Разбойник Савка. Ч. 1. Сер. 2

Марина Егорычева
Разбойник Савка
Сценарий по роману "Савкин овраг"
Жанр: историческая сказка
Часть 1. Серия 2.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Марфа и Савка собирают малину в овраге, мальчик показывает свое тайное место – пещеру под деревом. Савка уговаривает Марфу идти смотреть волчий двор. По дороге они выпускают пойманного мишку, потом встречают карету с Марией Лыковой, которая приглашает к себе в гости в Коломенское, боярыня дарит детям подарки. После очередной ссоры Савку отсылают в село Домодедово и дети расстаются. В Домодедове Савке служит конюхом, проходит хорошую школу жизни.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

На дворе Марфа и Савка с корзинкой, разговаривают.

САВКА
И давай палач головы рубить, а кровь как хлынет, а бабы как заорут, а он как без головы встанет …

МАРФА
Ну хватит уже? Савка, я и так до ужаса этих стольников боюсь!

Выходит Глафира Анисимовна, выносит корзинку.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Савка, хватит девчонку пугать, не было такого. Идите за малиной, только от других ребят не отставайте, мало ли что!


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО ДЕНЬ

Крестьянские дети по зарослям вдоль оврага собирают малину в корзинки. Среди детей Савка и Марфа.

МАРФА
Знатная малина, вот приду домой, буду смокву делать!

САВКА
Да ты не умеешь!

МАРФА
Мамка научит. Ой, что-то мы поотстали от других.

САВКА
Да и ладно, смотри, корзинки почти полные. Пойдем в отвершек, я тебе кой-чего покажу, тайну открою.

МАРФА
Боязно что-то, мамка не велела от других отставать!

САВКА
Боишься, трусишь …

МАРФА
А вот и не боюсь! Вот и пойдём!


НАТ. ОТВЕРШЕК СУХОГО ОВРАГА ЛЕТО ДЕНЬ

По дну оврага пробираются Марфа и Савка.

МАРФА
Ох, Савка, что-то пасмурнело, как бы дождь не начался, давай показывай, что хотел …

САВКА
Клад я нашел Ивана Болотникова, только клянись, что никому не скажешь!

МАРФА
Чтоб мне лопнуть, если проговорюсь!

Марфа и Савка залезают в небольшую пещерку, которая образовалась под корнями мощного дерева.

МАРФА
Ой, что-то жутко здесь, где же клад?

САВКА
Смотри!

Савка достаёт присыпанные землей обрывок ткани и обломок сабли.

МАРФА
Это и есть клад? То же мне!

САВКА
Много ты понимаешь! Это кошелёк был, а монеты уже забрали, а это сабля была, рукоять у неё была богатая, но …

МАРФА
То же мне тайна великая! С чего ты взял, что это клад Ивана Болотникова?

САВКА
Марфушка, хочешь тебе нынче тайну открою великую взаправду? Только поклянись страшной клятвою, что никому не скажешь!

МАРФА
Да чтоб мне два раза лопнуть, говори!

САВКА
Я, Марфуша, сын Ивана Болотникова!

МАРФА
Атамана разбойников? Да с чего ты взял?

САВКА
Помнишь, говорила моя матушка, что клад может только сыну его открыться или человеку, который слово заветное знает? Вот мне клад и открылся. Пошел я сам, не знаю куда, ка будто кто-то вёл, залез в пещерку и нашёл вот это. Видно, до меня кто-то уже сокровища забрал.

МАРФА
Савка, а Савка! Когда в Коломенском Болотников стоял, моя мамка ещё не родилась, как же ты его сыном можешь быть? Ты дурак прям какой-то!

САВКА
Сама ты дура, в сказки веришь, а меня обзываешь! Чтоб тебя Егорий молнией долбанул!

Звучит раскат грома, Марфа пугается.

МАРФА
Ай, Савка, зачем беду накликал!

САВКА
Да не бойся, пошутил я! А Егорий молнии в Голосов овраг мечет, а не по Сухому бьёт, это все в Коломенском знают.

Марфа прижимается к Савке.

МАРФА
Савка, Савка, как темно стало-то, страшно мне, здесь как в могиле, давай пойдем!

САВКА
Да куда мы пойдем? Здесь ливень переждем!

МАРФА
Да пойдем уже, дождик кончается.

Марфа и Савка выходят из пещерки и идут по мокрому оврагу.

САВКА
Ну вот, теперь намокшие будем.

Марфа идёт расстроенная.

САВКА
И что ты такая трусиха!

МАРФА
Я не трусиха.

САВКА
А вот и трусиха. Пойдем волков смотреть!

МАРФА
Ты совсем Савка спятил? Они же нас съедят!

САВКА
Хе-хе! Они же в клетке сидят, на волчьем дворе в Чертанове.

МАРФА
Да где ж тот двор, не найдём …

САВКА
Знаю я, где двор. Щас по оврагу дойдем до Серпуховской дороги, а там свернуть надо направо, на Лукомку, пойти-пойти и там, на Козьмодемьянском овражке и есть волчий государев двор.

МАРФА
Ох, что-то боязно, как бы не попало мне от батьки!

САВКА
Как будто я не знаю, что твой батя тебя пальцем не трогает.

МАРФА
Ну и что, мне от матушки достается.

Дети выходят из верховья оврага на Серпуховскую дорогу. Дети идут по Серпуховской дороге в сторону уезда.

У дороги сидят Служивый Антошка и Служивый Егошка. Они пьют и закусывают. Рядом с ними в клетке томится ПОТАПЫЧ - медвежонок.

Савка и Марфа подходят к клетке.

СЛУЖИВЫЙ АНТОШКА
Споймали мишку, не уйдёт теперь.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Скоро Петруха с телегой приедет, отвезём его на волчий двор, будет нам награда от царя!

САВКА
Мы тоже на волчий двор идём волков смотреть.

СЛУЖИВЫЙ АНТОШКА
Не лезьте к мишке, он зверь лютый.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Давайте-ка, детки, домой идите, нечего одним шляться. Сказывали, что один волк сбежал и по Лукомке рыщет. Да и стольники-разбойники в окрестностях Москвы орудуют.

САВКА
Так сказнил их царь!

СЛУЖИВЫЙ АНТОШКА
А один стольник, сказывали, не пойман, и теперь по ночам оборачивается волком, взбирается на Поклонную гору и воет страшным воем!

Марфа и Савка смотрят на Поклонную гору – небольшой холм, он высится недалеко у Серпуховской дороги, за холмом на горизонте виднеется освящённая солнцем Москва.

МАРФА
Савка, пойдем домой, а то я стольников боюсь!

Савка и Марфа идут обратно, служивые с клеткой скрываются из поля зрения.

САВКА
Ладно, пойдем, поздно уже, как бы тебе не влетело, мне-то ничего не будет!

МАРФА
Савка, а Савка, жалко Потапыча!

Марфа начинает всхлипывать.

САВКА
Ну чего ты плачешь? Сам виноват.

МАРФА
Он к мамке хочет.

САВКА
Вот чего я с тобой связался? Ладно, пойдём.

Марфа и Савка наблюдают за служивыми с клеткой из-за кустов.

САВКА
Смотри, щас напьются и заснут.

СЛУЖИВЫЙ АНТОШКА
Ох, и повезло нам, такая добыча.

Служивые засыпают. Потихоньку выходят Савка и Марфа. Они подбегают к клетке, Савка отодвигает засов. Савка и Марфа встают  с другой стороны клетки, Потапыч с рёвом убегает в лес, который растёт поодаль от дороги.

САВКА
Бежим скорее.


ИНТ. КРЕМЛЬ ДВОРЕЦ ЦАРЯ ПАЛАТА ЛЕТО ДЕНЬ – СОН

В палате сидит по возвышенном месте Царь Михаил Федорович. С двух сторон от него стоят рынды. Перед царём стоят Служивый Антошка и Служивый Егошка, они счастливы. К ним подходят два боярина с блюдами, на которых лежат золотые монеты, бояре осыпают служивых золотом.

КОНЕЦ СНА


НАТ. СЕРПУХОВСКАЯ ДОРОГА ЛЕТО ДЕНЬ

Потапыч с рёвом убегает в лес. Служивый Антошка сопит во сне.

