Память сердца Kuruwinda гл. 35

Анна Магасумова
Гуру Нанак. Покори свой разум

"Будь мудростью, поддерживая тебя. Будь милосердием, проводником и слушай Божественную музыку, которая бьётся в каждом сердце"
(Гуру Нанак)


  Пенджaб - северо-западные ворота Индии. Через эти ворота, с тех древнейших времен, когда ещё и страны такой, как "Индия", не было, проникали на эти земли самые разные захватчики и завоеватели.
  Считается, что первыми были племена ариев, пришедшие сюда из Восточной Европы через Среднюю Азию, в III–II тысячелетиях до н. э. (1) Хотя не исключено, что до их появления здесь проходили, через эти ворота и представители других этносов -  возможно, из древних стран Передней Азии.
  Историческая наука наиболее полно описала относительно недавние имена и события, начиная с появления тут войск Александра Македонского (IV в. до н. э.), а затем - всё с большей достоверностью -  нашествия арабов, пытавшихся в Х веке утвердить на землях Индии зелёные знамена пророка.
  Вслед за этим были многочисленные завоевательные походы персидских, афганских и среднеазиатских правителей-мусульман. Они были почти непрерывные, начиная с создания в XII веке Делийского султаната и завершившись утверждением в XVI веке империи Великих Моголов, основанной среднеазиатским тюрко-монголом Бабyром. (2)
"Бабур" означает"лев, полководец, барс"
"Поистине страсть к завоеваниям - дело естественное и обычное"
(Никколо Макиавелли)
   Бабур родился 14 февраля 1483 года в древнейшем городе Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана (Тимура). (3)  Бабур был по линии отца тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов.(4)
   Согласно генетическим исследованиям, сегодня несколько миллионов мужчин с большой вероятностью  являются потомками близких и дальних родственников Чингисхана.
"Если моё тело умирает, пусть моё тело умирает, но не позволяйте моей стране умирать"
(Чингисхан)
  И непрерывно лилась кровь на землях северо-запада Пенджаба, жители  первыми принимали на себя удары захватнических армий и упорно противодействовали внедрению в их жизнь чужеродной веры и чужих законов и предписаний.
  Много столетий длилось Средневековье, в борьбе породив два закона и признавая только эти два закона -  закон силы и власти,  и закон мужества и чести. Можно было жить, только будучи подавленным или не давая себя подавить.
  Те, кто не хотел склониться перед силой и властью, жили в борьбе и погибали, не сдаваясь.(5)
  И так же непримиримо разгоралась борьба за человеческие души, борьба, которую вели религии. Одна вера вставала на другую, стараясь привлечь как можно больше верующих на свою сторону.
  "По многим землям прошли князья ислама, много разных религий они искоренили, много народов обратили в свою веру, а вот в Индии столкнулись с такой религией, которая обволакивала и поглощала всё инородное, что в неё привносилось. Индуизм -  наследие нескольких тысячелетий, религия, отягощённая собственным многообразием, словно огромное дерево, усыпанное одновременно и цветами, и плодами, и шипами, и листьями, -  индуизм оказался трудноодолимым. Он всё впускал в себя, поглощая. На месте десятков обрубленных его ветвей вырастали сотни новых, да к тому же принимавших иногда форму того меча, которым их срубали. Всё больше и больше индусов стало обращаться в ислам, поддаваясь посулам или уступая насилию, но по-прежнему оставаясь при обращении в чужую веру сыновьями Индии…"
(Н.Р.Гусева "Индия в зеркале веков")
  Как память о боевом прошлом Пенджаба здесь и теперь всюду можно видеть вооруженных людей. И неудивительно, что мальчиков с  детства учат владеть оружием и щитом.
На любой шумной, базарной  улице, можно увидеть лавки оружейников. А если войти туда, в прохладную полумглу, в глазах зарябит от поблёскивающих на прилавках   острых кинжалов  и  сабель. 
