунизм. Экзаменатор задаёт вопрос: «Что Карл Маркс о классовой борьбе писал?» «Сумрачный немецкий гений тома наворотил, что я всё должен читать?»- думает студент. Но отвечать надо, и Стас излагает свои соображения по вопросу классовой борьбы, справедливо рассудив — советский человек должен думать как Маркс. Экзаменатор делает замечание, что для оценки «отлично» в ответе не хватило цитаты знаменитого философа и ставит в зачётку четвёрку. Обрадованный студент бежит в общагу!
 Наверное и я, набив собственные шишки, пришёл к сходным выводам, что и корифеи советской педагогики у которых хватило силы воли и времени написать статьи и книги.

 Каждый день при встрече Яков Григорьевич спрашивает у моей жены: «Львович вернулся?» «Нет»,- отвечает жена. Не верит в меня старый литератор.
 Я не вылетел ни с первого тура, ни с второго. По-настоящему испугался в финале, когда до меня дошло, что могу выиграть конкурс. Победа — это замечательно, но готовиться к московскому этапу и лишиться лета? Ради чего? Перефразируя Цицерона: «Если у тебя есть сад и библиотека, у тебя есть всё что тебе нужно». В моём распоряжении тайга и все книги городской библиотеки, а карьера мне не нужна.
 Нет, никакой я не кит! Я лягушка, для которой её болота лучше ничего нет.

 Из области я вернулся с дипломом о втором месте, чайником, утюгом, микроволновкой и удостоверением члена клуба «Байкальские пеликаны».
 Несколько вёсен кряду «пеликаны» слетались на конкурс, обменивались опытом, поддерживали новичков.
 Я благодарен тому времени и тем встречам. Конкурс дал возможность посмотреть множество школ и уроков. Открылась нехитрая истина: главное богатство любого общества — люди. Школа держится на учителе. Прав был лучший друг советских физкультурников и отец народов: «Кадры решают всё».

 Изба кривая на пригорке
Лопух, крапива по окно
Страны заброшенной задворки
А как красиво всё равно!

На подоконнике щербатом
Герань, закрывшая стекло
Скамейка с кошкой полосатой
От печки, хвойное тепло.

Домашний коврик под ногами.
Варенье, блюдечко, блины.
Шумят соседи за дверями
Душистых яблок принесли.
                В. Солонков

 Часто думаю, как наши предки, начав движение от Ладоги, от Днепра сумели прийти на Волгу, перевалить Урал, пройти Сибирь, стать ногою на берег Америки? Немалую помощь в том сыграла русская изба: четверик под крышей, крытой дранкой иль соломой, с печкой, с сенцами, а то и без оных. Для возведения такой конструкции и надо что лес, топор да добры руки. Пришли русские люди на новое место торговое, хлебопашное, рыбное и охотничье, поставили заимку, а там глянь - через десяток лет уж городок стоит!
 Четверик — основа всей деревянной архитектуры. Если его разделить капитальной стеной, получится дом пятистенок. Если нужно помещение большой площади, брёвна можно увязать шести, или восьми угольником. Так церкви строили — «шестерик на четверике», или «восьмерик на четверике». Ряд брёвен называется — венец. Венцы рубили с остатком, в чашу (в обло), реже в лапу. А как украшали: коньки или птицы на охлупене, крылатые причелины, прорезные полотенца, закрывающие торцы верхних брёвен избы, резные подзоры, узорчатые наличники!
 В нашем городке большой частный сектор, вокруг много дачных посёлков. Домики больше скучно-однообразные. А ну как, познакомлю своих «мастеров» с богатствами деревянного строительства, может через десяток лет кто и сделает из своей дачки «Коломенский дворец»?