СЛУЖИВЫЙ-АНТОШКА
Ну чего ты ревёшь? Егошка, дай ему вина, он то же хочет!


НАТ. СЕРПУХОВСКАЯ ДОРОГА ЛЕТО ДЕНЬ

Савка и Марфа идут по дороге.

МАРФА
А вдруг догонят? Пойдем скорее до оврага, а там скроемся.

САВКА
Да не бойся ты, иди как будто мы не при чём.

Впереди - начало Сухого оврага, через который проходит Серпуховская дорога. Со стороны Москвы неожиданно, выныривая из-за возвышенности, мчится карета в окружении 10 всадников.

Марфа прижимает корзинку к груди, очень пугается и начинает метаться по дороге.

МАРФА
Сто-о-о-ольники!

Савка пытается поймать Марфу.

САВКА
Да стой ты, уйди с дороги!

Карета останавливается. Марфа и Савка стоят в окружении всадников, среди них МИШКА ТРУБАЧ (20 лет). Рты всадников беззвучно раскрываются в ругательствах.

МИШКА ТРУБАЧ
Чуть под копыта не попали! Совсем очумели, сукины дети?

В карете сидят Мария Лыкова и Прасковья. Мария Лыкова высовывает голову из кареты.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Замолчи, Мишка! Они же совсем малы и очень испугались!

Высовывается из соседнего окна Прасковья.

ПРАСКОВЬЯ
Ну кто же это под коней бросается? Отвести бы вас к родителям, чтобы всыпали по первое число!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Подожди, Прасковьюшка, они и так напуганы. Кто вы такие, брат с сестрой? Не бойтесь!

САВКА
Это у Марфуши душа в пятки ушла, а я не из пугливых!

МИШКА ТРУБАЧ
Ишь ты, атаман какой!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Так это сестра твоя, кого она боится?

САВКА
Это Семена дочь, подружка моя из Коломенского, а боится она стольников.

ПРАСКОВЬЯ
Фу ты, вспомнил окаянных. Сказнили их вчера на Красной площади.

Мишка Трубач проводит рукой около шеи.

МАРИЯ ЛЫКОВА
(Марфе)
Не бойся, поймали разбойников царские слуги.

МАРФА
Так вы не стольники?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Разве я похожа на стольника?

Всадники начинают громко смеяться.

МАРФА
Нет, ты похожа на Василису Премудрую!

МАРИЯ ЛЫКОВА
А почему не на Василису Прекрасную?

МАРФА
Так они все молодки, незамужние девицы!

Мария Лыкова заливается звонким смехом.

ПРАСКОВЬЯ
Да как ты смеешь так говорить, разве боярыня не молодка?

МАРФА
Конечно молодка! Самая молодая и красивая боярыня, которых я видела.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Успокойся, Прасковья!
(Марфе)
Все правильно ты говоришь, сначала мы, девицы, бываем Василисами Прекрасными, а потом, как выйдем замуж, становимся Василисами Премудрыми.

Мария Лыкова снова заливается заразительным смехом.

ПРАСКОВЬЯ
Ну что ты, матушка, всё смеешься, как бы чего не вышло!

МАРИЯ ЛЫКОВА
И что же это может выйти?

ПРАСКОВЬЯ
Не знаю, но так моя бабка говаривала, а ей то было хорошо ведомо.

МАРИЯ ЛЫКОВА
(Савке)
Ну а ты чего молчишь? Ты чей сын?

МАРФА
Ублюдок он.

Савка толкает Марфу локтем.

МАРФА
Ай, так все говорят.

МИШКА ТРУБАЧ
То-то видно нахальный какой!

Всадники смеются.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Тихо вы!
(Савке)
Так Марфуша твоя невеста?

САВКА
Вот вырасту и посмотрю ещё, быть ей моей зазнобой или нет!

Мария Лыкова опять смеется.

ПРАСКОВЬЯ
Ну хватит уже, матушка, лясы точить. Нам ехать пора. Скажите-ка, ребята, как можно добраться до Чёрной Грязи?

САВКА
Очень просто! После Сухого оврага растань дорог: от Серпуховской дороги влево пойдет Каширская, поезжайте по ней, и не доезжая деревни Беляевой, будет поворот на Фроловку, по Фроловке прямо до Чёрной Грязи.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Спасибо, детки! Как бы вас отблагодарить? Что это у вас, малина?
Продайте мне!

ПРАСКОВЬЯ
Да зачем нам малина? У нас своя есть. И куда мы её положим?

МАРИЯ ЛЫКОВА
А я сказала: купим.

МАРФА
А с корзинкой как же? Заругают.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Я с корзинкой куплю, заплачу сколько надобно.

Савка толкает в бок Марфу.

САВКА
(тихо)
Продавай, боярыня добрая, не обидит нас.

Недовольная Прасковья забирает корзинки с малиной. Мария Лыкова одаривает Марфу и Савку денежкой. Дети довольны, плата превосходит стоимость малины и корзинок.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Какие милые дети! Вот что, приходите ко мне на двор в Коломенском, как там буду. Дам ещё гостинцев.

САВКА
(Марфе)
Благодари боярыню, чего застыла!

Марфа пытается что-то сказать, но карета и все всадники уезжают.

САВКА
Марфуша, побежали скорее домой!

Марфа и Савка быстро идут вдоль Сухого оврага.

Марфа чихает.

САВКА
Будь здорова! Замёрзла?


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРФЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

В избе за столом сидят Семен Петрович и Глафира Анисимовна. Они едят тюрю из хлеба и молока. Вбегает Марфа.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Пришла? Щас у меня получишь. Мне уже соседи доложили, о чём с боярыней Стрешневой разговаривали?

МАРФА
Не ругайся, мамка, у нас боярыня малину купила, вот.

Марфа отдает матери деньги. Их забирает Семен Петрович.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ладно, мать, не ругай её, видишь деньги дочка домой принесла.

Семен Петрович хватает шапку и куда-то собирается.

Марфа чихает.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Семен! Ты бы не ходил сегодня …

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Будь покойна, я ж не буду все деньги пропивать, оставлю Марфуше на приданое.

Семен Петрович шутя хлопает жену по заду, уходит из дому.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

На лежанке лежит Марфа, она бредит. Около неё стоит расстроенная Глафира Анисимовна с мокрой тряпкой.

Осторожно входит виноватый Савка.

САВКА
Добрый день, Глафира Анисимовна. Как там Марфуша?

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Кому добрый, а кому и не очень! Явился не запылился! Это всё твоё баловство! Гонял девчонку под дождём, она теперь в горячке! Глаза бы мои на тебя не смотрели!

САВКА
Да вроде сильно она и не намокла, не знал, что такая неженка.

Савка достает из мешочка сушенную траву.

САВКА
А я травки принёс, зверобоя, матушка прислала, сказала от простуды первое дело пить!

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Да уйди уже, без тебя обойдёмся.

Савка понурый выходит из избы. Входит Семен Петрович.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну как дочка?

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Плохо совсем.

Глафира Анисимовна плачет.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Не плач, дура баба, не помрёт Марфушка, сильная она!

В оконце показывается Савка.

САВКА
Тётя, дядя Семен! Бабка Бабариха сказывала, что от лихоманки жёнок в прудике Святого Сергия купают. Верное средство!


НАТ. МОСКВА-РЕКА ПЕРЕПРАВА У ДЕРЕВНИ КОЖУХОВО ЛЕТО ДЕНЬ

На Коломенском берегу стоит Семен Петрович с запряжённой телегой. На телеге лежит под рогожкой без сознания Марфа.

СЛУЖИТЕЛЬ, мужчина, который заведует разводным наплавным мостом, 40 лет, следит за судами, следующими вниз по реке.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ох, скорее бы, дочка помирает!

СЛУЖИТЕЛЬ
Подожди, миленький, щас суда пройдут и мост наведу.

Служитель хватается за канат, намотанный на столб, и тянет мост на себя. Ему помогают еще два мужика.

Семен Петрович ведёт коня за уздцы с телегой по наплавному мосту, который представляет из себя бревна, связанные канатами.


НАТ. ОКРЕСТНОСТИ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ СЕРГИЕВ ПРУД ЛЕТО ДЕНЬ

Невдалеке виднеется Симонов монастырь, где уже на половину возведены стены и башни.