'Нет смысла искать самое страшное оружие, придуманное людьми, поскольку война - самое ужасное оружие, созданное человеком"
(Дмитрий Швецов)
  Пенджаб лежал на границе с миром ислама, на стыке двух вер, двух культур. Феодальные правители стран, простиравшихся за западными и северными горами, испокон веков смотрели на Пенджаб как на желанную добычу и ещё задолго до ислама разоряли его земли бесчисленными набегами.
   Когда же арабы донесли знамя пророка до Ирана, Афганистана и Средней Азии, тогда у правителей этих стран появилось оправдание любых вторжений и захватов. Слова их священного писания звали вперёд и снимали любую вину, превращая солдат из наёмников в фанатиков.
  Мирному населению  Пенджаба всё чаще и чаще приходилось браться за оружие, чтобы отстаивать от врагов свои дома, поля и скот, города и храмы. Но не было равенства и не было единства в этих войсках. Кастовые барьеры были неодолимы, племенные и религиозные различия мешали взаимопониманию.
  Люди неоднократно делали попытки сблизиться, найти сплав идеологий, который помог бы им соединить свои силы, который снял бы с их жизни проклятие кастового неравенства.
  И не только по Пенджабу -  по всей Индии тогда перекатывались волны движения бхакти.*
*движение бхакти - преданность, любовь к Богу в индийской философии и религии, религиозное направление, возникшее в средневековом индуизме,  выступившее  катализатором формирования сикхизма. Движение бхакти возникло в XVIII веке на юге Индии (ныне Тамил Наду и Керала ) и распространился на север. Он охватил восточную и северную Индию с XV века.
  Бхати стало мощным движением за право на полноценную жизнь,  против высших каст, захвативших земли, имущество, права на обучение, законодательство, богослужение.
  При это появлялись проповедники равенства, призывавшие всех объединиться в вере в единого бога и в безграничной любви к этому богу. Страна, истерзанная бесконечными внутренними распрями, обескровленная ударами захватчиков, пыталась изо всех сил сбросить кастовые оковы.
  И вот тут  ислам - религия без каст, религия, обещавшая равенство всем, кто признаёт, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - пророк его. В ислам обращались тысячи людей. Одни потому, что надеялись обрести равноправие, другие потому, что правители силой обращали их  в новую веру, третьи, что более банально,  потому, что обратившиеся платили меньше налогов.
  А проповедники учили, что любой бог - это бог, что от имени бога ничего не зависит, что божественная сущность Аллаха и Вишну одинакова.
  Большим влиянием в XIV–XV веках пользовались суфии -  мусульманские проповедники, учившие:
 "Бог -  это добро.  Путём размышлений, пения молитв и повторения его имени можно погрузиться в мистическое общение с ним".
  Это было понятно и близко индусам, это было близко и учению бхакти. Суфии воспевали равенство и учили равенству. В Пенджабе, где вопрос равенства, единства, слитности был вопросом жизни и смерти, учение суфиев и учение бхакти привлекали многие сердца.
  Здесь, 15 апреля 1469 года в маленькой деревушке Талванди (Сейчас - Нанкана Сахиб) в 40 милях к юго-западу от Лахора, в семье, принадлежавшей касте браминов, родился основоположник нового учения - сикхизма - Нанак. Об обстоятельствах его рождения рассказывает древнее жизнеописание Гуру Нанака, "Джанам Сакхи".
  Перед его рождением на исходе ночи раздался мистический Звук музыки сфер. Приглашённый жрец сказал:
"Мальчик  родился в благоприятный момент. Этот человек - великий святой... Ему будут поклоняться как индусы, так и мусульмане. Имя его прогремит на Земле и в Небесах. Деревья и травы будут повторять: "О Нанак, Нанак!". Океан даст ему доступ к себе. Он будет мысленно читать Волю Всевышнего. Кроме Высшего Господа он не будет признавать никого". (6)
    Детство и юность Нанака протекали в Пенджабе, в том самом Пенджабе, на который волна за волной обрушивались завоеватели. Нанак, учившийся и у муллы, и у брахманов, сделал целью своей жизни создание учения об истинном равенстве.
  Он возгласил, что ему было видение: бог открыл ему, что разница в вере не создает разницы между людьми и все равны вне зависимости от вероисповедания и касты.
"Покори свой разум и покори мир"
(Гуру Нанак)
  Нанак  стал проповедовать своё учение, разъезжая по всему Пенджабу. Сначала его окружала небольшая группа приверженцев, которым он дал имя сикхов -  учеников, но с годами она выросла в многочисленную общину, жадно впитывавшую учение своего гуру. Среди сикхов были самые разные люди - они слушали проповеди Нанака и исполняли вместе с ним молитвенные гимны. Были мусульмане, были и члены высоких и низких каст.
  Нанак резко выступал против брахманской гордыни,  против бесчисленного множества ритуальных обрядов, совершения которых брахманы требовали от всех последователей индуизма. Он выступал против поклонения изваяниям богов. Он отрицал брахманские предписания отшельничества во имя спасения души.
   Имя Нанака прогремело не только по всему северу, югу, востоку и западу Индии, но также далеко за её пределами - в Аравии, Месопотамии, Цейлоне, Афганистане, Бирме и Тибете. Он потратил более 30 лет своей жизни, чтобы пешком пересечь все эти страны. На своем пути он был однажды плохо принят в одной деревне. Эту деревню он благословил со словами:
  "Да будете вы процветать здесь".
В другой деревне знакам внимания, оказанным ему, не было границ.
 "Эта деревня, - молился он, - должна рассеяться". Когда его спутник
спросил  об этих странных высказываниях, Нанак ответил:
"Те, кто принял нас плохо, пусть процветают и будут там, где они есть, чтобы они не загрязняли других своим непочтительным поведением. А если те, кто принял нас хорошо, рассеются, своим примером они сделают и других тоже добродетельными и воспитанными".
 Нанак объяснял:
"Мирская активная жизнь, жизнь среди людей и ради служения людям - гораздо более угодна богу".
Будь чист и Истина откроется тебе.
Превыше всего имей в своем сердце любовь к Богу
И не вреди чувствам Его созданий.
(Гуру Нанак)
  Нанак был и поэтом. В своих стихах-молитвах он воспевал природу Пенджаба, труд людей на полях, их радость в дни урожая.
Он призывал людей размышлять о боге в предутренние часы, а дни свои отдавать полезному труду. Ритуал, который он выработал для своих сикхов, был прост, понятен и целесообразен.
  Всё, чему учил Нанак, было направлено на объединение людей, на то, чтобы они осознали, что все они похожи друг на друга.
  Нанак ввёл обычай совместных трапез -  это исключало запреты межкастового общения. Сикхи ели все вместе, и с ними ел их гуру Нанак. Впервые в истории Индии члены высоких каст ели вместе с членами низких, да ещё из одной посуды.
  Кроме того, к молитвам допускались и женщины. А сами молитвы Нанак стал произносил не санскрите, не на персидском языке мусульманских правителей и не на арабском языке, а на народном, родным для каждого языке панджаби.
   Таким образом, Нанак открыл своей религии путь в глубины каждой семьи.
Современные сикхи зовут Нанака "гуру Нанак део", то есть "учитель-Нанак-бог".
А он писал:
"Там, где есть "Я",
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
 "Я" там нет…"
  Своему любимому ученику Бхаи Леви Нанак дал имя  Ангад - дарующий браслет.(7)  Бхаи Лехна встретил Гуру во время паломничества к источнику индуистской богини Ангад. Тогда ещё он поклонялся  Шиве. Впечатление от проповедей Навака было таким сильным, что Бхаи Лехна выбросил колокольчики, которые вёз с собой для танца перед богиней и решил следовать за ним.