У пруда стоит телега, на которой лежит Марфа, рядом с телегой стоит Семен Петрович. К телеге подходит ЧЕРНЕЦ, мужчина 45 лет. Чернец берет на руки Марфу, заходит в воду, погружает Марфу в воду.

Марфа сквозь бред видит лицо доброго старца и сияющее солнце за ним.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

На дворе на бревне сидит Семен Петрович, чинит деревянное колесо от телеги при помощи молота. Прилаживает обод.

Через соседний плетень заглядывает Соседка Варварва.

ВАРВАРА
Ну что Семен, помогла водичка-то?

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Как из воды достали, так Марфушка и успокоилась, проспала до утра.

ВАРВАРА
Не боись, сосед, нас, баб, ни одна лихоманка не берёт.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Вот дура ты, Варварка! То ж девчонка, совсем другое дело.

Соседка Варвара уходит. Выходит Марфа из избы.

МАРФА
Батя, надоело дома лежать, погулять хочу!

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ещё не набегалась? Посиди пока.

МАРФА
Скучно мне, работу бы какую, ткать хочу, ниток бы!

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Где я тебе ниток возьму? В Москву на Торг ещё не скоро поеду.

К изгороди подходит Савка.

САВКА
Добрый день, Семен Петрович! Поправилась Марфуша?

Семен Петрович бросает работу и подходит к Савке.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
И тебе не хворать! Чего пришёл?

САВКА
Да не виноват я, сама она заболела.

МАРФА
Батя, отпусти погулять, я больше простужаться не буду.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Дома сиди. А ты Савка ступай, мой кулак видел?

Семен Петрович грозит Савке кулаком, тот не двигается с места.

Марфа в это время рассматривает колесо, берет молот и ударяет по ободу.

МАРФА
Батя, давай я тебе помогу. Ай, палец!

Семен Петрович бежит к Марфе.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну куда ты! Не девичье это дело.

МАРФА
А у меня руки сильные.

Савка заходит на двор.

САВКА
Семен Петрович, я тоже помочь хочу, тоже хочу дело какое делать.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
У себя дома делай!

САВКА
Меня дядя ничему не учит! Можно я санки Марфушке починю?

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Зачем ей нынче санки?

САВКА
Готовь сани летом.

МАРФА
Батя, где мои санки? Ты их так и не починил!

Марфа начинает тащить сломанные санки, который завалены досками. Савка порывается чинить колесо. Семен Петрович тащит Марфу назад, отнимает у Савки колесо.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Да не лезьте вы!

САВКА
Семен Петрович, боярыня Стрешнева в Коломенское приехала, гостинцев обещала дать. Не вежливо не прийти! Отпусти нас!

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Тетка царёва? Да ступайте уже, сил моих больше нету.
(сам себе)
Пускай боярыня потешиться, раз Бог своих не дал ...


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР СТРЕШНЕВЫХ ЛЕТО ДЕНЬ

Небольшой огороженный двор, на дворе двухэтажные хоромы, конюшня, людская изба.

На дворе стоят Савка и Марфа. Из дверей второго этажа, куда ведёт наружная лестница, спускается Мария Лыкова.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Пришли, ребятки? Ну пойдемте, угощу вас.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР СТРЕШНЕВЫХ СТОЛОВАЯ ПАЛАТА ЛЕТО ДЕНЬ

В палате стоит стол, на нём лакомства: яблоки, калачи, пироги, пряники.

За столом сидят Мария Лыкова, Прасковья, Марфа и Савка. Дети кушают.
Савка пожирает пирог, Марфа сидит чинно, её больше интересует роспись на стенах, красивая мебель, дорогая посуда.

ПРАСКОВЬЯ
(Савке)
Да кто ж так лопает? Смотри, твоя подружка себя ведёт вежливо, не показывает, что голодная. А ты так ешь, как будто у тебя хозяева отнять хотят!

МАРИЯ ЛЫКОВА
(Савке)
Не торопись, никто у тебя еду не отнимет, и с собой гостинцев дам.
(Марфе)
А ты что мало ешь? Отведай моего угощения! По нраву ли?

ПРАСКОВЬЯ
Ещё бы не по нраву им пришлось.

Марфа откусывает немного пирога.

МАРФА
Благодарствую, хозяйка! Вкусен твой пирог, я у своего батюшки пшеничные хлеба только по праздникам ем.

Савка сидит прямо, слегка привстает, кланяется, садится.

САВКА
Прости меня, боярыня, прости меня, Прасковьюшка! Я – деревенщина, мужик неотесанный, никто меня не научил вести себя вежливо. Вот пригласит меня царь-государь на пир, так я себя и осрамлю! Научите меня уму-разуму, буду век помнить доброту вашу!

Марфа смотрит на Савку удивленно, Мария Лыкова начинает смеяться.

ПРАСКОВЬЯ
Ох, и хитер ты, малой, ох и хитер!

МАРИЯ ЛЫКОВА
А теперь печатного пряника отведайте!

МАРФА
Такую красоту портить не хочется!

САВКА
Дай ей, боярыня, с собой пряник, будет она на него смотреть и тебя поминать.

ПРАСКОВЬЯ
Сначала прожуй, а потом говори, невежа!

МАРФА
Я тоже пироги умею печь, только у тебя, боярыня, слаще получаются.

МАРИЯ ЛЫКОВА
А что ещё умеешь делать?

МАРФА
Ткань пояски могу, холсты ещё не умею.

МАРИЯ ЛЫКОВА
А вышивать любишь?

МАРФА
Люблю, да только где бы ткани взять богатой и ниток цветных?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Так пойдём к моей мастерице, у неё нитками разживёшься.

ПРАСКОВЬЯ
Да куда ей ниток дорогих? Попортит только.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Не переживай, Прасковьюшка, велю ей остаточков дать.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР СТРШНЕВЫХ СВЕТЛИЦА ЛЕТО ДЕНЬ

Светлица – светлое помещение. У окна сидит МАСТЕРИЦА, женщина 30 лет, ткёт на станке небольшой цветочный гобелен. Перед ней стоит роза в горшке.

Входят Мария Лыкова, Савка, Марфа, Прасковья.

МАРФА
Так это и есть твоя мастерица, боярыня?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Да, Василиса.

МАРФА
Премудрая? Какие цветочки алые, как это всё получается?

Мария Лыкова смеётся.

МАРФА
Вот бы мне так научиться!

МАРИЯ ЛЫКОВА
А мы сейчас попросим, чтобы тебя премудростям научили. Василисушка, покажи, как у тебя цветочки получаются.

МАСТЕРИЦА
Видишь, цветочек красненький. Только не весь он одинаковый, здесь посветлее, а тут темнее будет. Так и ниточки надо класть, вперемешечку. И будет как настоящий. Только этому учиться надобно, я не сразу премудрость эту постигла.

МАРФА
Вот бы мне ниточек.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Василисушка, дай-ка Марфуше остаточков, не скупись.

Мастерица копается в коробе, которая стоит под ногами, и насыпает Марфе в руки обрывки разноцветных ниток.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Прасковьюшка, а не дать ли ей порки? Где мой сарафан?

ПРАСКОВЬЯ
Это тот, в котором ты, матушка, с Семеном Лукьяновичем в жмурки играла, а он тебя с силой ухватил, что сарафан разорвался? Нечего крестьянке дорогую ткань отдавать.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Не скупись, Прасковья, его уж мне не носить.

Мария Лыкова залезает в сундук, который стоит у стенки, и достаёт поротую дорогую ткань.

МАРИЯ ЛЫКОВА
(Марфе)
На, бери! Матушка тебе перекроет, где другую ткань подставит – будет тебе праздничное платье.

МАРФА
Это мне?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Прасковья, принеси во что завернуть, да принеси холстину Савке на рубаху, его уже истрепалась.

Мастерица и Прасковья неободрительно слушают, но перечить не смеют.

Прасковья уходит и быстро возвращается. Приносит холстину для Савки, отдаёт ему. Затем берёт из сундука ветошь и заворачивает богатую ткань, подаёт Марфе. Та смотрит с широко открытыми глазами.

ПРАСКОВЬЯ
Чего смотрите? Благодарите боярыню, да и ступайте.