"Больше рубинов - больше браслет...Если я решу подарить тебе браслет, я сперва дважды измерю твоё запястье  -  такова жизнь"
(Джонатан Сафран Фоер)
   Наваратна или навратан - такое звучное экзотичное и красивое название индийцы дали традиционному, состоящему из девяти драгоценных камней, сочетание которых оттачивалось тысячелетиями. "Нава" с санскрита - "девять", а "ратна" - "драгоценный камень", "самоцвет". Наваратны представлены различными любыми видами украшений: кулоны, кольца, серьги, талисманы, но чаще всего браслеты. (8)
 
Интересные факты о браслетах:

- В Африке браслет часто играет роль обручального кольца.
- Известно около 70-ти видов браслетов.
- Пушкин носил золотой браслет.
- Браслет - приз в Мировой серии покера.(9) Стоимость браслета не разглашается, однако он является ювелирным изделием. К примеру, в 2008 году браслет за Главное событие нёс на себе 291 бриллиант общей ценностью в 2,81 карат на 168-граммовом 18-каратном белом золоте.
- Фитнес - браслеты появились еще в 50-е годы XX века.
  Есть информация и о наиболее дорогостоящем браслете в мире, сделанном в виде пантеры. Некогда им владела Уоллис Симпсон. Это прозвучит невероятно, но стоимость данного браслета - больше двенадцати миллионов долларов.
Камни в астрологии Индии символизируют девять планет - на санскрите "девять планет" звучит как "наваграха"  и располагаются в строгой последовательности по отношению друг к другу: рубин (в центре), алмаз, жемчуг, красный коралл, гессонит, желтый сапфир, кошачий глаз, синий сапфир, изумруд.
   Если в наваратне камни располагаются в какой-то другой последовательности, тогда она утрачивает свои особые свойства, и украшение можно считать не более чем безделушкой.
   Рубин в украшении навратна должен всегда располагаться в центре других камней.
   В 1539 году Нанак провозгласил своим приёмником и новым Гуру любимого ученика Бхаи Лехна - Ангада,  и объявил, что скоро умрёт. Те из его последователей, которые исповедовали ислам, хотели после смерти Учителя похоронить его тело, а те, что исповедовали индуизм, хотели его сжечь. Возник спор. Когда умирающему Гуру Нанаку рассказали об этом и спросили, какого будет его решение, он ответил:
"Пусть индуисты положат цветы с правой стороны моего тела, а мусульмане - с левой. Чьи цветы наутро окажутся свежими, те и могут по праву распорядиться моим телом".
  С этими словами Нанак прикрылся покрывалом. На следующее утро покрывало подняли, но тела под ним уже не оказалось. Однако цветы с обоих сторон оказались свежими. Индуисты и мусульмане разрезали покрывало надвое. Первые сожгли свою половину, а вторые - захоронили. Это произошло в Картарпуре 22 сентября 1539 года. (10)
   После смерти великого Гуру сикхизм стал разрастаться, как разгорающееся пламя. Движение вышло за рамки городов и стало распространяться по деревням.
  Сикхскую церковь последовательно возглавляли ещё девять великих Гуру, развивавших и дополнявших учение Нанака.
  Бхаи Лехна - Ангад создал особый алфавит языка панджаби, укрепив пенджабскую обособленность.
   Третий приемник Нанака Гуру Амас Дас (11) выступил  против затворничества женщин и многожёнства, повёл решительную борьбу против сати, то есть самосожжения вдов,  чтобы им было разрешено повторное замужество, неслыханное  дело для Индии.
 При этом Гуру разрозненные общины сикхов были сведены в манджи (епархии), которых в то время насчитывалось 22.
   Умирая Амас Дас провозгласил Гуру своего зятя Рам Даса.(12) Тот сделал центром государства сикхов город Рамдаспур (ныне Амритсар).
 После смерти Рам Даса Гуру стал его  младший сын Арджан Дэва (13). Старший сын Притхи Чанд испытал зависть, что не ему передали обязанности Гуру.
 Именно при Арджане был заложен главный храм сикхов Хармандир. В отличие от индуистских и мусульманских храмов, он имел входы со всех четырех сторон. Это означало, что Бог в равной степени присутствует  во всех направлениях.
  Кроме того Гуру Арджан ощутил необходимость установить правила, которыми его последователи должны были руководствоваться при выполнении своих религиозных обязанностей. Он выбрал уединённое место возле города, приказал поставить здесь шатры и писец под его диктовку составил книгу канонических гимнов Ади Грантх.
   В неё вошли сочинения не только пяти первых Гуру, но также некоторых индуистских святых и мусульманских суфиев. Книгу торжественно возложили  на престол Хармандира, и с тех пор этот храм стал главной святыней сикхов, оплотом их веры.
"Вера - не просто слова:
Тот верует, кто всех людей видит равными"
(Нанак)
  Община сикхов росла.Распространение её влияния стали воспринимать в Дели как угрозу трону Великих Моголов.
  Джехангир (14) начал войну против сикхов и захватил в плен гуру Арджуна.
  Его  сажали на докрасна раскаленную железную сковороду и посыпали его обнажённое тело раскаленным песком. Его сажали в докрасна раскалённый котел и окунали в кипящую воду. Тело Гуру обгорело и всё покрылось волдырями.
  Друг Арджана и его  преданный почитатель Миан Мир, мусульманский святой, добился встречи с пленным. Когда Миан Мир увидел следы  ужасающих пыток,  он воскликнул, обращаясь к Гуру:
"О Учитель! Я не могу вынести зрелища этих страшных мук, причиняемых тебе. Если ты позволишь, я уничтожу этих тиранов."
Согласно преданию Миан Мир обладал сверхъестественными силами.
  Гуру улыбнулся и сказал:
"Взгляни на небо!"
 Миан Мир посмотрел вверх и  увидел в небесах ангелов, умолявших Гуру позволить им уничтожить негодяев и гордецов.(15) Но Гуру Арджан не позволял им это сделать. Он обратился к Миан Миру:
"Ты слишком рано стал волноваться. Такова Воля моего Повелителя, Бога, и я с радостью её принимаю и подчиняюсь Его Сладчайшей Воле."
 Гуру наглядно воспроизвёл в действии смысл следующего стиха:
"Тера киа миитха лагеи
Хар Hам падаратх Hанак мангеи".
(Аса Мохалла 5, с-394)
В переводе:
"Сладостна Твоя Воля, о мой Господь,
Hанак взыскует дара Имени (HАМ)".
 Не выдержав жестоких пыток, Гуру Арджан попросил у своих тюремщиков разрешения совершить омовение, погрузился с головой в воду реки и оставил этот мир. Это случилось в 1606 году.
"Не желай зла другим. Не говори плохо о других. Не препятствуй чьим-либо действиям"
(Гуру Нанак)
  Своим преемником Гуру Арджан оставил не своего старшего брата, а 11-летнего сына Хар Гобинда. (16) Притхи Чанд был в гневе. Мальчика пытались убить ещё в младенчестве.
Притхи Чанд  начал устраивать заговоры с тем, чтобы умертвить мальчика. Было предпринято несколько попыток. Сначала подкупил кормилицу, чтобы она отравила ребёнка.
  Кормилица натёрла ядом соски своей груди. Но младенец не взял грудь. В это время по каким-то таинственным причинам кормилица потеряла сознание и упала навзничь. Когда сознание к ней вернулось, она покаялась и призналась, что её подкупили с целью убить младенца. (17)
  Другой раз убить ребёнка поручили заклинателю  змей. Заклинатель выбрал подходящий момент и позволил чёрной кобре вползти во двор. Хар Гобинд схватил рукой шипящую кобру и убил её.
  Притхи Чанд не останавливался и предпринял ещё одну попытку. Он уговорил слугу, который ухаживал за Хар Гобиндом, отравить мальчика. Слуга подсыпал яд в молоко для ребёнка. Однако малыш отвернулся от отравленного молока,  отказался его пить.
  Слуга тщетно пытался лаской заставить Хар Гобинда выпить смертельное молоко. Ребенок начал плакать, и Гуру спросил о причине его слёз.