Дети невпопад кланяются.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ты, Марфуша, неси ткань и никому не показывай, чтобы не завидовали тебе. А ты, Савка, приходи завтра, по хозяйству поможешь!


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

Марфа подходит к своей калитке с большим свертком. Мимо едет на коне Князь Львов.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
А ну посторонись!

МАРФА
(пугается)
Не топчи меня конями, превеликий боярин! Я больше не буду!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Чего ты несешь, дура? Сама под лошадь бросаешься, а потом орёшь во всю Ивановскую! Кто такая, что в свёртке, своровала?

МАРФА
Я - Марфа Семенова дочь, ничего я не крала, это мне боярыня Стрешнева подарила.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Что там?

МАРФА
Сарафан поротый, не нужен он ей, сказывала добрая боярыня, будет-де тебе платье как у Василисы Прекрасной.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Да ты никак за Ивана Царевича замуж решила выйти? Тогда иди сотки ковёр за одну ночь.

МАРФА
Нет, что ты боярин, я ещё не умею.

Князь Львов с ухмылкой едет дальше.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДОМ МАРФЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

Глафира Анисимовна сидит за прялкой, Семен Петрович доедает кашу за столом. Входит Марфа, несёт тяжёлый свёрток.

МАРФА
Мама, батя, смотрите, что мне боярыня подарила!

Глафира Анисимовна бросает пряжу, Семен Петрович встает из-за стола. Мать разворачивает свёрток на лежанке и ахает. Все с восхищением рассматривают ткань.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Богатая ткань, спрячем до поры до времени, а вырастишь – сарафан тебе будет под венец идти!

МАРФА
А сарафан будет как у царевны?

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Да почитай, как у самой царевны.

МАРФА
Вот бы поскорей вырасти, вот бы поскорей мне замуж пойти.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Вот дуреха! Зачем тебе замуж торопиться, с родителями-то лучше!

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
А ещё гостинцы есть?

МАРФА
Пирог пшеничный принесла.

Марфа достает из мешочка пирог и отдает отцу, тот разламывает и начинает есть.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
На, мать, попробуй, у бояр пироги не то что у нас, и жирнее и слаще. Только нам никогда не жить как бояре.

Глафира Анисимовна прячет ткань в сундук, берёт пирог, ест. Марфа и её мать садятся на сундук, Марфа выкладывает нитки и небольшие лоскутки, пуговицу.

МАРФА
Смотри, мамка, сколько у меня богатства. Вот пуговка, правда красивая?


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР СТРЕШНЕВЫХ ПАЛАТА ЛЕТО ВЕЧЕР

В палате стоит стол, на столе блюда с едой, кувшины с вином. Слева за столом сидит Семен Стрешнев и читает книгу. Мария Лыкова сидит по левую руку от мужа у стенки, слушает.

Входит Савка, берёт блюдо с остатками еды и уносит. Затем возвращается, приносит кувшин и ставит на стол, забирает другое блюдо с остатками еды, уже хочет уйти, но останавливает за небольшим шкафом и начинает слушать.

Семен Стрешнев читает «Сказание о Дракуле-воеводе».

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
И так ненавидел Дракула зло в своей земле, что, если кто совершит какое-либо преступление, украдет, или ограбит, или обманет, или обидит, не избегнуть тому смерти. Будь он знатным вельможей, или священником, или монахом, всё равно не мог откупиться он от смерти, так грозен был Дракула.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ох, страшный-то какой, пострашнее Ивана Грозного был!

Мария Лыкова нервничает, отщипывает от хлеба крошки и кладет в рот.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Далее читать?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Читай.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Что бы почитать. Как Дракула неверных жён наказывал? Нет, слишком жутко. Вот, слушай. Однажды прибыл из Венгерской земли купец в город Дракулы. И оставил воз свой перед домом, а товар свой — на возу, а сам лёг спать в доме. И кто-то украл с воза 160 золотых дукатов.

Семен Стрешнев замечает подслушивающего Савку. Встаёт и потихоньку подходит к шкафу. Савка смотрит в другую сторону, кладёт в рот остатки еды с блюда.

Мария Лыкова видит, что муж делает паузу в чтении, встаёт, берёт поднос с хлебом, хочет переставить его на край стола.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Купец пришёл к Дракуле и поведал ему о пропаже золота. А Дракула подошёл к нему и говорит:
(резко произносит)
отдай сердце!

Мария Лыкова с грохотом роняет поднос на стол.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ай, Степан!

Савка спокойно поворачивается к Семену Стрешневу.

САВКА
Да не страшно мне! А вот боярыню свою ты совсем запугал!

Семен Стрешнев идёт к столу, где Мария Лыкова собирает куски хлеба на поднос. Он садится рядом с Марией Лыковой, она наливает вина, садится. Савка встает перед столом, берёт с блюда последний кусок, берёт блюдо под мышку.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Так она сама просила меня читать. С чего ты решил, что я её пугаю?

САВКА
Я так же делать люблю: наговорю Марфушке разных страшилок, она стоит, слова вымолвить не может.

Мария Лыкова смотрит на Семена Стрешнева.

МАРИЯ ЛЫКОВА
(Савке)
И не стыдно тебе?

САВКА
Если по правде, то иногда стыдно маленько бывает. Но как скажет Марфуша: «Савка, миленький, на бросай меня, ты один мой защитник!», так мне радостно становится на сердце.

Мария Лыкова начинает смеяться, за ней начинает смеяться обескураженный Семен Стрешнев.

Семен Стрешнев подходит к Савке.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А не ты ли медвежонка выпустил из клетки, служивые сильно потом горевали, сказывали, шли мимо мальчонка с девчонкой, мальчонка нахальный больно, они-де мишку освободили.

САВКА
Нет, не я это.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Не божись, знаю, что ты.

САВКА
С чего это ты, боярин, знаешь, тебя там не было.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Когда я про медведя спросил, у тебя пот выступил.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Так это вы - герои? Молодцы, обхитрили Антошку с Егошкой!

Мария Лыкова смеётся.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Хочешь тайну скрыть, научись себя ничем не выдавать! Если сидит лютый зверь в зарослях и страха не имает, то делается неуязвим. А если ужас его обоймёт, учует тут же охотник добычу.

САВКА
Видом ничего не видывал, слыхом ничего не слыхивал, а употел, потому что здесь духота.

Семен Стрешнев садится за стол, пьёт.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Вижу смелый ты. Тюхальские болота хорошо знаешь?

САВКА
Хорошо.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Поедешь завтра со мной на охоту? мне проводник нужен. Или не можешь завтра, опять будешь свою подружку пугать?

САВКА
Еще чего не хватало мне с бабами водится! На охоту пойду, на мужицкое дело. А коня мне дашь?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А ты справишься? Не отвечай, знаю, что не обучен езде.

САВКА
Очень хотелось бы мне на коня!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Степан, научи его верховой езде, у него отца нет.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

На двор въезжает телега, запряжённая лошадью, которую ведет Семен Петрович. Из дома выбегает Марфа.

МАРФА
Батя, а дай на лошадке покататься! Савке боярин Стрешнев коня своего давал, я тоже хочу.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну если маленько только.

Семен Петрович распрягает лошадь, затем сажает на лошадь Марфу и ведет её по кругу. С заднего двора идет Глафира Анисимовна, несет охапкой травы для козы.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Семен, не девичье это дела, чего это вы удумали!

МАРФА
Савка на коне скакал, хвастался, я тоже хочу.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Не девичье это дело, иди лучше поясок ткать, а с Савкой нечего больше бегать, уже не маленькая.

Семен Петрович снимает Марфу с лошади.

МАРФА
Так готовы уже пояски.

Марфа убегает в дом, Семен Петрович уводит лошадь в сарай, за ним идёт Глафира Анисимовна с травой, они возвращаются. Выбегает Марфа.

МАРФА
Вот, смотрите!

Родители Марфы рассматривают три сотканных пояска.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ишь ты, научилась-таки узоры выводить, скоро можно будет в Москве продавать.

Глафира Анисимовна берёт пояски и уносит в дом.

МАРФА
А сделай мне, батя, станочек, хочу ковёр ткать, мне боярыня много ниточек надавала.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Подожди, не досуг мне.

Семен Петрович снимает с телеги вилы и грабли.

МАРФА
Тогда я сама станочек сколочу.