"Мальчик не пил молоко, - сказал слуга, - а когда он стал его заставлять пить, ребенок заплакал".
   Гуру попытался сам покормить сына, но тот упорно отказывался от молока. Тогда Гуру дал выпить  молока собаке. Она сдохла в мучительных судорогах. Слуга осознал пагубность своих деяний, признался во всём  Гуру и раскрыл замыслы Притхи Чанда.
  Когда Хар Гобинд  достаточно подрос, чтобы учиться, заниматься его образованием было поручено Бхаи Буддха. Бхаи Буддха давал ему необходимые уроки, а заодно учил обращению с оружием нападения и защиты, верховой езде, химии, астрономии, медицине, сельскому хозяйству, искусству управления и другим знаниям. (18)
  Хар Хобинд решил отомстить за смерть отца,  повзрослев организовал армию из сикхов. Он сумел отразить от Амритсара несколько монгольских нападений. Победы произвели великие перемены в характере сикхов. Они стали очень воинственными, подвешивали  к поясу рядом с чётками саблю.
  На Кханде, символе Сикхов*, Гуру Хар Гобинд утвердил два меча, один из которых символизирует Временное (Земное), а другой - Вечное (Духовное).
*Кханда - наиболее значительный символ сикхизма. Изображается чёрным цветом на Нишан Сахибе, флаге сикхов.**
**Нишан Сахиб - это треугольный флаг сикхов , сделанный из хлопка или шелка, с кисточкой на конце. Флаг уважения,  который вывешивают у дверей храмов, называемых Гурдварос - "дорога к гуру".
  Гуру Хар Гобинд построил Ахаль Тахат (Акаль Бунга), резиденцию властей Сикхов в 1608 году, оформил и украсил Хармандир-Сахиб - центральный Храм Сикхов в Амритсаре в Пенджабе.
   Военная организация сикхов усиливалась.  По всему Пенджабу возводились  всё новые и новые форты. Появились группы сикхов и в других областях Индии - всюду, где жили пенджабцы.
  Последующие Гуру поощряли и  развитие торговли,  ремёсел, основывали города и строили гурдвaры -  сикхские молитвенные дома. Трапезная (обеденная или столовая)  при гурдваре - лaнгар - стала местом проверки готовности принять равенство и истинного признания равенства. Она приобрела ритуальное и социальное значение: кто ест в лангаре вместе со всеми, тот истинный сикх, тот исповедует правильную веру.

"Как аромат пребывает в цветке,
Как отражение в зеркале,
Так и твой Господь пребывает внутри тебя..."
(Гуру Нанак)


(1) арии или арийцы (также индоиранцы)  - название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и северо-западной Древней Индии (II - I тыс. до н. э.).
(2) Захир-ад-дин Мухаммад Бабур (Бабур происходит от персидского слова babr "тигр") (14.02. 1483 - 26.12.1530) - среднеазиатский  полководец, поэт и государственный деятель. Падишах Индии и Афганистана.
(3) Андижан (узб. Андижон) - город, административный центр Андижанской области Узбекистана, её экономический и культурный центр. Один из древнейших городов мира -  Андижану более 2 500 лет. В некоторых частях города были найдены археологические объекты, датированные VII и VIII веками н. э. Исторически Андижан занимал важное место на Великом Шёлковом Пути.
  Тамерлан, Тимур (9.04.1336 -  19.02.1405) - среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси.
(4) Чингизиды, род Чингиза, Чингизовичи, Чингисиды - прямые потомки Чингисхана.
  У Чингисхана и его первой жены Бортэ было четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэй, Толуй. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве, и только их потомки носили родовой титул Чингизидов.
  Чингисхан, собственное имя — Тэмуджин, Темучин, Темучжин  (ок. 1155 или 1162 - август 1227) - основатель и первый великий хан (каган) Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и в Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.
  После смерти в 1227 году наследниками империи стали его прямые потомки от первой жены Бортэ по мужской линии, так называемые чингизиды.