Марфа копается в дощечках, сваленных у стенки под навесом, вынимает две нужной длины, показывает отцу.

МАРФА
Батя, дай гвоздок и молоточек.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну куда тебе? Мужицкое это дело!

МАРФА
А я буду тебе помощницей раз брата у меня нет!

Семен Петрович достает четыре гвоздика, молоточек, дает Марфе.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
На, держи, только попадешь по пальцу – не жалуйся!

Семен Петрович ставит вилы и грабли под навес. Марфа пытается сколотить дощечки.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Потихоньку бей, приноровись сперва …

Из дома выходит Глафира Анисимовна.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Да что ж такое, опять мужицкое дело затеяла.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Не кипятись, мять. Пусть научиться дощечки прилаживать, в хозяйстве пригодится.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
А кто хлеб замесит?

МАРФА
Так я уже замесила, пока ты, мамка, огород полола!

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну ладно, дочка, иди тестом занимайся, а станочек я тебе попозже сделаю.

Марфа убегает в дом.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Вот мать, какую мы дочку вырастили, скоро нам и делать ничего не надо будет, разве что на соломе валяться.

Семен Петрович смеётся, хлопает жену по заднице. Та осуждающе машет на него рукой.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

Марфа бросает корм курицам в загон. По улице идёт Савка.

Марфа подбегает к изгороди.

МАРФА
Куда это ты?

САВКА
Как куда, не слыхала? В село скоморохи приехали. Иду ихних ребят искать.

МАРФА
И я с тобой!

САВКА
Да зачем ты мне? У нас мужицкое дело, иди к своим курам.

Савка идёт дальше, за ним увязывается Марфа.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ОКОЛИЦА ЛЕТО ДЕНЬ

У крайнего дома стоит МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ, около 13 лет. К нему подходит Савка, за ним следует Марфа.

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
Ну что Савка, покажешь, где у вас тут богатые мужики живут?  А это кто с тобой? Нам малых девок не надобно, у нас с тобой свои дела!

САВКА
(Марфе)
Говорил тебе, не ходи за мной, зачем увязалась?

МАРФА
Ну и пойду, а потом пирогов не проси!

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
Совсем обиделась малая, на тебе дудку да беги домой!

Мальчик-скоморох достает из котомки дудку, играет.

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
Ох, дуда моя дуда, почему ты так мала? Как была бы не мала …

Марфа берёт дудочку и, довольная, убегает.

МАЛЬЧИК СКОМОРОХ
Ну, теперь пойдём, показывай дворы богатых мужиков!


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ОГОРОД ЛЕТО ДЕНЬ

Глафира Анисимовна полет грядку. На огород приходит Семен Петрович, садится на бочку у сарая.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Мать, а мать, слышь?  Чего ты как курица в дерьме ковыряешься, дочка твоя где, с кем шастает?

Глафира Анисимовна поднимается от грядки.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
А с кем она шастает? С Савкой что ли? Так они еще дети малые.

Глафира Анисимовна продолжает полоть грядку.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Помнишь, и мы с тобой в детстве друг за другом бегали, и что от того случилось?

Глафира Анисимовна поднимается от грядки, показывает рукой пониже поясницы.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
А помнишь, ты меня вот сюды ущипнул? я тогда и подумала: «будет моим мужем!»

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Вы, бабы, всегда какие-то глупости помните. Разве ж это я тебя ущипнул?

ГЛАЯИРА АНИСИМОВНА
Конечно ты!

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Глупая баба! Ты с нами, с коломенскими ребятами, бегала, а дочка твоя со скоморохами!

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Со скоморохами?! Ну сейчас я ей покажу!

Глафира Анисимовна срывает крапиву и бежит с огорода.

МАРФА
(ВПЗ)
Мамка, батька, смотрите, что у меня есть! Мне скоморох дал и стишок рассказал … ой, мамка, ой не надо …

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
(ВПЗ)
Бесстыжая, ты знаешь, что эти слова означают?

МАРФА
(ВПЗ)
Нет!

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
(ВПЗ)
Сначала узнай, а потом повторяй!

МАРФА
(ВПЗ)
Ай, батя, спаси меня!

Семен Петрович сидит на бочке, поднимает яблочко с земли, трет его о рубаху и, довольный, надкусывает.

На огород вбегает Марфа, бросается к отцу.

МАРФА
Батя, за что меня мамка крапивой охадила? Жжёт сильно!

Семен Петрович сажает дочку рядом, гладит её по голове.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ничего, что жжёт здесь, главное, чтобы тута у тебя ума прибавилось ...
(стучит слегла Марфу по голову)
Слушайся, дочка, мамку, не водись с этим отродьем … ну, не плачь, вот тебе яблочко …


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ НА КРАЮ СЕЛА ЛЕТО ДЕНЬ

Мальчик-скоморох, Савка, Мальчик-1 и Мальчик-2 идут по улице.

САВКА
У садовников еще богатей один есть, Дементий, сын у него больно злой Силка, взгляд волчий ...

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
А девки у вас, погляжу, дуры.

САВКА
Почему это дуры?

МАЛЬЧИК-1
Да, почему?

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
А потому: в девках курочка — в бабах дурочка. А вот ещё: из девки гулящей не выйдет бабы путящей.

САВКА
А чего это ты наших девок обижаешь? Наши девки не гулящи!

МАЛЬЧИК-2
Да, зачем наших девок обижаешь?

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
Знаю я энто дело: не гулящи. Стояли мы в одной деревне, наши скоморохи всех девок в кустах переваляли, а девки сами в кусты так и прыгали.

Савка бьёт Мальчика-скомороха кулаком, тот дает сдачи, они валяться на землю. Мальчик-1 и Мальчик-2 эмоционально наблюдают за дракой.

Хорошенько поваляв друг друга по земле, Савка и Мальчик-скоморох садятся. Мальчик-скоморох вытирает сопли и пускает слёзы, подбирает свою котомку, достает сломаные гусли.

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
Ну вот, гусли сломал, что я теперь отцу скажу?

САВКА
Я не хотел.

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
И чего ты вдруг на меня набросился?

САВКА
Борзый ты очень, вот почему.

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
Меня отец убьёт теперича. Тебе от бати сильно достается?

САВКА
Нет у меня отца, одна мамка, она меня не бьёт.

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
А у меня матери нет, а от отца ласкового слова не услышишь.

Мальчик-скоморох и Савка поднимаются. Мальчик-скоморох начинает собирать вещи, которые выпали из котомки. Мальчик-1 и Мальчик-2 помогают ему, приносят свистульки, дудки.

САВКА
Пойдем к дядьке Герасиму, он тебе гусли починит, он у нас мастер знатный поделки делать.

МАЛЬЧИК-1
А если зашить что – пойдем ко мне, моя мамка заштопает!

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
А поесть хоть дадите?

Дети идут обратно в Коломенское.

МАЛЬЧИК-СКОМОРОХ
Правду люди говорят, всё зло от баб!



НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

Марфа метёт двор. По улице идет Савка, он подходит к изгороди.

САВКА
Марфушка, ты почему со мной не разговариваешь?

МАРФА
Уходи, Савка, не друг ты мне боле, я тебе верила, а ты надо мной с этим насмехался … иди к своим скоморохам.

САВКА
Уехали они, забыть уже пора! Я между прочим из-за тебя подрался!

МАРФА
Не прощу тебя, нехороший ты, Савка!

САВКА
Ну и не приду больше!

Савка уходит.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРФЫ ОСЕНЬ ДЕНЬ

Марфа сидит за прялкой. Глафира Анисимовна хлопочет у печки.
Входит Семен Петрович.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Холодно стало, скоро глядишь и снег выпадет.
(Марфе)
Ну что, дочка, мамке помогаешь? Вот и умница.

Марфа перестает прясть, встаёт, ставит на стол миску с едой. За стол садится Семен Петрович, начинает есть.

МАРФА
Я, батюшка, уже почти всю шерсть спряла.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Правильно, надо женским делом заниматься, а не с мальчишками бегать. Да теперь всё уже, уехал твой Савка, услали его в Домодедовскую волость, кому он здесь без матери нужен?

Марфа садится от расстройства на скамейку.

МАРФА
Уехал? И не попрощался?

Глафира Анисимовна подходит к дочери, кладет ей руку на плечо.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Уехал и уехал, зачем тебе с ним знаться, ни кола у него, ни двора.

МАРФА
Мог бы и попрощаться, жалко его мне, один он остался!


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА КОНЮХОВ ОСЕНЬ ДЕНЬ

В избе за длинным столом сидят конюхи, едят из мисок. Среди конюхов главный КОНЮХ АГАФОН, около 30 лет. Входят Конюх-1, Конюх-2, около 30 лет, ведут Савку.

КОНЮХ-1
Вот, Агафон, мальчонку привели, из Коломенского, сирота, сказали к конюхам определить.

КОНЮХ АГАФОН
Как зовут тебя, малой?

САВКА
Савка я.

КОНЮХ АГАФОН
Какого отца?

КОНЮХ АГАФОН
Нет у меня отца.

КОНЮХ АГАФОН
При конюшне служил?

САВКА
Нет, не приходилось ещё.

КОНЮХ АГАФОН
Мне подконюхи пока не требуются. Куда бы его определить?

КОНЮХ-2
Дьячок спрашивал, нет ли какого мальчика, работничек ему нужен в доме.

КОНЮХ АГАФОН
Дьячок? Придется к нему отправить, а потом посмотрим, мне тоже помощничек бы не помешал.


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ДОМ ДЬЯЧКА ЗИМА ДЕНЬ

В избе ДЬЯЧОК, мелкий чиновник, около 35 лет, учит своих сыновей грамоте. СЫН ДЬЯЧКА-1, 12 лет, и СЫН ДЬЯЧКА-2, 14 лет, сидят за столом напротив окна, перед ними бумага, в руках перья. Дьячок кладёт перед сыновьями букварь, в руках у него указка.

ДЬЯЧОК
Пишите каждой букве по строчке!

Входит в избу Савка с дровами.

ДЬЯЧОК
(Савке)
Дверь затворяй, не холоди избу!

Савка кладёт дрова у печки, затворяет дверь.

Сыновья Дьячка чешут затылки и переписывают буквы.

ДЬЯЧОК
Савка, подбрось дров!

СЫН ДЬЯЧКА-1
Батя, может хватит писать?

ДЬЯЧОК
Теперь читайте! Это какая буква?

Сыновья Дьячка молчат. Дьячок водит указкой по буквам и называет их.

ДЬЯЧОК
Аз, буки, веди, глагол.

СЫН ДЬЯЧКА-2
Аз … буки …

ДЬЯЧОК
(Сыну Дьячка-1)
Ты теперь.

СЫН ДЬЯЧКА-1
Глагол.

ДЬЯЧОК
Неправильно: веди. Эту теперь.

СЫН ДЬЯЧКА-1
На жука похожа, жук?

Савка подбрасывает дрова и прислушивается к происходящему.

ДЬЯЧОК
Нет, живите! Теперь сначала.

СЫН ДЬЯЧКА-1
Аз … Аз …

Дьячок поворачивается к Сыну Дьячка-2.

ДЬЯЧОК
Давай ты!

СЫН ДЬЯЧКА-2
Глагол?

СЫН ДЬЯЧКА-1
(Савке шепотом)
Савка, подскажи.

САВКА
(шепчет)
Буки.

Дьячок поворачивается к Савке, хватает его за ухо и подводит к столу.

ДЬЯЧОК
Умничаешь? А ну читай, не прочитаешь без запинки – задам тебе и глаголов и буков!

Дьячок придвигает букварь к Савке, указывает на буквы.

САВКА
Аз, буки, глагол, люди, покой, зело, земля, ук ...

Дьячок рассержен, отвешивает Савке оплеух, Савка выбегает из избы.

ДЬЯЧОК
Ах ты, собачий сын! Вместо того, чтобы работать, грамоту учил! Мои бестолочи читать не умеют, а он без запинки … я тебе покажу, как грамоту учить …


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ГОСУДАРЕВ КОНЮШЕННЫЙ ДВОР ЛЕТО ДЕНЬ

Конюх Агафон поит лошадь. Конюх-1 приводит Савку (около 12 лет).

КОНЮХ-1
Вот, привёл!

Конюх-1 уходит в конюшню.

КОНЮХ АГАФОН
Ну что, Савка? Как тебе учение у дьячка? Не все волосья он тебе повыдерал?

Савка молчит.

КОНЮХ АГАФОН
Сказал дьячок, чтоб забрали тебя, боится, что ты его подсидеть хочешь. Щас лошадей напоим и домой ко мне пойдём.


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ДЕНЬ

В избе на лавке у окна сидит глубоко беременная жена Конюха Агафона ФЕОДОСИЯ, около 30 лет, она прядёт. За столом сидят: ДОЧКА КОНЮХА, 4 лет, СЫН КОНЮХА, 5 лет, дети играют ложками.

Входит Конюх Агафон, за ним Савка.

КОНЮХ АГАФОН
Вот, Феодосьюшка, привёл тебе помощничка, чего прикажешь – всё сделает.

ФЕОДОСИЯ
(стонет)
Ой, как зовут-то тебя?

САВКА
Савка я.

Конюх Агафон толкает Савку к выходу.

КОНЮХ АГАФОН
Пойдём, я тебе коровку покажу!


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ДВОР КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ДЕНЬ

На дворе рядом с сараем стоят Конюх Агафон и Савка.

КОНЮХ АГАФОН
Здесь у нас, значит, коровка живёт. Колодец на заднем дворе, воды натаскай. Доить умеешь?

САВКА
Научился у дьячка.

КОНЮХ АГАФОН
Вот и хорошо. Пойду на службу, а ты к хозяйке ступай!

САВКА
Хозяин, а у хозяйки в животе ребеночек?

КОНЮХ АГАФОН
Нет, что ты малой, детей в капусте находят!

САВКА
Да ладно, не малой я, знаю откуда дети берутся.


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ДЕНЬ

За столом сидят Конюх Агафон, Савка, Дочка Конюха, Сын Конюха.

Конюх Агафон подпер голову руками и смотрит в стол. Савка, Дочка и Сын Конюха смотрят на Конюха Агафона. В раскрытую дверь доносится женский крик.

САВКА
Дяденька, а хозяйка не помрет?

Дочка и Сын Конюха начинают плакать. Конюх Агафон ударяет кулаком по столу.

КОНЮХ АГАФОН
Заткнись, без тебя тошно. Не могу больше, пойду лучше напьюсь.

Конюх Агафон резко встаёт, берёт шапку и уходит. Дети сидят испуганные.


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ДВОР КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ДЕНЬ

Савка сидит на земле у бани. Из бани доносятся женские стоны. ПОВИТУХА-2, женщина около 40 лет, показывается в дверях, выплескивает воду из тазика.

ПОВИТУХА-2
Савка, ты что здесь делаешь? Страшно тебе?

Повитуха-2 подходит к Савке, садится рядом.

ПОВИТУХА-2
Ты вот что. Хочешь, чтобы хозяйка нонеча родила быстро, делай вот так: ступай в дом, но не плачьте там, а пойте, веселитесь! Ребёнок должен в радости рождаться! Если всё исполнишь – разрешиться Федосьюшка от бремени благополучно!


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ДЕНЬ

Дочка Конюха и Сын Конюха сидят испуганные за столом. Входит Савка.

САВКА
Эй, вы чего? Мамка скоро вернётся. А пока давайте играть! Хотите покажу, как зайцы пляшут? А как петухи дерутся?

Савка начинает строить детям смешные рожи, кривляться, скакать лошадкой по избе, дети смеются.


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ДВОР КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ВЕЧЕР

Из бани выходит Повитуха-2. Слышится плач ребенка.

ПОВИТУХА-2
Савка! Беги к хозяину, сын родился!


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ДЕНЬ

За столом сидят Дочка Конюха и Сын Конюха, они кушают из миски кашу.
Феодосия лежит, она слаба. Хозяйством занимается Савка, он передвигается по избе быстрыми шагами.
Входит Конюх Агафон, снимает верхнюю одежду, бросает на лавку у входа.

КОНЮХ АГАФОН
Ну как вы тут?

САВКА
Ничего, справляемся.

КОНЮХ АГАФОН
(жене)
Всё лежишь?

Феодосия отводит глаза к стенке и натягивает на себя одеяло.