(5) Н.Р. Гусева "Индия в зеркале веков"
(6) "Гуру Нанак" nervana.name/indiа
(7) Бхаи Лехна, гуру Ангад (31.03.1552- 28.03.1552) - самый преданный и усердный ученик гуру Нанака, сын богатого торговца,  второй из десяти сикхских гуру, изобретатель алфавита гурмукхи, которым написаны многие части Ади Грантх, и являющегося священным для сикхов.
(8) Яндекс Дзен "Астрологический талисман и популярное индийское украшение Навратна"
22 июля 2020
   Навратна является астрологическим талисманом. Его ношение способствует тому, что планеты, соответствующие камням в украшении, становятся милостивыми и благоприятными для человека. Индийцы верят, что навратна магическим образом может преображать жизнь своего обладателя и дарить значительные перемены к лучшему. Наваратна также используется при строительства дома в Индии: ее закладывают в фундамент для того, чтобы дом был надежным и долговечным, а семья, которая в нём живёт - счастливой, здоровой и богатой.
  Если хотите снять напряжение и уменьшить стресс -  носите талисман наваратну на левой руке, т.е. обязательно соприкасаться с телом. Чтобы обрести больше энергии и мобилизовать силы организма - наденьте украшение на правую сторону.
  Носить сразу набор наваратна  например, подвеску, серьги и кольцо — отличный способ усилить благотворное воздействие камней.
Носить наваратны может любой человек, вне зависимости от пола и возраста -  это украшение даст каждому именно то, что ему необходимо.
(9) Браслет мировой серии покера - трофей, вручаемый за победу в турнире WSOP. Считается самой престижной спортивной наградой в покере. В 2011 году на Мировой серии покера разыгрывались 58 браслетов.
  Первое упоминание о золотом браслете датируется 1976 годом, выглядел он как золотая пластинка и стоил около 500 долларов.
  В 1980 году ювелир Мордехай Ерушалми из Лас-Вегаса стал эксклюзивным производителем браслетов и оставался им вплоть до 2004 года. В 2005 году компания Gold and Diamond International выиграла тендер на дизайн и производство новых браслетов. C 2007 года браслеты производит компания Corum.
    Обладатель шестнадцати браслетов Мировой серии покера (рекорд) Фил Хельмут (род. 16.07. 1964) - профессиональный американский игрок в покер, победитель главного турнира Мировой серии покера. Член Зала славы покера с 2007 года. Также известен благодаря агрессивному поведению за игровым столом.
(10) Константин Рыжов "Гуру Нанак и религия сикхов" Проза ру.
http://proza.ru/2019/10/07/156
(11) Амар Дас  (1479-1574) - третий сикхский гуру, ученик гуру Ангада, который назначил Амар Даса своим преемником, хотя ученик был старше учителя на 25 лет.
(12) Рам Дас (24.09.1534 - 16.09.1581) - четвёртый гуру сикхов. Стал Гуру в 1574 году. Ему было 40 лет, а традиции сикхизма было 75. Рам Дас родился в индусской семье, но рано пришёл к гуру Амар Дасу, став его лучшим учеником и преемником.
(13) Гуру Арджан Дэв (15.04.1563 - 30.05.1606) - пятый гуру сикхов, младший сын Рам Даса.
(14). Джангир  (9.12.1531 - 27.11.1553) - младший сын Султана Сулеймана Великолепного от его законной жены Хюррем Султан. В честь шехзаде Джихангира назван один из районов Стамбула и мечеть.
(15) "Притхи Чанда не оставляет зависть" c сайта: infopedia
(16) Гуру Хар Гобинд (14.06.1595 - 3.03.1644) - шестой гуру сикхов.
(17) ВКонтакте Мария Подолян "Десять сикхских Гуру 5. Гуру Арджан (1563-1606) Самопожертвование
Божественное Слово золотой цепи десяти сикхских".
(18)  "Миссионерские поездки  Гуру" с сайта: sikhism.ru/glava-7. Гуру Арджан.