Савка пеленает ребенка в ногах у Феодосии, затем кладёт ребенка рядом с матерью, она кормит ребенка грудью.
Конюх Агафон садится за стол, Савка ставит ему миску с кашей. Конюх Агафон начинает есть, дети продолжают ковыряться ложками в полупустой миске. Савка берёт ребёнка на руки.

САВКА
Накушался? Пойдём спать, нечего мамке мешать, она ещё не поправилась.

Савка кладёт ребёнка в люльку, которая висит в голове Феодосии, он тут же засыпает. Савка достает из-за печки кувшин с отваром, несёт Феодосии.

САВКА
Отпей, хозяйка, только три глоточка. Боле не надо.

КОНЮХ АГАФОН
А ты почём знаешь?

САВКА
Так знахарка сказала, а то молоко горьким будет.

КОНЮХ АГАФОН
Ишь ты, умный какой.

Савка забирает кувшин с отваром и ставит за печку.

КОНЮХ АГАФОН
Хлеб подай!

Савка ставит на стол посуду с хлебом. Конюх Агафон берёт ломоть хлеба. Дети стучат ложками. Конюх Агафон смотрит на детей, подкладывает им каши из своей миски.
Савка берёт кафтан Конюха Агафона, вешает на гвоздь у входа.
Савка идёт к люльке и качает ребенка, который тихо попискивает. Савка идёт к печке, снимает с верёвки сушеную траву. Идёт в другую сторону, достаёт с полки ступку, ставит её на стол, берёт пестик, начинает толочь траву. Ребенок пищит, Савка вскакивает, качает, снова бросается толочь траву.

КОНЮХ АГАФОН
Да хватит мельтешить перед глазами.

САВКА
Не кричи, дядя Агафон, ребёнок проснётся – ничего делать не даст. Лучше пойди курицу зарежь, хозяйке питание хорошее нужно, а то мы её не поднимем!

Конюх Агафон бросает ложку в миску.

КОНЮХ АГАФОН
Да что ж такое, забыл, кто в доме хозяин? отобедать спокойно не дают! По зуботычинам заскучал?

ФЕОДОСИЯ
Отец, не бранись на него, помощник-то какой!

КОНЮХ АГАФОН
Ладно.
(Савке)
Сам-то поел?

САВКА
Сыт я.

Савка выводит детей из-за стола и тянет их на улицу.

САВКА
А ну-ка пойдёмте на улице, поиграем, я вам Аз и Буки покажу, не видите, батя от службы отдохнуть хочет!

Конюх Агафон берёт ложку и начинает есть.


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА КОНЮХА АГАФОНА ЛЕТО ДЕНЬ

Феодосия возится у печки, Конюх Агафон сидит за столом и мастерит игрушку. Савка сидит на другом конце стола, кормит кашей Дочку Конюха и Сына конюха.

Конюх Агафон посматривает на жену.

КОНЮХ АГАФОН
(Савке)
Укачал ребёнка?

САВКА
Спит.

КОНЮХ АГАФОН
Воды наносил?

САВКА
Всё сделал, хозяин.

КОНЮХ АГАФОН
Хозяйку слушался? а то смотри, у меня кулак тяжёлый.

ФЕОДОСИЯ
Да что ты, отец, грех на него жаловаться, за детишками присматривал и меня травками отпаивал.

КОНЮХ АГАФОН
Ну ладно, пошутил я, толковый вижу парень, выпрошу тебе холст на рубаху.

Конюх Агафон даёт игрушку дочке.

КОНЮХ АГАФОН
Вот что, идите-ка погуляйте с часок. Идите!

Савка встаёт, выводит детей на улицу.

КОНЮХ АГАФОН
Ступай, ступай!

Савка с детьми стоит в дверях.

КОНЮХ АГАФОН
И смотри, раньше времени не являйся, а то …

Конюх Агафон трясёт в воздухе кулаком.

САВКА
Да понял я, не малой уже.
(себе под нос)
Щас опять детей понаделают.


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ГОСУДАРЕВ КОНЮШЕННЫЙ ДВОР ЗИМА ДЕНЬ

В конюшне - кони, Савка вырос, уже юноша.
Савка чистит стойла, Конюх-1 несёт сено. Входит Конюх-2.

КОНЮХ-2
Ну что, Савка, нравиться тебе с лошадками возиться?

САВКА
Иной раз с лошадками легче, чем с людьми.

КОНЮХ-1
Ты так, гладишь, до старшего конюха дослужишься. Лошадки тебя, Савка, любят, подход к ним нашёл особый или слово заветное знаешь?

Савка молчит.

КОНЮХ-2
А как ты, Савка, коня боярина Стрешнева вылечил? Откуда узнал, что конь на гвоздок наступил?

САВКА
Я не знал, просто присмотрелся и прислушался к коню.

КОНЮХ-1
Я ж говорю, ты лошадиный язык понимаешь.

КОНЮХ-2
Ладно, хватит языками трепать, пошли за водой.


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО У КОЛОДЦА ЗИМА ДЕНЬ

Савка, Конюх-1 и Конюх-2 наполняют бочку, которая стоит на санках, водой из колодца-журавля. Подходит АНФИСА, баба около 25 лет, с вёдрами.

АНФИСА
Здрастье кого не видела! Мужики, наберите-ка водички!

КОНЮХ-1
И тебе не хворать! Савка, плесни воды бабе!

Савка наливает воду в ведёрки.

Анфиса пытается поднять вёдра, но тут же бросает.

АНФИСА
Ох, мужики, помогите воду до дома донести, что-то в спину вступило.

КОНЮХ-1
Да от чего же не помочь? Только вот, кого ж ты хочешь в помощнички?

АНФИСА
Да вот этого, молодого конюха! Савкой зовут? Как вырос-то, как возмужал!

КОНЮХ-2
Савка, помоги Анфиске, а она тебя отблагодарит после. Иди, иди!

КОНЮХ-1
Иди, Савка, не робей. Не забудь потом рассказать, как всё прошло!

Конюх-1 и Конюх-2 смеются. Ничего непонимающий Савка берёт вёдра и идёт за Анфисой.


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА АНФИСЫ ЗИМА ВЕЧЕР

Савка сидит за столом и с аппетитом ест кашу. Анфиса сидит рядом, смотрит на него с интересом.

АНФИСА
Сладка ли каша?

Савка кивает головой. Анфиса снимает головной убор, оголяет шею, Савка посматривает на неё с опаской.

АНФИСА
Что-то сильно печь натопила!

Анфиса двигается ближе к Савке.

АНФИСА
Так, говоришь, нет у тебя матери?

САВКА
Сирота я.

АНФИСА
Бедненький ты, сиротинушка! Дай я тебя вместо матери приголублю!

Анфиса обнимает обескураженного Савка руками, кладёт его голову к себе на грудь.


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ИЗБА АНФИСЫ ЗИМА ДЕНЬ

На кровати под одеялом кто-то кувыркается. Громкий стук в дверь. Из-под одеяла показываются Анфиса и АНТИП, мужик 30 лет.

АНТИП
Ну кто там ещё?

АНФИСА
Да Савка это, надоел хуже собаки! Подожди, Антип, я щас!

Анфиса встаёт, накидывает на рубаху шубу, платок, идёт к двери.


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ДОМ АНФИСЫ ЗИМА ДЕНЬ

У двери стоит Савка, стучит. В дверях показывается Анфиса, она выходит наружу, притворяет дверь.

АНФИСА
Ну чего тебе? Было же сказано, не ходи боле, не люб ты мне.

САВКА
А раньше люб был?

АНФИСА
А раньше люб был.

САВКА
Так что случилось?

АНФИСА
Да ничего не случилось!

АНТИП
(ВПЗ)
Ты долго еще?

АНФИСА
Другой теперь мне люб.

САВКА
А как же я?

АНФИСА
Да так. Иди девку какую-нибудь найди себе!

САВКА
Нельзя с девкой-то!

АНФИСА
Кто сказал?

САВКА
Матушка так говаривала.

АНФИСА
Почему нельзя? Можно. Девки такие дуры: забрюхатят, будут думать от ветра надуло!

Анфиса хочет войти в дом, Савка пытается её задержать, но она отталкивает его.


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ОКРАИНА ЗИМА ДЕНЬ

На улице оживленно, люди празднуют масленицу. Савка спешит по улице, навстречу ему идёт девушка лет 14. Она смущенно улыбается, видно, что Савка ей нравится. Савка с отвращением отворачивается.

Савка идёт по направлению к толпе. Толпа стоит по кругу, в центре происходят кулачные бои. Зрители, в основном мужчины, недовольны вялой игрой. Среди зрителей Конюх Агафон, Конюх-1, Конюх-2, КУПЕЦ-1 (35 лет), КУПЕЦ-2 (35 лет).

Бьются на кулачках молодые парни, подростки и постарше.
Вне круга стоит КУЗНЕЦ, около 35 лет. Он профессиональный боец, разминается.

КУЗНЕЦ
Видно, нынче драться будет не с кем.

КУПЕЦ-1
Пойдем, что ли. Смотреть не на что.

КУПЕЦ-2
Подожди маленько, может ещё какой боец объявится.

КУПЕЦ-1
Пойдем, а то как бы товар не пропал!

В круг неожиданно, всех расталкивая, прорывается Савка. Он начинает отвешивать удары направо и налево. Одни парни отходят, тут же подходят другие, но получают увесистые удары, которые сбивают их с ног.

КУПЕЦ-1
Во, смотри, Кузьма, молодой петушок прилетел!

КУПЕЦ-2
Ишь как хвост распустил!

Зрители начинают оживляться, крики усиливаются.

Все ушли из круга, Савка вытирает нос. Тут в круг входит Кузнец, он засучивает рукава.

КУЗНЕЦ
Ну что, сразимся, или боишься?

Толпа приходит в восторг. Над Савкой смеются.

КУПЕЦ-1
Ну что, не по силам тебе?

КУПЕЦ-2
Смотри в штаны не напусти!

КУПЕЦ-1
Может к мамке пойдёшь?

Савка злится. Он нападает на Кузнеца, но тот уворачивается. Савка ещё раз пытается нанести удар, но опять мимо. Кузнец сохраняет спокойствие, Савка ещ больше злится. После нескольких неудачных попыток, Савка неожиданно для всех ударяет Кузнеца в лицо. Толпа в восторге.

КУЗНЕЦ
Ну всё, сам напросился!

Кузнец сбивает Савку с ног.

КУЗНЕЦ
Может хватит?

Савка поднимается с ног и нападает на Кузнеца. Савка беспорядочно наносит удары, Кузнец отбивается. Толпа ещё больше возбуждается.

КУПЕЦ-1
Кузнец, сломай ему нос!

КУПЕЦ-2
Эй, петух, смотри, клюв уже окровавил!

КУПЕЦ-1
Давай ставки делать!

КУПЕЦ-2
Так чего тут думать: кузнец победит.

КУПЕЦ-1
Ясное дело, что кузнец. А вот сколько молодой петушок продержится? Делай ставку, я буду считать: один, два, три …

КУЗНЕЦ
Ну всё, надоел.

Кузнец бьёт Савку и тот падает.

КУЗНЕЦ
Сдаешься?

Савка встает, опять нападает на Кузнеца, Савка уже измотан. Кузнец снова ударяет Савку, тот падает, не встает.

КУЗНЕЦ
Напрыгался молодой петушок!

Толпа ликует, Кузнец поворачивается спиной к Савке, собирается уходить. Савка делает рывок и хватает Кузнеца за ногу, тот падает.

КУЗНЕЦ
А теперь точно разозлил.

Кузнец переворачивается, Савка привстает, Кузнец набрасывается на Савку, заламывает ему руку.

КУЗНЕЦ
Сдаешься?

САВКА
Нет.

КУЗНЕЦ
Тогда получай.

Кузнец делает Савке болевой захват.

КУЗНЕЦ
Сдавайся, ишь злой какой! Себя не жалко? буде ужо!

САВКА
Сдаюсь.

Кузнец отпускает Савку, оба валяются на снегу.


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ОКРАИНА СЕЛА ЗИМА ВЕЧЕР

Гуляние продолжается, туда и сюда ходят весёлые сельчане. Домой идёт Кузнец, он с удовольствием трясёт кошельком с деньгами. Кузнец замечает Савку, который берёт снег и прикладывает к разбитому лицу. Кузнец подходит к Савке, тот хочет идти прочь. Кузнец хватает Савку за шиворот.

КУЗНЕЦ
Куда? Со мной идём, моя жена нас лечить будет.

Савка не в силах сопротивляться, идёт за Кузнецом.

КУЗНЕЦ
Купцы мне денег отсыпали, и твоя доля в них есть, пойдём!


ИНТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ДОМ КУЗНЕЦА ЗИМА ВЕЧЕР

ЖЕНА КУЗНЕЦА, женщина около 30 лет, ставит на стол блюдо с блинами. Отворяется дверь, входят Кузнец и Савка.

ЖЕНА КУЗНЕЦА
Ах! Да что ж ты с малым сделал?!

КУЗНЕЦ
Малой? Да он мне чуть нос не сломал. Злющий больно, сам на кулаки налетал, видно обидел его кто-то сильно.

Жена Кузнеца что-то шепчет мужу на ухо, затем идёт к печке и начинает готовить примочки в мисочке.

Кузнец садится за стол, крестится, берёт блин.

КУЗНЕЦ
Так вот оно что! А зачем сам к ней пошёл поганиться? Мал ещё для таких дел!

САВКА
(с трудом говорит)
Я не малой.

ЖЕНА КУЗНЕЦА
Садись, Савка, блинов поешь!

Савка садится на край скамьи.

КУЗНЕЦ
Он есть не будет. Не может.

Жена Кузнеца промывает Савке раны, тот морщиться.

КУЗНЕЦ
Понравился ты мне, малой.

САВКА
Я не малой!

КУЗНЕЦ
Помолчи уже, губы пожалей. Хочешь буду тебя кулачному делу учить? Хочу опыт свой кому-нибудь передать.

Савка кивает головой.

КУЗНЕЦ
(Жене)
Мне тоже примочку сделай.

Жена идёт к миске с настоем трав.

КУЗНЕЦ
Хочешь и лечебному делу тебя обучим?

Савка кивает головой.


НАТ. СЕЛО ДОМОДЕДОВО ДВОР У ПРИКАЗНОЙ ИЗБЫ ЛЕТО ДЕНЬ

Жители Домодедова собрались у приказной избы, они слушают Дьячка, тот читает приказ. Позади толпы стоят Савка, Кузнец, Конюх-2. Рядом с Дьячком стоит Анфиса, ДОМОДЕДОВСКИЙ СВЯЩЕННИК (35 лет), два приказных (около 30 лет).

ДЬЯЧОК
И за блудное воровство приговаривается жёнка Анфиска к церковному покаянию и к пяти ударам батогами.

КОНЮХ-2
Догулялась, будет ей теперь порка!

Стоят довольные бабы, мужики слушают озадаченные. Впереди баб стоит торжествующая попадья.

ДЬЯЧОК
(Священнику)
Привели к церковному покаянию?

СВЯЩЕННИК
Да.

КОНЮХ-2
Сказывали, попадья на неё ключнику донесла, нагрянул ключник с проверкой - и с проезжим купцом её застукали! Не будет в другой раз воровать!

КУЗНЕЦ
А ты чего скалишься, не ты ли к ней сам хаживал?

КОНЮХ-2
Я?! Нет!

КУЗНЕЦ
(Савке)
Пошли отсюда!
ДЬЯЧОК
Приступайте к исполнению наказания.

Два приказных тащат Анфису на задний двор, где будет производится порка. Женщина упирается.

АНФИСА
Миленькие, родненькие! Не виноватая я! Он сам пришёл!

ДЬЯЧОК
(тихо Анфисе)
Да не кричи ты так, мы тебя для виду побьём.

Кузнец и Савка идут прочь.

КУЗНЕЦ
Ну что, Савка, прошла у тебя злость?

САВКА
Прошла маленько.

КУЗНЕЦ
Ну вот и хорошо. Ты зла на баб не держи, а на Анфиску тем боле, слаба она на это дело. А встретишь девку потом какую хорошую, полюбишь – и сердцем воспрянешь, любовь она другая совсем, ты мне поверь.

продолжение http://proza.ru/2021/11/14/1306